конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
план-конспект урока по теме

Максимова Ольга Викторовна

 На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения  навыками выразительного чтения. Через развитие навыков общения, умения втречать гостей, проявлять заботу о них, использвания принципа ситуативности (умения соблюдать нормы поведения в данной, конкретной ситуации), на уроке решаются задачи по формированию жизненных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stikhotvoreniya_e._serova_yabeda.docx240.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над содержанием и чтением стихотворения Е. Серова «Ябеда».

Цель: формирование навыков  осознанного,  выразительного чтения.

Задачи:

1. познакомить с произведением  Е. Серова «Ябеда», обучать плавному, слитному чтению,

формировать умение выделять главную мысль произведения, ставить логические ударения,  совершенствовать технику выразительного чтения.

2. коррекция недостатков развития просодической стороны речи: силы голоса, интонационной стороны речи.

3. усвоение социальных правил, необходимых социальных ритуалов, накопление опыта их адекватного использования: умение здороваться с друзьями, одноклассниками, взрослыми; встречать гостей, быть внимательными, гостеприимными.

Методы и приемы обучения:

Словесные, наглядные, метод видеопросмотра.

Технологии:

Разноуровневое обучение,  здоровьесберегающие технологии,  использования в обучении игровых методов,  развивающие технологии.

Обоснование и особенности используемых приемов обучения

На уроке решаются задачи по формированию сознательного, интонационно оформленного  чтения.

Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения.

Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.

 Для формирования навыков сознательного,  выразительного чтения используются следующие упражнения:

- постановка логического ударения на  различных словах предложения. (Мы сегодня идём в  гости!)

- «Заколдованное слово»

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой.

Чтение текста с добавлением недостающего слога.

 Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

 -поиск слов (отрывков) из текста. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

-   Жужжащее чтение.

Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

Через развитие  навыков общения, умения встречать гостей, проявлять заботу о них, использование принципа ситуативности (умение соблюдать нормы поведения в данной, конкретной ситуации),   на уроке решаются задачи по формированию  жизненных  компетенций.

Академические компетенции формируются применением различных приемов направленных на развитие навыков осознанного, выразительного чтения.

Планируемые результаты.

Предложенные упражнения по совершенствованию навыка чтения позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению.

Оборудование

- Отрывок  из «Ералаша» «Гостеприимство»  2 – ой сезон 2серия;

- Фотографии;

- Карточки с фрагментами текста, словами, слогами.

- Поздравительные открытки с описанием  игр.

Тип  урока:  комбинированный

Структура урока

1.  Организация класса для работы

2.  Речевая гимнастика

3.  Проверка домашнего задания

4.  Пятиминутка чтения

5.  Установка для восприятия текста

6.  Первичное восприятие текста

7.  Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

8.  Эмоционально-оценочная беседа

9.  Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

10. Обобщающая беседа

11. Заключительная беседа

12. Домашнее задание

13. Оценка работы учащихся на уроке

Содержание этапов урока

Этапы урока

Виды деятельности

наглядность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организация класса для работы

- Сегодня  на уроке чтения мы познакомимся со стихотворением, которое поможет нам понять, умеем ли мы встречать гостей, быть вежливыми и гостеприимными.

У каждого на парте записки со словами.

Демонстрируются фотографии, иллюстрации встреч с различными людьми (с друзьями, учителями, одноклассниками, незнакомыми людьми) в различных жизненных ситуациях.

- Прочитайте и скажите,  какими словами можно приветствовать взрослого человека? А друга?

- Чтение записок (дифференциация работы по уровню сложности читаемых слов)

Подбор слов – приветствий к фотографиям.

 -ответы  с объяснением

Записки со словами приветствия:

здравствуйте, привет, здорово!, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад вас видеть, салют!

 

 

Речевая гимнастика

- Мы отправляемся в гости на день рождения.

Упражнение «Веселый звонок».  

-Прочитайте слоги так, чтобы они звучали сначала очень тихо, затем громко, и снова тихо.

Учитель пишет на доске предложение: Мы сегодня идём в  гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное.

Учитель предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове мы, потом  сегодня, затем идём, далее в гости.

- хоровое чтение,

- чтение девочками,  мальчиками

Чтение по цепочке, группами

Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.).

Тра тро тру тре тры тря трё

Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке мы читали рассказ «Как Вовка праздновал день рождения».  Чему научил дед внука?

- Найдите в тексте  и прочитайте предложение, в котором заключается  главная мысль произведения.

