Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.
план-конспект занятия по теме

Филина Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариа​тивностью урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_kartaotkrytoe_zan.docx 53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Филина Ольга Юрьевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1 класс, фронтальное (групповое) занятие.

Логопедическое заключение: ФФНР.

Тема занятия

Постановка звука [Ж]. Буква Ж.

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у младших  школьников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие фонематического слуха.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

-  дифференцировать понятия «звук», «буква»;

- знать артикуляционную позу звука [ж];

- обозначать на письме изучаемый звук.

Способствовать  развитию умений: 

- обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;

- выделять звук в слове, определять его место;

-  выражать свои мысли грамотно, точно, четко;

- задавать правильную артикуляцию для определённого звука;

- обеспечивать правильность речевого дыхания.

Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.

Способствовать  созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

- развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

- развивать умение слушать и понимать других;

-  учить работать в паре.

- развивать умение находить  и структурировать информацию;

- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из схем, таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Оборудование

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.

Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика».

Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационная картинка «буква и герой занятия.

Организационная структура логопедического занятия.

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

 5 минут

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронтально

   Учимся и оздоравливаемся.

Выполняют

-дыхательную гимнастику: «Футбол»,«Кораблик»

«Кто спрятался?», «Греем руки».

- артикуляционную гимнастику: «Улыбка-Трубочка», «Грибок», «Чистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье».

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж].

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Практические

Фронтальная

1 Показ правильной артикуляции звука [ж]:

- При произнесении звука [ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух тёплый, струя направлена посередине языка вверх, звучит  голос.

- Поставили правильно ротик и пожжужали.

1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом.

Затем произносят звук [ж] длительно.

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:

- постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практические:

устные,

 аналитико-синтетические

Фронтальная

1. Игра «Здравствуй, пальчик!»: пальчиковая гимнастика (большой палец поочерёдно касается подушечкой с остальными при этом проговаривает слоги согласно таблице гласных букв:

          ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ-ЖЭ.

2. – Поиграем в маленьких жучков. Пожжужим, расправив крылья.

3. Работа в парах:

- Повернулись друг к другу и произнесли звук [ж]. Обратите внимание на свою артикуляцию и  артикуляцию соседа. Сравните.

4 Логопед указывает на ошибки и недочёты.

1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги.

2.  Произносят длительный звук [ж], разводят руки в стороны.

3. Произносят звук [ж], сравнивают, обращают внимание на ошибки.

IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

 Цели УД и  способ  их реализации:

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

8 мин

Наглядно-демонстрационные:  схем, таблиц.

Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок

- заполнение схемы звука.

фронтальная

Охарактеризовать звук [ж].

1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук?

2. Гласный или согласный?

3. Произнесём звук твёрдо.

- Квадратиком какого цвета это обозначим?

4. Можно ли произнести его мягко?

5. Этот звук звонкий или глухой?

6. Почему?

7. Вспомним артикуляционную позу и определим какими упражнениями нарисуем схему звука.

8. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ , демонстрационной картинки «буква и герой занятия». Рассмотр буквы на таблице прописных букв.

1. Дети произносят.

2. Согласный.

3. [ж].

- Синего.

4. Нет.

5. Звонкий.

6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки.

7. Зубы «заборчиком», губы «трубочка» широкая, язык «чашечкой» (прогнутая стрелочка вверх).

8. Написание буквы указательным пальцем в воздухе.

V. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Показ образца выполнения упражнения.

групповая

Выполняет физминутку вместе с обучающимися.

Чистоговорка:

- Может ёжик побежать?

- Может жаба подождать?

- Может жук жужжать, жужжать?

Координация слов с движениями:

- Ёжик может побежать!

- Жаба может подождать!

- Может, может жук жужжать!

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание   выполнения вслух.

Развитие фонематического слуха.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

- Наглядно-демонстрационные: предметные картинки.

Парная

Определение места звука в слове.

- Разложить предметные картинки на 3(три) строчки:   ж-;  -ж-;  -ж.

Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [ж] в начале слова, в середине, в конце.

VII.  Этап Самостоятельная работа

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 минут

Практические письменные

индивидуальная

Работа в тетради.

- Напишите эти слова в тетрадь в три столбика.

Пишут слова самостоятельно.

VIII. Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

аналитико-

синтетические

Фронтально-индивидуальная

- Сверьте свои записи на доске ( на оборотной стороне).

- Поставьте себе значок отличия.

Оценивают свои записи значками:

                 

                                                     Мимическая гимнастика                         

                                                                «3»                    «1»                      «2»                  «4»                  «5»                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...

Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.

Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)

Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы...

Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.

Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику....