Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект урока по теме

Мокринская Марина Михайловна

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytoe_zanyatie_logopediya.zip2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. «Лесные игры»

Составила и провела с учащимися 1 класса

ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»

учитель-логопед

Мокринская Марина Михайловна

Цель: воспитывать  правильное произношение учащимися звука Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке (Ш).

2. Коррекционные:

  1. закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  2. развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать речевое дыхание;
  5. учить изменять силу голоса;
  6. развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  1. закрепить умение определять наличие звука в слове;
  2. закреплять навыки звукового анализа слов;
  3. развивать внимание, память, мышление;
  4. упражнять в изменении  существительных  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  5. упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

  1. формировать положительную мотивацию на занятии;
  2. воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование: символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение! Давайте мы с вами подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу (улыбнулись соседу справа и слева)! Пусть это занятие подарит вам хорошие воспоминания! 

Повторим хором правило правильной речи

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

Садитесь!

- Какое сейчас время года?

- Какое время года наступит после весны?

- Что нарисовано на картинке? (на слайде показывается картинка леса).

- Когда люди ходят в лес за грибами и ягодами?

- Совсем скоро наступит лето и вы, наверняка, пойдете с родителями в лес. Но до наступления лета еще далеко. А сегодня на занятии…

В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём». (На слайде показывается изображение лесного домика, звучит музыка из мультфильма)

- Отправимся в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

2. Развитие фонематического слуха. Игра  «Постучи, как я».

Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.

- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча кулаком по парте.

Логопед показывает на слайде изображение Маши и Медведя.

- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш))

- Маша узнала, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Мишей звук и приглашает  вас  вместе поиграть в «лесные игры» со звуком (Ш).

3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

- В лесу  растут грибы. Для сбора грибов нужна корзинка (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

4. Произношение изолированного звука (Ш). Игра «Ветерок»

- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

5. Анализ артикуляции звука (Ш).

- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

6. Характеристика звука (Ш).

- Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  1. Звук (Ш) - согласный или гласный? (согласный);
  2. Какая преграда у звука (Ш)? (зубки, язык);
  3. Звонкий или глухой? (глухой);
  4. Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  5. Каким цветом обозначаем? (синим).

- Найдите на доске символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (синий).

7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

- В лесу дует ветер листочки шумят и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо - шу – шы – ше (произносим хором, затем по одному)

аш – ош – уш – ыш - еш

шта – што – шту – шты – шта

- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Звуковая мозаика».

Различение правильного и неправильного произношения звука (Ш).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На лесных полянках  растет ягода. Маша и Миша предлагают поиграть в игру «Звуковая мозаика».

- Выложим узор из цветных фишек.  Я буду произносить слова. Если услышите звук (Ш) выкладываете красную фишку, если в слове нет звука (Ш) – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.

 Логопед произносит слова:

малина, шишка, дерево, ромашка, мышка, мошка, домик, кукушка, ворона

 Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.

- Что получилось из фишек красного цвета? (плюс)

9. Физминутка  (под музыку)

10. Автоматизация звука (Ш) в словах. Игра «Угадай, что за предмет».

На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения  называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку.

- Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?

11. Закрепление навыка звукового анализа слов. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

- Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Дети выбирают и составляют предложения:

- У Маши в шкафу … (шапка, катушка, шарф).

- У Мишки в шкафу … (карандаш, машинка).

12.  Определение места звука (Ш) в словах. Игра  «Разложи по полочкам».

- Давайте поможем Мишке и Маше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.

Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.

13. Физминутка для глаз. Автоматизация звука (Ш) в словах.

 Маша и Мишка решили отдохнуть и пришли на лесную полянку. Давайте посмотрим что они на полянке увидели. Следите глазами за движущимися на экране предметами и запомните предметы в названии которых есть звук (Ш)

- Назовите в каких словах встретился звук (Ш).

14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях. Игра «Большой-маленький». Формирование навыков словообразования.

 Маша и Мишка предлагают поиграть в игру «Большой-маленький». Мишка большой и любит все большое, а Маша любит все маленькое и все предметы у нее маленькие. Повторяйте предложения вставляя слова.

У Маши не большая нога, а маленькая … (ножка)
У Маши не большие уши, а маленькие … (ушки)

У Маши не большая шляпа, а маленькая … (шляпка)
У Маши не большое платье, а маленькие …  (платишко)

(Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее, словом в уменьшительно-ласкательной форме.)

15. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.

Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.

- Маша и Мишка, попросили, чтобы мы выучили о них чистоговорки и хотят их послушать. 

Наша Маша под душем моет шею и уши.

У Мишки шишки, шишки у Мишки.

Дети проговаривают чистоговорки.

16. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках. Игра «Эхо»

Произношение звука [ш] в стихотворении.

Маша рассказать нам о том, что недавно произошло с мишкой. Повторяй за мной стихотворение.

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в мишку.

Застонал, заохал мишка:
- На носу вскочила шишка!

17. Итог занятия.

- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

18. Оценка речевой деятельности детей.

- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).

- Что хочет подарить вам Маша? (шары).

Детям дарят воздушные шары.

19. Домашнее задание

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в мишку.

Застонал, заохал мишка:
На носу вскочила шишка!

Выучить стихотворение про мишку.

Использованная литература:

  1. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
  3. Смирнова Л. Н. Мы учим звуки Ш, С. М. 2002.
  4. Школьник Ю. К. Логопедия. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов,  эффективно идет работа по автоматизации звуков....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложениях "Путешествие с друзьями"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р "в слогах,словах, предложениях "Путешествиес друзьями"....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях"...