 На доске появляется запись.).

- выборочное чтение

- Хоровое чтение с соблюдением логического ударения,

 -чтение предложения по памяти (1, 2 гр.), послоговое чтение 3гр.

Пятиминутка чтения

Сегодня, на уроке чтения, мы будем говорить и читать рассказ о самом любимом вашем  празднике. Расставьте цифры в порядке возрастания, расшифруйте слово и вы узнаете,  что это за праздник.

-на день рождения не ходят без подарка, выберите подарки для именинника. Прочитайте и догадайтесь,  что находится в коробке.

Расколдуйте слова и вы узнаете,  каким должен быть хозяин, который встречает гостей.

 

Учащиеся расставляют карточки, читают слово. (ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ)

 

- Чтение по догадке(1,2 гр.)

 итоговое чтение слов  3 гр.

-обратное чтение (1,2 гр.)

 итоговое чтение слов  3 гр.

Д

Н

Ж

Д

Ь

8

3

7

1

4

Р

Е

О

е

5

2

6

9

ь

н

я

11

10

12

Установка для восприятия текста

- Сегодня мы побываем на дне рождения Светы. Послушайте стихотворение и скажите, с каким настроением вы уйдёте с праздника.

Первичное восприятие текста

Чтение стихотворения учителем.

Прослушивание произведения

Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения.

Эмоционально-оценочная беседа

 -понравилось ли вам стихотворение?

-почему стихотворение называется «Ябеда»?

- Почему не понравился праздник гостям?

- ответы детей

Многократное чтение текста и работа над пониманием содержания прочитанного

Физ. пауза.

1. Чтение трудных слов с объяснением их лексического значения.

Разучим с друзьями весёлую зарядку «игрушки»:

Кукла . Кукла, кукла попляши, яркой лентой, помаши

Самолёт.  Самолет летит, летит –смелый лётчик в нём сидит (у-у-у).

Юла. Быстро вертится юла. Покрутилась и легла.

-Чтение трудных для чтения и понимания  слов по слогам и слитно.

 -приседание, имитация  движения лентой.

-Руки в сторону, наклоны влево, вправо. Имитация голосом работы мотора.

 -повороты, приседание

Карточки:

2.ознакомительное  чтение стихотворения  детьми.

3.Чтение  стихотворения по частям и разбор

содержания каждой части.

-чтение 1-ой части.

С каким настроением мы будем читать первое четверостишье стихотворение (весело, задорно, громко).

-чтение 2-ой части.

 На что жаловалась Света? Прочитайте, передайте чтением капризный  характер Светы.

-чтение 3- ей части.

 Почему  обижались гости? Прочитайте строки, где об этом говориться.

-  чтение 4-ой части.

Как вы думаете,  почему Света плакала?

 Дополните предложение словами  из текста.

 Подберите отрывок из текста к  иллюстрации учебника. Прочитайте.

-Жужжащее чтение.

-Чтение по цепочке

- Чтение с нужной интонацией

- выборочное чтение

Работа над выразительным  

чтением  эпизода.

 выборочное чтение

- ответы детей

- подбор карточек со словами из текста  к четверостишью на доске.

- Подбор  отрывка из текста к  иллюстрации учебника.

Обобщающая беседа

-Почему гости попросили мам развести их по домам?

- Какие качества нужно проявлять, чтобы праздник был весёлым?

-ответы детей.

Заключитель-ная беседа

Бывали  вы ли в гостях у таких ребят? Расскажите об этом.

-посмотрите сюжет «Ералаша» и скажите, чем похожи эти истории?

-рассказы учеников

Просмотр отрывка  из «Ералаша»

Ералаш 1 серия.mp4

отрывок  из «Ералаша» «Гостеприимство»  2 – ой сезон 2серия

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения (1,2 группа)

Чтение эпизода к иллюстрации учебника

 (3 гр.)

Оценка работы учащихся на уроке

Мы познакомились с героиней, которая не умела встречать гостей. Мы узнали,  каким должен быть гостеприимный хозяин. А чтобы не скучали ваши гости, в качестве поощрения за хорошую работу на уроке вы получаете поздравительные открытки с описанием весёлых развлечений для ваших друзей.

     

 

Список информационных источников

Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Пособие для учителя.  Г.М. Гусева Е.Н. Моргачева     Москва «Просвещение» 2007г.

school-collection.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

http://www.openclass.ru/

http://www.zavuch.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»

Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы...

Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.

Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...