Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект урока по теме
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_logopediya.zip | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. «Лесные игры»
Составила и провела с учащимися 1 класса
ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
учитель-логопед
Мокринская Марина Михайловна
Цель: воспитывать правильное произношение учащимися звука Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.
Задачи:
1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке (Ш).
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- учить изменять силу голоса;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять наличие звука в слове;
- закреплять навыки звукового анализа слов;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в изменении существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение! Давайте мы с вами подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу (улыбнулись соседу справа и слева)! Пусть это занятие подарит вам хорошие воспоминания!
Повторим хором правило правильной речи
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
Садитесь!
- Какое сейчас время года?
- Какое время года наступит после весны?
- Что нарисовано на картинке? (на слайде показывается картинка леса).
- Когда люди ходят в лес за грибами и ягодами?
- Совсем скоро наступит лето и вы, наверняка, пойдете с родителями в лес. Но до наступления лета еще далеко. А сегодня на занятии…
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём». (На слайде показывается изображение лесного домика, звучит музыка из мультфильма)
- Отправимся в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
2. Развитие фонематического слуха. Игра «Постучи, как я».
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча кулаком по парте.
Логопед показывает на слайде изображение Маши и Медведя.
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш))
- Маша узнала, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Мишей звук и приглашает вас вместе поиграть в «лесные игры» со звуком (Ш).
3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.
- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
- В лесу растут грибы. Для сбора грибов нужна корзинка (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
4. Произношение изолированного звука (Ш). Игра «Ветерок»
- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
5. Анализ артикуляции звука (Ш).
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
6. Характеристика звука (Ш).
- Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
- Звук (Ш) - согласный или гласный? (согласный);
- Какая преграда у звука (Ш)? (зубки, язык);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найдите на доске символ звука (Ш).
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (синий).
7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.
- В лесу дует ветер листочки шумят и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):
ша – шо - шу – шы – ше (произносим хором, затем по одному)
аш – ош – уш – ыш - еш
шта – што – шту – шты – шта
- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
8. Развитие фонематического слуха. Игра «Звуковая мозаика».
Различение правильного и неправильного произношения звука (Ш).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- На лесных полянках растет ягода. Маша и Миша предлагают поиграть в игру «Звуковая мозаика».
- Выложим узор из цветных фишек. Я буду произносить слова. Если услышите звук (Ш) выкладываете красную фишку, если в слове нет звука (Ш) – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.
Логопед произносит слова:
малина, шишка, дерево, ромашка, мышка, мошка, домик, кукушка, ворона
Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.
- Что получилось из фишек красного цвета? (плюс)
9. Физминутка (под музыку)
10. Автоматизация звука (Ш) в словах. Игра «Угадай, что за предмет».
На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку.
- Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?
11. Закрепление навыка звукового анализа слов. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
Дети выбирают и составляют предложения:
- У Маши в шкафу … (шапка, катушка, шарф).
- У Мишки в шкафу … (карандаш, машинка).
12. Определение места звука (Ш) в словах. Игра «Разложи по полочкам».
- Давайте поможем Мишке и Маше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.
Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.
13. Физминутка для глаз. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Маша и Мишка решили отдохнуть и пришли на лесную полянку. Давайте посмотрим что они на полянке увидели. Следите глазами за движущимися на экране предметами и запомните предметы в названии которых есть звук (Ш)
- Назовите в каких словах встретился звук (Ш).
14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях. Игра «Большой-маленький». Формирование навыков словообразования.
Маша и Мишка предлагают поиграть в игру «Большой-маленький». Мишка большой и любит все большое, а Маша любит все маленькое и все предметы у нее маленькие. Повторяйте предложения вставляя слова.
У Маши не большая нога, а маленькая … (ножка)
У Маши не большие уши, а маленькие … (ушки)
У Маши не большая шляпа, а маленькая … (шляпка)
У Маши не большое платье, а маленькие … (платишко)
(Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее, словом в уменьшительно-ласкательной форме.)
15. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.
Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.
- Маша и Мишка, попросили, чтобы мы выучили о них чистоговорки и хотят их послушать.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
Дети проговаривают чистоговорки.
16. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках. Игра «Эхо»
Произношение звука [ш] в стихотворении.
Маша рассказать нам о том, что недавно произошло с мишкой. Повторяй за мной стихотворение.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в мишку.
Застонал, заохал мишка:
- На носу вскочила шишка!
17. Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
18. Оценка речевой деятельности детей.
- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).
- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).
- Что хочет подарить вам Маша? (шары).
Детям дарят воздушные шары.
19. Домашнее задание
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в мишку.
Застонал, заохал мишка:
На носу вскочила шишка!
Выучить стихотворение про мишку.
Использованная литература:
- Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
- Смирнова Л. Н. Мы учим звуки Ш, С. М. 2002.
- Школьник Ю. К. Логопедия. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"
Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...
Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».
Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....
Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".
В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, предложениях "Путешествие с друзьями"
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р "в слогах,словах, предложениях "Путешествиес друзьями"....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях"...