1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
1. 2. | I. Организационный момент - Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [р]. II. Повторение Артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных упражнений «Маятник», «Лопатка», «Иголка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».
Самомассаж языка. Логопед дает установку, а дети выполняют артикуляционные движения с опорой на схемы-подсказки.
- Язычок погладим ласково губами,
- А затем постукаем бережно губами,
- Язычок погладим ласково зубами,
- Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
- И опять погладим ласково зубами,
- А потом похлопаем бережно губами.
- И в конце погладим ласково губами.
Автоматизация звука [Р] Упражнение в произнесении изолированного звука [Р] Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.
Закрепление звука [Р] в скороговорках
- Повторить хором скороговорку:
Ар-ар-ар – мы купили самовар, ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар, ор-ор-ор – в поле вырос мухомор, ор-ор-ор – это Ромин мухомор, ир-ир-ир – Рома любит пить кефир, ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.
- Поочередное произнесение скороговорки «Комар»
-Ребята, давайте вспомним и произнесем скороговорку про комара, которую вы придумали сами. Н е забывайте правильно произносить звук [Р]. Дети по очереди повторяют скороговорку, выделяя звук [Р]. Ар-ар-ар – укусил меня комар, Ры-ры-ры – надоели комары, Ра-ра-ра – прогоню я комара.
Автоматизация звука [Р] в слогах
Задание на развитие слухового внимания. - Скажи на один слог больше:
ар – ор – ар (ар – ор – ар – ор) ур – ир – ур (ур – ир – ур – ир) ыр – ор – ыр (ыр – ор – ыр – ор)
- Скажи на один слог меньше:
тру – тры – тру – тры (тру – тры - тру) тры – тра – тры – тра (тры – тра – тры) тру – тра – тру – тра (тру – тра – тру)
Проверка домашнего задания. - Автоматизация звука [Р] в предложениях
Задание. Измени предложения по образцу. Логопед произносит фразу: «У Ромы карта». Обучающийся изменяет ее: «Это Ромина карта». У Ромы карта. – Это Ромина карта. У Ромы парта. – Это … У Ромы ферма. – Это … У Ромы верба. – Это … У Ромы арбуз. – Это … У Ромы картина. – Это … У Ромы карман. – Это … У Ромы форма. – Это … У Ромы персик. – Это … У Ромы куртка. – Это … У Ромы марка. – Это …
Дыхательное упражнение «Флюгер» Выработка длительного выдоха. Логопед показывает сюжетную картинку, на которой изображены деревья, наклонившиеся от ветра, и дети начинают дуть на «флюгер». Логопед прячет картинку, и ученики прекращают дуть.
III. Основная часть занятия
Автоматизация звука [Р] в словах
Развитие слухового внимания. Повторять за логопедом все слова, выделяя звук [Р], за исключением «запретного» слова. - Все слова произноси, лишь одно не повтори. Это слово – трус Слова произносятся логопедом в различной последовательности с периодическим повторением «запретного» слова.
Слова задания: травка, трамвай, тетрадь, астра, трус, труд, трубы, тройка, трос, тропка, метро, матрос, метры, ветры, центр, трава. Затем добавляется второе «запретное» слово – трава - Слова за мной ты повторяй, только два не называй. Запретными словами будут слова трус и трава. - Кинезеологические упражнения
«Зайчик-пальчик» Руки вытянуты вперед. Пальцы левой руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх (пальчик). Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы подняты вверх («ушки зайчика»). Руки меняются поочередно. - Массаж пальцев рук (Су Джок терапия)
Автоматизация звука [Р] в предложениях
- Составить из частей целое
Развитие пространственной ориентировки Задание. Дети получают предметные картинки, разрезанные на две части, и восстанавливают их, называя получившееся изображение. - Сколько у тебя карточек? - Какую картинку ты собрал из двух карточек?
- Согласование существительного с числительным
Игра «2 – 4 – 6 – 8 –10» Задание. - Просчитайте названия картинок, которые вы собрали. Картинки: крокодил, кролик, рыба ( зебра).
- Спряжение в настоящем времени
Дети рассматривают сюжетную картинку, выставленную на доске. -Что нарисовано на картинке? -Что ещё нужно срубить мальчику, чтобы ствол дерева стал гладким? -Правильно. Мальчик должен срубить ветки топором. -А сейчас мы поможем мальчику. Я буду вам показывать карточку, на которой написано кто, будет рубить ветки топором, а вы будете произносить все предложение.
Логопед показывает карточки, на которых написаны местоимения, а дети спрягают словосочетание «рубить ветки топором» в настоящем времени.
