Конспект урока чтения
план-конспект урока на тему
Чтение и осмысление сказки "Каша из топора" , урок в 4 классе школы 1-2 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kasha_iz_topora.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению
в 4 классе
«Чтение и осмысление сказки
«Каша из топора»
Цели:
- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
- развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;
- расширять и обогащать словарный запас;
- воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;
Оборудование: магнитная доска, экран, листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, цветные карточки по одной на парту, таблички с устаревшими словами, элементы костюмов солдата и старухи, продукты для импровизации, словарь Ожегова.
Ход урока.
- Организационный момент
-проверка готовности к уроку
Как ты слышишь?
Я слышу хорошо.
- речевая зарядка
- различение фраз на слухо-зрительной основе
Какой сейчас урок?
Сейчас урок чтения.
2. Основная часть
1)-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).
Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.
- Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.
- Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).
- Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).
- Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат
- Кто второй герой этой сказки? ( солдат)
- Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.
Э. Будем читать сказку.
Э. Сказка называется «Каша из топора»
2) Подготовка к изучению нового материала
- Сядьте поудобнее, послушаем сказку.
Э. Будем слушать сказку.
- Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)
- Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.
- Название сказки пишется с большой буквы.
- Запишите название сказки на листочке.
-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?
- Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.
3). Словарная работа
Объяснение учителем
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
- Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.
Синонимический ряд
ПОСКУПИЛАСЬ заметил
ПРИМЕТИЛ пожадничал
ПРИТОМИЛСЯ устал
- Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.
- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.
Работа со словарём
ВАРЕВО - вареное жидкое кушанье
Физмин.
Жила на свете девочка,
Кашицы любила.
Насыпав горсть овсянки
Кашицу варилу.
Пришёл к ней раз служивый,
Всплеснул руками, дивится:
- «Какое объедение!
Кашица сварилася!»
Позавтракал тут вдоволь он
И распростившись с ней,
Тотчас же отправился
На службу поскорей.
2. Трудные слова
Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке
всплес-ну-ла → всплеснула
горс-точ-ку → горсточку
объ-е-день-е → объеденье
за-су-е-ти-лась → засуетилась
нечего → ничего
3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)
- Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)
4. Работа по сказке
- Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?
- Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.
- Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)
- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)
- Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).
Э. Будем играть.
Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)
- Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную.
- Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?
Работа по характеристике героя
- Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? - Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.
- В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)
- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?
- В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)
(одна пара работает у доски)
- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)
- Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)
- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)
Физминутка для глаз
Выразительное чтение
Э. Будем читать выразительно (красиво).
- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.
- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.
Итог урока
- Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)
Домашнее задание
по выбору:
1) Пересказать сказку родителям.
2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс
Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить формирование правильной...
конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
На данном уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"
Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора. Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...
Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...