Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
план-конспект на тему
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.
Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:
- дифференцировать понятия «твердый звук», «слово», «мягкий звук»;
- формировать навыки синтеза односложных слов;
- строить текст-описание в соответствии с его особенностями.
- Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию умений:
- обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;
- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.
Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;
- для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.
- Воспитательные: Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.
Способствовать созданию условий обеспечивающих:
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кесовогорская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта
логопедического занятия
Ангилова Елена Николаевна
логопед
2014 г.
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Ангилова Елена Николаевна | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1класс Логопедическое заключение: НВ ОНР. | |||||
Тема занятия | Дифференциация С-СЬ. | |||||
Тип занятия | «Открытие нового знания» | |||||
Используемые технологии |
Технология поэтапного формирования умственных действий | |||||
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости. | |||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - дифференцировать понятия «твердый звук», «слово», «мягкий звук»; - формировать навыки синтеза односложных слов; - строить текст-описание в соответствии с его особенностями; | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное; - для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | ||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы в ходе рассуждений. | |||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель. Презентация к стихотворению Н.Некрасова «Снежок» Презентация по теме урока. |
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||||
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении; - создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора | |||||||||||
2 минуты | Показ образца выполнения упражнения | Фронтально | «БОС- Здоровье». Учимся и оздоравливаемся». В режиме эмуляции | Выполняют дыхательную гимнастику, повторяя сочетания слов с мягкими и твердыми согласными звуками, по три (на выбор, по желанию) | ||||||||
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания о характеристике звуков. | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
3 мин | Практические | Фронтальная | 1. Определить тему занятия нам помогут загадка, отгадка и правильные ответы на вопросы: Светит, сияет, всех согревает. 1. Как ласково называем его? 2. Какой первый звук вы услышали в слове солнышко? 3. Что в загадке говорится о солнце? 4. Какие слова – действия вы услышали? 5. Какой первый звук в слове сияет? А в слове согревает? 6. Какой это звук? 7. Какой из них мягкий согласный? 8. Произнесите твердый звук. Оба эти звука …(согласные) 9. Определите тему занятия | Солнце Солнышко С Сияет, согревает СЬ, С | ||||||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения - развитие фонематического восприятия | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
8 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Произнесение слогов: со, се, сё, са, сы, си, ся, сэ, сю, су 2. Произнесение слов с данными звуками в начальной позиции: слива, сапоги, Сима, суп, сено, синий, сани. 3.Произнесение слов с данными звуками в середине слова: пастух, лоси, касса, коса, месить, лист, осень. | Дети берут в руки зеленый и синий квадраты. Поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук (сь), синий, когда прозвучит твердый звук (с). | ||||||||
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) 1. Построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта | 1. цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); -определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи) 2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение; - развитие звукового анализа и синтеза - формирование произвольных, активных фонематических процессов | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
10 мин | Наглядно-демонстрационные: схемы, моделирование | фронтальная | 1. Характеристика звуков по артикуляционным и аккустичеким признакам с использованием слов-опор: твердый, мягкий, глухой, звонкий, гласный, согласный, свистящий Работа со слайдами 2-5
Как получился слог? 3. Игра «Эхо». Я называю слоги с твердыми согласными, а вы их «возвращаете» с мягкими согласными: са, со, су, сы, сэ 3. Рассмотрите картинки и задайте мне вопросы по ним На слайде изображения самолета, утки, парохода. - По первым звукам названий этих предметов составьте новое слово - Какой первый (второй, третий) звук в слове СУП? - Составляем односложные слова по названиям трех других предметов. Слайды с картинками : сапоги-осы-коровы; скатерть-автобус-молоко; скамейка-улица-кровать | Описание с опорой на картинки слайда Рассматривание слайдов из базовой презентации Са, си, су, сы, се и тд. Соединил два звука вместе. Ся, сё, сю, си, се Что такое самолет? Чем самолет отличается от утки? Что особенного в утке? Что такое пароход? Чем он отличается от лодки? Чем похожи утка и корабль? А чем они отличаются? Суп С,у,п СОК САМ СУК | ||||||||
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении; - способствовать смене видов деятельногсти, месту обучающихся (по возможности) | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
3 мин | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | групповая | Чтение стихотворения «Снег, снег, белый снег» Выполняет физминутку вместе с обучающимися | Координация слов с движениями | ||||||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух - выработка способности самостоятельного адекватного реагирования - развитие речевых умений и логического мышления | |||||||||||
Длительность этапа | и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность обучающихся | |||||||||
5 мин | - Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок - Наглядно-демонстрационные: - По уровню самостоятельности: после объяснения задания | групповая | 1. Работа со словосочетаниями. На слайде картинки: ясень, костюм, лестница, сердце. - Какой по счету звук в словах? - В каких словах звук мягкий (твердый)? - Я буду называть действие предмета, а вы к ним подбирать название одного из данных предметов. Выделите в каждом слове С-СЬ, уточните его характеристику (твердый или мягкий согласный звук): - спилить, - сшить, - слететь, - слушать, - На доске написаны глаголы: плел, тер, ехал, летел, дул, мял, ходил. Педагог берет карточку с буквой С и предлагает детям добавить соответствующий звук в начало слов-действий. - Изменилось ли значение слова? - Звук в начале слов твердый или мягкий? | 2, 3, 3, 1. Ясень, сердце (мягкий); костюм, лестница (твердый) спилить ясень; (твердый, мягкий) сшить костюм; (твердый, твердый) слететь с лестницы (твердый, твердый); слушать сердце (твердый, мягкий) Сплел, стер, съехал, слетел, сдул, смял, сходил Изменилось, действие совершилось Звук в начале слова твердый | ||||||||
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
5 минут | Практические письменные | фронтальная, парная |
У________ ~ ~~ _____________ (корзина, Зина, красивая) ________======= в __________ (Лес, в, пошла, девочка) ______ _________ ====== _______ (Землянику там собирала она) |______ ======= |~~~ ______ (целую, Зина, корзину, набрала) - В каких словах вы услышали звуки (С-СЬ) | Дети записывают в тетради составленные предложения: У Зины красивая корзина. Девочка пошла в лес. Она там собирала землянику. Зина собрала целую корзину. | ||||||||
5 | Практические Изобразительные | фронтальная | Чтение стихотворения Н. Некрасова «Снежок» : Послушайте и скажите, что я вам прочитала? Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в холодное стекло. Где летом пели зяблики, сегодня –посмотри! Как розовые яблоки, на ветках снегири. - Нарисуйте иллюстрацию, которая поможет запомнить это стихотворение | Стихотворение. Самостоятельная изобразительная деятельность | ||||||||
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
2 мин | аналитико- синтетические | фронтальная | Оцените свои знания по лестнице «достижений» - грамотность записей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
Технологическая карта урока Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи.
Открытый урока на тему : Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»
Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»...