Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.
план-конспект занятия по теме
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_kartaotkrytoe_zan.docx | 53.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда | Филина Ольга Юрьевна | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс, фронтальное (групповое) занятие. Логопедическое заключение: ФФНР. | |||||
Тема занятия | Постановка звука [Ж]. Буква Ж. | |||||
Тип занятия | «Открытие нового знания» | |||||
Используемые технологии |
Технология поэтапного формирования умственных действий | |||||
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие фонематического слуха. | |||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - дифференцировать понятия «звук», «буква»; - знать артикуляционную позу звука [ж]; - обозначать на письме изучаемый звук. | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - выделять звук в слове, определять его место; - выражать свои мысли грамотно, точно, четко; - задавать правильную артикуляцию для определённого звука; - обеспечивать правильность речевого дыхания. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | ||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам. | |||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение Оборудование | Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель. Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика». Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, демонстрационная картинка «буква и герой занятия. |
Организационная структура логопедического занятия.
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||||
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||||||
5 минут | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтально | Учимся и оздоравливаемся. | Выполняют -дыхательную гимнастику: «Футбол»,«Кораблик» «Кто спрятался?», «Греем руки». - артикуляционную гимнастику: «Улыбка-Трубочка», «Грибок», «Чистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье». | ||||||||
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж]. | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
3 мин | Практические | Фронтальная | 1 Показ правильной артикуляции звука [ж]: - При произнесении звука [ж] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух тёплый, струя направлена посередине языка вверх, звучит голос. - Поставили правильно ротик и пожжужали. | 1. Артикулируют, глядя на себя в зеркало, повторяя за логопедом. Затем произносят звук [ж] длительно. | ||||||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения: - постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно. | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
5 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Игра «Здравствуй, пальчик!»: пальчиковая гимнастика (большой палец поочерёдно касается подушечкой с остальными при этом проговаривает слоги согласно таблице гласных букв: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ-ЖЭ. 2. – Поиграем в маленьких жучков. Пожжужим, расправив крылья. 3. Работа в парах: - Повернулись друг к другу и произнесли звук [ж]. Обратите внимание на свою артикуляцию и артикуляцию соседа. Сравните. 4 Логопед указывает на ошибки и недочёты. | 1. Выполняют упражнение, проговаривают слоги. 2. Произносят длительный звук [ж], разводят руки в стороны. 3. Произносят звук [ж], сравнивают, обращают внимание на ошибки. | ||||||||
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) | Цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи). | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
8 мин | Наглядно-демонстрационные: схем, таблиц. Практические: сопоставление- выбор правильных формулировок - заполнение схемы звука. | фронтальная | Охарактеризовать звук [ж]. 1. Ещё раз произнесём и попробуем определить какой этот звук? 2. Гласный или согласный? 3. Произнесём звук твёрдо. - Квадратиком какого цвета это обозначим? 4. Можно ли произнести его мягко? 5. Этот звук звонкий или глухой? 6. Почему? 7. Вспомним артикуляционную позу и определим какими упражнениями нарисуем схему звука. 8. Познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук на письме. (Показ , демонстрационной картинки «буква и герой занятия». Рассмотр буквы на таблице прописных букв. | 1. Дети произносят. 2. Согласный. 3. [ж]. - Синего. 4. Нет. 5. Звонкий. 6. При артикуляции его мы пользуемся голосом. Работают голосовые связки. 7. Зубы «заборчиком», губы «трубочка» широкая, язык «чашечкой» (прогнутая стрелочка вверх). 8. Написание буквы указательным пальцем в воздухе. | ||||||||
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
2 мин | Показ образца выполнения упражнения. | групповая | Выполняет физминутку вместе с обучающимися. Чистоговорка: - Может ёжик побежать? - Может жаба подождать? - Может жук жужжать, жужжать? | Координация слов с движениями: - Ёжик может побежать! - Жаба может подождать! - Может, может жук жужжать! | ||||||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух. Развитие фонематического слуха. | |||||||||||
Длительность этапа | и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность обучающихся | |||||||||
3 мин | - Наглядно-демонстрационные: предметные картинки. | Парная | Определение места звука в слове. - Разложить предметные картинки на 3(три) строчки: ж-; -ж-; -ж. | Работают в парах сообща, раскладывают картинки по признаку звук [ж] в начале слова, в середине, в конце. | ||||||||
VII. Этап Самостоятельная работа | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
7 минут | Практические письменные | индивидуальная | Работа в тетради. - Напишите эти слова в тетрадь в три столбика. | Пишут слова самостоятельно. | ||||||||
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». | |||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||
2 мин | аналитико- синтетические | Фронтально-индивидуальная | - Сверьте свои записи на доске ( на оборотной стороне). - Поставьте себе значок отличия. | Оценивают свои записи значками:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...
Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.
Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....
Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)
Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы
Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы...
Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.
Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику....