Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
план-конспект занятия на тему

Саурина Татьяна Петровна

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной формы такой карты, тем более логопедического занятия,  на сегодняшний день нет. Для реализации поставленных задач в коррекционно-логопедическом обучении очень подходит,как нам кажется, данная структура карты. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий как для организации фронтальной работы с группой, так и для индивидуальной и парной.Задачи по закреплению материала решаем с помощью программно-методического комплекса "Радуга в комьютере" и компьютерного практикума по русскому языку для проведения логопедических занятий в начальной школе. Это адрес  www.logozavr.ru. где можно приобрести эти компьютерные программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

– «открытия» новых знаний

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Саурина Татьяна Петровна

Группа (класс, логопедическое заключение)

НВОНР, 2 класс

Тема занятия

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель

 Умение  определять  роль  предлогов в словосочетании и предложении, правильно писать предлоги с другими словами

Задачи

Образовательные:

Предполагается, что к концу занятия обучающиеся будут:

- уметь подбирать предлоги  к словосочетаниям и предложениям

-уметь определять роль предлогов в словосочетании и предложении

- систематизировать знания о предлогах и их написании со словами

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию  навыков фонематического и языкового анализа и синтеза;

- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между частями речи;

- обеспечить условия для развития и уточнения конкретно-пространственных значений предлогов

- способствовать преодолению аграмматизмов  в устной и в письменной речи

Воспитательные:

-создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля

-способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

- создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасной работы на ПК

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:  1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа речевого материала делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на слайде.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

 Аппаратное обеспечение: индивидуальные компьютеры,  плазменная панель, презентация «Предлоги», компьютерный практикум для проведения логопедических занятий  в начальной школе «Академия младшего школьника»

 Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Этап мотивации

2 мин

Словесные - беседа

Ф –фронтальная., И – индивидуальная

 

Задача: Психологический настрой обучающихся. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение обучающихся в деятельность.

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением.

А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать? Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на занятии узнать что-то новое, сделать  своё маленькое открытие?

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Произнесите эти слова.

Поднимают эмблемы настроения

Хороший

Нужно быть внимательными и наблюдательными.

Произносят:

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы хорошо учимся!

И всё у нас получится!

Этап актуализации знаний

3 мин

Практические: по характеру языкового материала- грамматические, синтаксические, по форме проведения- устные и письменные

Ф –фронтальная.,  И – индивидуальная

Словарная разминка:

а) На слайде пары слов пирог-брусника, собака – улица, каша – молоко, снегирь – рябина

Соедините слова так, чтобы получились словосочетания. Подумайте, что для этого необходимо сделать? Какое маленькое слово нужно добавить? Как будете записывать предлог со словами?

Запишите словосочетания в тетрадь,  подчеркните опасные места, пробел между предлогом и словом

б) Какие словарные слова встретились нам в задании?

Составьте с любым из них предложение. Запишите в тетрадь. Найдите и обозначьте слово, с которым употреблён предлог. Подчеркните опасное место между предлогом и словом. Как называется это место?(Пробел)

Выполняют задание, подбирают предлоги, обосновывают свой выбор

Составляют и записывают предложения, подчёркивают опасные места (пробелы)

Этап выявления затруднений

5 мин

Метод решения грамматико-орфографических задач,;

по характеру умственной деятельности - аналитико-синтетические; наглядно-демонстрационные;  проблемные и частично-поисковые

Ф –фронтальная.,  И – индивидуальная

Прочитай текст на слайде.

Кружатся снежинки ___ холодном воздухе.

Катаются дети ____  коньках ____ гладкому льду.

Весело ребятам ____ зимнее  время _____ улице.

Можно ли это назвать текстом? Что нужно исправить? (Работа по карточкам с деформированным текстом)

Определите части речи в тексте и попробуйте назвать тему занятия.

ФИЗМИНУТКА

Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть за партой и т.д

Я использовала слова встать или присесть со словом парта. Почему же вы меняли место и положение?

Я предлагаю подумать, какие вопросы важны в этой теме, что нам нужно узнать?

Предлагаю все предлоги, которые встретились нам на занятии собрать в корзину (на слайде корзина с предлогами)

Читают, исправляют у себя в карточках

Определяют части речи и выясняют какая часть речи пропущена. Предлоги

Выполняют движения

Вы говорили слова около, перед, за и т.д.Это были предлоги и мы меняли  места.

Что такое предлог?

Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогом? Как писать предлог с другими словами?

Этап объяснения (добывания) нового знания

12 мин

Лингвистический эксперимент;  моделирование предложений;  

по характеру умственной деятельности – аналитико-синтетические;

лексический и фонематический анализ;

Ф – фронтальная  П – парная, И - индивидуальная

Лингвистический эксперимент.

– Прочитайте это же предложение (Медведица с медвежонком ходила по редкому лесу за оврагом.) без предлога.

-Что получается?

-Для чего же нужны предлоги в предложении, речи?

Наблюдать это мы и будем на занятии.

Составим план. Как вы думаете, что нужно отразить в плане? (Вопросы-помощники: Для чего нужны предлоги в предложении? Как пишутся предлоги со словами)

  1. Связь слов в предложении.
  2. Написание предлогов со словами.

Что мы сейчас делали?

 Запись предложения под диктовку.

Выполняется на доске под руководством учителя-логопеда,  так как учащиеся не знают правописания некоторых слов.

С  тропинки начинается широкая дорога.

-Как понимаете это предложение?

-Назовите предлог. С каким словом он употреблён?

-Что называет это слово?

- А от какого слова нужно к нему поставить вопрос?

- Покажите эту связь. Как это нужно сделать?.

 Для чего нужен предлог?

  1. Работа с  деформированным текстом

Солнечная ванна гадюки.

Каждое утро гадюка выползает (на)сухой пенёк она (с) трудом ползёт (у) неё на холоде остыла кровь (на)солнышке она оживёт и поползёт (за)мышами

 

Взаимопроверка.

Добавьте в нашу корзину новые предлоги, которые встретились в задании.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно написать предлоги?

– Ты всё сделал правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно составил рассказ, но и объективно оценил свою работу

Нарушается речь, слова не связаны между собой.)

Предлоги нужны для связи слов в предложении.)

Составляют план

Планировали свою деятельность.

С маленького дела начинается большое.

Со словом тропинки. 

Предмет.

Начинается.

Поставить стрелку от слова начинается к слову тропинки 

Чтобы связать слова.

Самостоятельно выполняют в парах.

Проверяют друг у друга задание, выделяют новые предлоги

  1. Звуко-буквенный анализ слова кровь

Вопросы к ученику, выполнявшему первым  работу (начало формирования алгоритма  самооценки)

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

-Ты сделал всё правильно или были недочёты?

-Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Что мы сейчас делали?

-Какие умения формировали?

Оценивали свою работу

Умение работать с информацией

Закрепление во внешней речи

3 мин

По форме проведения  - устные;

По характеру умственной деятельности – обобщение;

Ф- фронтальная

По какому плану мы действовали  на занятии?

Какое задание вас удивило?

Мы пользуемся предлогами часто и на этом занятии мы начали создавать свой банк предлогов. Это будет наша помощница – корзина с предлогами

С какими слова «дружат» предлоги?

Как  это можно показать на письме?

Как пишутся предлоги с другими словами?

  1. Связь слов в предложении.
  2. Написание предлогов со словами.

Как складывать предлоги в корзину.

Со словами-предметами

Стрелкой от главного слова в словосочетании

Раздельно

Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

Сравнение, группирование, по уровню самостоятельности – с проверкой после выполнения задания, метод решения грамматико-орфографических задач

П – парная с самопроверкой

Мы выяснили, что предлог это отдельное слово и пишется раздельно с другими словами. Попробуем сделать самостоятельно задания на ПК.  Предлагаю воспользоваться нашей корзиной-помощницей и на практике отработать умение правильно писать предлоги со словами.

 

Работа с компьютерным практикумом  для логопедических занятий

SORTWORD 30    XFILES 53

Работают  в парах на ПК

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

5 мин

Словесные: диалог;

По характеру умственной деятельности – обобщение, смысловая  и эмоциональная рефлексия

Ф - фронтальная

Назовите ключевые слова занятия.

На какие вопросы мы должны были найти ответ на занятии?

На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?

Сделайте вывод: к каким словам относятся предлоги

Для чего нужны предлоги?

Сравните свой вывод с текстом на слайде. (Предлоги служат  для связи слов в предложении)

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

-В чём испытывали затруднения?

Предлог, раздельно, нельзя поставить вопрос

Что такое предлог?

Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогом? Как писать предлог с другими словами? (Отвечают на вопросы)

К словам-названиям предметов

Для связи слов в предложении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Раздельное написание предлогов с другими словами

Презентация составлена на основе сценария урока, представленного в пособии:  Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой. I ча...

презентация к уроку "Слитное и раздельное написание предлогов"

Данный матриал может быть использован в качестве изучения нового матриала по разделу "Предлоги"...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...