Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
план-конспект на тему

Ангилова Елена Николаевна

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.

Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

-  дифференцировать понятия «твердый звук»,  «слово», «мягкий звук»;

- формировать навыки синтеза односложных слов;

- строить текст-описание в соответствии с его особенностями.

           - Коррекционно-развивающие: Способствовать  развитию умений:

- обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;

- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

-   для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

         - Воспитательные: Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта

логопедического занятия

Ангилова Елена Николаевна

логопед

2014 г.

Технологическая карта  логопедического занятия  

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Ангилова Елена Николаевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1класс

Логопедическое заключение: НВ ОНР.

Тема занятия

Дифференциация С-СЬ.  

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

-  дифференцировать понятия «твердый звук»,  «слово», «мягкий звук»;

- формировать навыки синтеза односложных слов;

- строить текст-описание в соответствии с его особенностями;

Способствовать  развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;

- развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

-   для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

- развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

- развивать умение слушать и понимать других;

- учитывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.

- развивать умение находить  и структурировать информацию;

- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы в ходе рассуждений.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.

Презентация к стихотворению Н.Некрасова «Снежок»

Презентация по теме урока.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

- создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора

2 минуты

Показ образца выполнения упражнения

Фронтально

«БОС- Здоровье».

   Учимся и оздоравливаемся». В режиме эмуляции

Выполняют дыхательную гимнастику, повторяя сочетания слов с мягкими и твердыми согласными звуками, по три (на выбор, по желанию)

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания о характеристике звуков.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Практические

Фронтальная

1. Определить тему занятия нам помогут загадка, отгадка и правильные ответы на вопросы:

Светит, сияет, всех согревает.

1. Как ласково называем его?

2. Какой первый звук вы услышали в слове солнышко?

3. Что в загадке говорится о солнце?

4. Какие слова – действия вы услышали?

5. Какой первый звук в слове сияет? А в слове согревает?

6. Какой это звук?

7. Какой из них мягкий согласный?

8. Произнесите твердый звук. Оба эти звука …(согласные)

9. Определите тему занятия  

Солнце

Солнышко

С

Сияет, согревает

СЬ, С

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

- развитие фонематического восприятия

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

8 мин

Практические:

устные,

 аналитико-синтетические

Фронтальная

1. Произнесение слогов: со, се, сё, са, сы, си, ся, сэ, сю, су

2. Произнесение слов с данными звуками в начальной позиции: слива, сапоги, Сима, суп, сено, синий, сани.

3.Произнесение слов с данными звуками в середине слова: пастух, лоси, касса, коса, месить, лист, осень.

Дети берут в руки зеленый и синий квадраты. Поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук (сь), синий, когда прозвучит твердый звук (с).

IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

1. Построение проекта выхода из затруднения

2. Реализация построенного проекта

1. цели УД и  способ  их реализации:

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-выбирают способ  построения НЗ (как?) – метод  уточнения (из ранее изученных  действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

-определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи)

2. Построение учащимися  нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение;

- развитие звукового анализа и синтеза

- формирование произвольных, активных фонематических процессов

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

10 мин

Наглядно-демонстрационные:  схемы, моделирование

фронтальная

1. Характеристика звуков по артикуляционным и аккустичеким признакам с использованием слов-опор: твердый, мягкий, глухой, звонкий, гласный, согласный, свистящий

Работа со слайдами 2-5


2. Я «бросаю» вам звуки, а вы возвращаете мне слоги: с-а, сь-и, с-у, с-ы, сь-е и тд.

Как получился слог?

3.  Игра «Эхо». Я называю слоги с твердыми согласными, а вы их «возвращаете» с мягкими согласными:

са, со, су, сы, сэ

3. Рассмотрите картинки и задайте мне вопросы  по ним

На слайде изображения самолета, утки, парохода.

- По первым звукам названий этих предметов составьте новое слово

- Какой первый (второй, третий) звук в слове СУП?

- Составляем односложные слова по названиям трех  других предметов.

Слайды с картинками :

сапоги-осы-коровы;

скатерть-автобус-молоко;

скамейка-улица-кровать

Описание с опорой на картинки слайда

Рассматривание слайдов  из базовой презентации

Са, си, су, сы, се и тд.

Соединил два звука вместе.

Ся, сё, сю, си, се

Что такое самолет? Чем самолет отличается от утки? Что особенного в утке? Что такое пароход? Чем он отличается от лодки? Чем похожи утка и корабль? А чем они отличаются?

Суп

 С,у,п

СОК

САМ

СУК

V. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

- способствовать смене видов деятельногсти, месту обучающихся (по возможности)

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

групповая

Чтение стихотворения «Снег, снег, белый снег»

Выполняет физминутку вместе с обучающимися

Координация слов с движениями

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух

- выработка способности самостоятельного адекватного реагирования

- развитие речевых умений и логического мышления

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

- Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок

- Наглядно-демонстрационные:

 - По уровню самостоятельности: после объяснения задания

групповая

1. Работа со словосочетаниями.

На слайде картинки: ясень, костюм, лестница, сердце.

- Какой по счету звук в словах?

- В каких словах звук мягкий (твердый)?

- Я буду называть действие предмета, а вы к ним подбирать название одного из данных предметов. Выделите в каждом слове С-СЬ, уточните его характеристику (твердый или мягкий согласный звук):

- спилить,

- сшить,

- слететь,

- слушать,

- На доске написаны глаголы:

плел, тер, ехал, летел, дул, мял, ходил.

Педагог берет карточку с буквой С и предлагает детям добавить соответствующий звук в начало слов-действий.

- Изменилось ли значение слова?

- Звук в начале слов твердый или мягкий?

2, 3, 3, 1.

Ясень, сердце (мягкий);

костюм, лестница (твердый)

спилить ясень; (твердый, мягкий)

сшить костюм; (твердый, твердый)

слететь с лестницы (твердый, твердый);

слушать сердце (твердый, мягкий)

Сплел, стер, съехал, слетел, сдул, смял, сходил

Изменилось, действие совершилось

Звук  в начале слова твердый

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 минут

Практические письменные

фронтальная, парная

  1. Работа над предложением по схемам, данным на доске:

У________  ~ ~~ _____________ (корзина, Зина, красивая)

________======= в __________ (Лес, в, пошла, девочка)

______ _________ ====== _______ (Землянику там собирала она)

|______ ======= |~~~ ______ (целую, Зина, корзину, набрала)

 - В каких словах вы услышали звуки (С-СЬ)

Дети записывают в тетради составленные предложения:

У Зины красивая корзина.

Девочка пошла в лес.

Она там собирала землянику.

Зина собрала целую корзину.

5

Практические

Изобразительные

фронтальная

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Снежок» :

Послушайте и скажите, что я вам прочитала?

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

Где летом пели зяблики,  сегодня –посмотри!

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

- Нарисуйте иллюстрацию, которая поможет запомнить это стихотворение

Стихотворение.

Самостоятельная изобразительная деятельность

VIII. Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

аналитико-

синтетические

фронтальная

Оцените свои знания по лестнице «достижений» - грамотность  записей

Оценивают свои  записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Технологическая карта урока Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи.

Открытый урока на тему : Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»

Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи)  «Мой город»...