Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л
план-конспект на тему
Форма организации: подгрупповая.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;
• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;
• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);
Этап: автоматизации и дифференциации
Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «Л» и «Р» в различных позициях.
Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «Л» и «Р».
• Подготовить речевой материал для активизации словаря по теме «Осенний лес».
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже, употребление предлогов).
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка звукового анализа слов, зрительно-пространственной ориентировки, графо-моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;
• Организовать самооценочную деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
Образовательные
Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.
• Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.
• Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
• Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.
• Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.
Коррекционно-развивающие
• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.
• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.
• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.
Воспитательные
• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.
• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.
• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.
• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.
Методы: решение проблемной ситуации (как попасть в осенний лес);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.
Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л и Р, автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.
Материалы и оборудование: декорация осенней лесой поляны, , заготовки для графических упражнений, логопедическое лото, интерактивная игра, презентация с изображением осеннего пейзажей, аудиозапись с музыкой А.Вивальди «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков Р и Л
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Форма организации: подгрупповая.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;
• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;
• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);
Этап: автоматизации и дифференциации
Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «Л» и «Р» в различных позициях.
Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «Л» и «Р».
• Подготовить речевой материал для активизации словаря по теме «Осенний лес».
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже, употребление предлогов).
• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка звукового анализа слов, зрительно-пространственной ориентировки, графо-моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;
• Организовать самооценочную деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
Образовательные
Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.
• Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.
• Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
• Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.
• Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.
Коррекционно-развивающие
• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.
• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.
• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.
Воспитательные
• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.
• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.
• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.
• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.
Методы: решение проблемной ситуации (как попасть в осенний лес);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.
Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л и Р, автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.
Материалы и оборудование: декорация осенней лесой поляны, , заготовки для графических упражнений, логопедическое лото, интерактивная игра, презентация с изображением осеннего пейзажей, аудиозапись с музыкой А.Вивальди «Времена года».
Этап. Время проведения | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Психологический настрой. 1 мин | Приветствие: хоровое проговаривание детьми совместно с педагогом«Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре - говорим всё чётко, внятно, чтобы было всем понятно» | Создает атмосферу психологической безопасности | Приветствуют педагога, выражают психологическую готовность к речевой деятельности | Формирование положительного отношения друг к другу и окружающим. |
Мотивационно-побудительный 4 мин. Проблемный вопрос | Раздаются звуки мелодии А. Вивальди «Осень». На экране появляются и медленно сменяются пейзажи осеннего леса. - Какие времена года вы знаете? - Какое сейчас время года? ( Осень) — Осенью природа особенно красива. Когда гуляешь по осеннему лесу, чувствуешь себя как в сказке. Очень хочется по собирать красивые осенние листья - А вы хотите очутиться в осеннем лесу? - для того что бы попасть в лес нам нужно правильно произносить звуки Р и Л. Давайте вспомним правильное положение языка при артикуляции звуков Р и Л. | - организует образовательное пространство. - исходя из педагогического замысла вызывает у детей состояние соучастия в ситуации- моделирует проблемную ситуацию и способствует возникновению у детей состояния «хочу решить проблему»; - совместно с детьми определяет пути решения проблемы, - создает условия для формулирования темы занятия детьми - обеспечивает появление у детей дополнительной мотивации («мне надо четко говорить и тогда…»), - задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность | -воспринимают информацию; - осознают и принимают поставленную задачу; -выражают собственные мысли, чувства; - выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение; -самостоятельно определяют тему занятия и планируют предстоящую деятельность; -осознают зависимость конечного результата речевой деятельности от собственных усилий. | Привлечение непроизвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. Формальная готовность к предстоящей речевой деятельности. |
Основной этап. 20 мин. Ситуация выбора | Уточнение артикуляционного уклада звука Р и Л. - Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем! Первая лужица: Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л: С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л Перепрыгивайте. Вторая лужица: Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог созвуком Р, два раза – со звуком Л. ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ Перепрыгивайте. Третья лужица: Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л. Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза… Перепрыгивайте. Четвертая лужица: Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ. В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по... Перепрыгивайте. Пятая последняя лужица: Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово. Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука Ложки – Рожки, Ложь - Рожь Жалко-Жарко Перепрыгивайте. - вот и очутились мы в осеннем лесу, можно собрать красивые листья, но листья не простые ,а с картинками в которых живут звуки Р и Л, нам нужно определить место звука в слове, где находятся звуки в начале слова, середине или конце слова. Кинезиологические упражнения: ухо – нос, кулак – ладонь, лягушка. Интерактивная игра на доске «Где живут звуки? - нам нужно определить в какой коробке живут картинки со звуком Р, а в какой со звуком Л. Работа по развитию графо-моторных навыков. -На картинке спутались все предметы, совсем не понятно что нарисовано, давайте обведем каждый предмет разным цветом и посмотрим ,что спрятал художник. | - организует деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения последовательных действий результату, цели и задачам; - активизирует субъектный опыт каждого ребенка; - задает вопросы, стимулирующие процессы мышления и речи; - поощряет детей к высказываниям; инициирует общее обсуждение; - вовлекает детей в практическую деятельность; - стимулирует взаимодействие детей в достижении результата; создает ситуацию выбора для каждого ребенка; - наблюдает за детьми во время выполнения заданий; - в случае затруднений оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку; осуществляет контроль за звукопроизношением; - стимулирует детей к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля за произношением звука. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением делают выбор, опираясь на свои возможности. оценивают результат индивидуальной и совместной деятельности. | Подготовка артикуляционного аппарата. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; формирование предпосылок к овладению грамотой — умение фонетически правильно воспроизводить слова, осуществлять процессы звукового анализа и синтеза, словоизменения и словообразования; сформированность элементарных навыков самоконтроля. |
Рефлексия.5 мин. | - Что вам понравилось больше всего? - Что показалось самым трудным? Обращение индивидуально: Как ты считаешь, ты все слова со звуком «Л»/ «Р» проговаривал четко? Какие слова были для тебя самыми трудными? Если вам все понравилось и вы довольны результатом — можете взять с собой осенние листочки, которые мы собрали в лесу. | - подводит итоги занятия с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. - организует оценку ребенком результата своей речевой деятельности. -намечает перспективы дальнейшей деятельности | оценивают качество собственной деятельности; оценивают конечный результат совместной практической деятельности; выражают эмоциональное состояние и степень удовлетворенности выполненными действиями. | фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели; осознание себя как участника познавательного, творческого, речевого процесса; сформированность элементарных навыков самооценки. |
Учитель – логопед: Малькович Олеся Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...
Анализ логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков Р и Л
ФИО логопеда: Малькович Олеся Александровна Город (район): пгт Талакан, Бурейский район МДОБУ ЦРР – детский сад №4 «Лесовичок», дата: 16 ноября 2017 г.Эта...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".
Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым карандашами....
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...
Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»
Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...
Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...