Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л
план-конспект на тему

Малькович Олеся Александровна

Форма организации: подгрупповая.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;

• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;

• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);

Этап: автоматизации и дифференциации

Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «Л» и «Р» в различных позициях.

Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «Л» и «Р».

• Подготовить речевой материал для активизации словаря по теме «Осенний лес».

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже, употребление предлогов).

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка звукового анализа слов, зрительно-пространственной ориентировки, графо-моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;

• Организовать самооценочную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

Образовательные

Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.

 • Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.

 • Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.

 • Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.

 • Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.

 Коррекционно-развивающие

 • У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.

 • Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.

 • Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.

 • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

 Воспитательные

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

 • У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.

 • У ребенка сформирована сознательность, ответственность.

 • Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.

 • У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.


Методы: решение проблемной ситуации (как попасть в осенний лес);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л и Р, автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

Материалы и оборудование: декорация осенней лесой поляны, , заготовки для графических упражнений, логопедическое лото, интерактивная игра, презентация с изображением осеннего пейзажей, аудиозапись с музыкой А.Вивальди «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия.

Тема: Дифференциация звуков Р и Л        

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма организации: подгрупповая.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;

• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;

• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);

Этап: автоматизации и дифференциации

Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «Л» и «Р» в различных позициях.

Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «Л» и «Р».

• Подготовить речевой материал для активизации словаря по теме «Осенний лес».

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже, употребление предлогов).

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка звукового анализа слов, зрительно-пространственной ориентировки, графо-моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;

• Организовать самооценочную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

Образовательные

Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.

 • Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.

 • Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.

 • Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.

 • Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.

 Коррекционно-развивающие

 • У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.

 • Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.

 • Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.

 • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

 Воспитательные

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

 • У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.

 • У ребенка сформирована сознательность, ответственность.

 • Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.

 • У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.


Методы: решение проблемной ситуации (как попасть в осенний лес);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л и Р, автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

Материалы и оборудование: декорация осенней лесой поляны, , заготовки для графических упражнений, логопедическое лото, интерактивная игра, презентация с изображением осеннего пейзажей, аудиозапись с музыкой А.Вивальди «Времена года».

Этап. Время проведения

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой. 1 мин

Приветствие: хоровое проговаривание детьми совместно с педагогом«Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно»

Создает атмосферу психологической безопасности

Приветствуют педагога, выражают психологическую готовность к речевой деятельности

Формирование положительного отношения друг к другу и окружающим.

Мотивационно-побудительный 

4 мин.

Проблемный вопрос

Раздаются звуки мелодии А. Вивальди «Осень». На экране появляются и медленно сменяются пейзажи осеннего леса.

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года? ( Осень)

— Осенью природа особенно красива. Когда гуляешь по осеннему лесу, чувствуешь себя как в сказке. Очень хочется по собирать красивые осенние листья

- А вы хотите очутиться в осеннем лесу?

- для того что бы попасть в лес нам нужно правильно произносить звуки Р и Л. Давайте вспомним правильное положение языка при артикуляции звуков Р и Л.

- организует образовательное пространство.

- исходя из педагогического замысла вызывает у детей состояние соучастия в ситуации- моделирует проблемную ситуацию и способствует  возникновению у детей состояния «хочу решить проблему»;

 - совместно с детьми определяет  пути решения проблемы,

 - создает  условия для формулирования темы  занятия детьми - обеспечивает появление  у детей дополнительной мотивации  («мне надо четко говорить и тогда…»),

 - задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность

-воспринимают  информацию;

- осознают и принимают поставленную задачу;

-выражают собственные мысли, чувства;

- выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение;

-самостоятельно определяют тему занятия и планируют предстоящую деятельность;

-осознают зависимость конечного результата речевой деятельности от собственных усилий.

Привлечение непроизвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Формальная готовность  к предстоящей речевой деятельности.

Основной этап.

20 мин. Ситуация выбора

Уточнение артикуляционного уклада звука Р и Л.

- Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог созвуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки – Рожки, Ложь - Рожь Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

- вот и очутились мы в осеннем лесу,

можно собрать красивые листья, но листья не простые ,а с картинками  в которых живут звуки Р и Л, нам нужно определить место звука в слове, где находятся звуки в начале слова, середине или конце слова.

Кинезиологические упражнения: ухо – нос, кулак – ладонь, лягушка.

Интерактивная игра на доске «Где живут звуки?

- нам нужно определить в какой коробке живут картинки со звуком Р, а в какой со звуком Л.

Работа по развитию графо-моторных навыков.

-На картинке спутались все предметы, совсем не понятно что нарисовано, давайте обведем каждый предмет разным цветом и посмотрим ,что спрятал художник.

- организует деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения последовательных действий   результату, цели и  задачам;

- активизирует субъектный опыт каждого ребенка;

- задает вопросы, стимулирующие процессы мышления и речи;

-  поощряет детей к высказываниям; инициирует общее обсуждение;  

 - вовлекает детей в практическую деятельность;

- стимулирует взаимодействие детей  в достижении результата;

 создает ситуацию выбора для каждого ребенка;

-  наблюдает за детьми во время выполнения заданий;

-  в случае затруднений  оказывает  необходимую помощь и эмоциональную поддержку; осуществляет контроль за звукопроизношением;

 - стимулирует детей к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля за произношением звука.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют;

осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением

делают выбор, опираясь на свои возможности.

оценивают  результат индивидуальной и совместной деятельности.

Подготовка артикуляционного аппарата.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

формирование предпосылок к овладению грамотой — умение фонетически правильно воспроизводить слова, осуществлять процессы звукового анализа и синтеза, словоизменения и словообразования; сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Рефлексия.5 мин.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

Обращение индивидуально:

Как ты считаешь, ты все слова со звуком «Л»/ «Р» проговаривал четко?

Какие слова были для тебя самыми трудными?

Если вам все понравилось и вы довольны результатом — можете взять с собой осенние листочки, которые мы собрали в лесу.

- подводит  итоги  занятия с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

- организует оценку ребенком результата своей речевой деятельности.

-намечает перспективы дальнейшей деятельности

оценивают качество собственной деятельности; оценивают конечный результат совместной практической деятельности; выражают эмоциональное состояние и степень удовлетворенности выполненными действиями.

фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели;

осознание себя как участника познавательного, творческого, речевого  процесса;

сформированность элементарных навыков самооценки.

Учитель – логопед: Малькович Олеся Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Анализ логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков Р и Л

ФИО логопеда: Малькович Олеся Александровна  Город (район):  пгт Талакан, Бурейский район  МДОБУ ЦРР – детский сад №4 «Лесовичок», дата: 16 ноября 2017 г.Эта...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".

Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым  карандашами....

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...