Физкультминутка Ученикам предлагается выполнять двигательные упражнения, сопровождая их проговариванием скороговорок или чистоговорок. Маршируя на месте, они произносят в различном темпе скороговорку: «По травке тропка протоптана»
Игра на развитие зрительной памяти «День – ночь» Употребление существительных в Р. п. Детям предлагается рассмотреть выставленные на наборном полотне предметные картинки, называть их и запомнить. Затем логопед даёт команду – «ночь». Дети закрывают глаза, а логопед тем временем убирает одну картинку. Услышав команду – «день», ученики открывают глаза и определяют, какой картинки не стало. (Нет куртки. Нет телевизора. И т.д.)
Предметные картинки: корзина, зеркало, горка, мороженое, куртка, расчёски, телевизор, перчатки, ведро, краски.
Игра «Четвёртый лишний» - Употребление притяжательных местоимений мой, моя, моё.
-Про какие предметы можно сказать мои? Картинки: перчатки, краски, расчёски. -Про какие предметы можно сказать моё? Картинки: зеркало, мороженое, ведро. - Среди оставшихся картинок найти лишнюю.
-Какая картинка лишняя? -Про что можно сказать мой, а про что – моя? (Телевизор – мой.)
Картинки: куртка, корзина, телевизор, горка; Автоматизация звука [Р] в предложениях Игра «Исправь ошибку» Задание. Прочитать предложение, найти ошибку и исправить её. - Помоги Роме исправить ошибки и покажи подходящую картинку. Дровами рубят топор. На радуге – небо. Сахар грызёт Иру. Дорога идёт по грузовику. Горшок растёт в розе. Градусник несёт врача. Крышка накрыта ведром. Пассажиры везут трамвай. Забор красит Рому.
Придумывание скороговорки - - Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано?
- Как зовут эту девочку, если её имя начинается со звука [Р]? -Повторите предложение про Раю. -Давайте повторим три раза концовку слова кур и составленное предложение про Раю: ур-ур-ур – Рая кормит кур.
Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой. - Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано?
-Как светит фара? -Давайте составим предложение про фару. -Повторите три раза концовку слова фара и составленное предложение: ара-ара-ара - ярко светит фара
Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой.
- Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано?
Повторите три раза концовку слова двор и составленное предложение: ор-ор-ор – дворник подметает двор.
Рядом с картинкой выставляется карточка со скороговоркой.
-Куда спускаются люди? Мы тоже спустимся в метро. Составьте предложение. Повторите три раза концовку слова метро и составленное предложение: тро-тро-тро – мы спускаемся в метро
- Чтение скороговорки по карточкам.
- Повторение скороговорки с опорой на картинки.
IV. Итог занятия Оценка работы обучающихся. Задание на дом.
|
Дети произносят звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.
Произнесение скороговорки хором:
Ар-ар-ар – мы купили самовар, ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар, ор-ор-ор – в поле вырос мухомор, ор-ор-ор – это Ромин мухомор, ир-ир-ир – Рома любит пить кефир, ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.
Поочередное произнесение скороговорки: Ар-ар-ар – укусил меня комар, Ры-ры-ры – надоели комары, Ра-ра-ра – прогоню я комара.
Дети поочередно произносят слоги: ар – ор – ар – ор; ур – ир – ур – ир; ыр – ор – ыр – ор;
тру –т ры–тру; тры - т ра – тры; тру – тра – тру
Ребенок изменяет фразу: «Это Ромина карта». И т.д.
Дети повторяют за логопедом все слова кроме «запретного» слова.
Ребёнок отвечает: -У меня две карточки. -Из двух карточек я собрал крокодила (кролика, рыбу, зебру).
Дети поочередно просчитывают слова: -Два кролик. -Четыре кролика. -Шесть кроликов. И т.д.
Дети отвечают: -Мальчик срубил дерево топором.
-Нужно срубить ветки. Дети поочередно произносят: -Я рублю ветки топором. - Ты рубишь ветки топором (он…, она…, мы…, вы…, они…)
-По травке тропка протоптана
Дети отвечают: - Нет куртки. - Нет телевизора. - Нет зеркала. - Нет расчёсок.
Дети отвечают: - мои перчатки, - мои краски, - мои расчёски; - моё зеркало, - моё мороженое, - моё ведро; Дети отвечают: - Телевизор – мой, а про куртку, корзину и горку мы говорим – моя.
Дети исправляют предложения: -Дрова рубят топором. -На небе – радуга. - Ира грызёт сахар. -Роза растёт в горшке. -Ведро накрыто крышкой. -Рома красит забор.
Ответы детей: -Девочка кормит кур. - Имя девочки Рая. - Рая кормит кур. - ур-ур-ур – Рая кормит кур.
-На картинке нарисована фара. Она светит. - Ярко. - Ярко светит фара. -ара-ара-ара - ярко светит фара
-Дворник подметает двор. - ор-ор-ор – дворник подметает двор.
-Люди спускаются в метро.
- Мы спускаемся в метро. |