ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
учебно-методический материал на тему

Триллер Наталья Робертовна

Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_korrektsionnoi_raboty_s_bezrechevymi_detmi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Кириллова Е В.

Кандидат педагогических наук,

г Москва

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Кириллова Е В.

Кандидат педагогических наук,

старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,

г Москва

Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», т. к. выработка условных связей на слова значительно затруднена.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ранним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей? Отсутствие мотивации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навредить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повторять заученный материал.

Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребенка, не всегда могут с точностью назвать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления

Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия Выявляется степень владения практическими навыками самообслуживание бытовые действия, предметно-практическая деятельность Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На наш взляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических соображений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на помощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение

В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.

Существуют определённые условия которые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы

•    единая  принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,

•    представление  планируемых  результатов коррекционного воздействия.

•    наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка

В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.

На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

•    Развитие слухового восприятия

• Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

•    Развитие   зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

•    Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

•    Развитие функции голоса и дыхания.

•    Развитие чувства ритма.

•    Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

1. Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.

2.    Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам);

как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);

как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

 как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.

Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики.

Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;

«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.

Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх

На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук

  • глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
  • чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
  • формирование представлений о схемах лица и тела;
  • развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;
  • восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приёмы:

•    прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;

•    прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;

•    массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;

•    проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех  щётки с различным ворсом);

•    узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

•    двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;

•    «рисование» в воздухе рукой;

•    различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

•    активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

•    упражнения с пластилином;

•    использование кукол би-ба-бо;

•    артикуляционная и мимическая гимнастика;

•    задания   на  имитацию  положения  рта, представленного на картинках;

•   упражнения на преодоление сопротивления;

•    автоматизация отдельных артикулем;

•    выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации- мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».

Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль. Логопед- читая стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд - назад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх вниз над бассейном)

Вот так- вот так!

Фрагмент 2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

Цель: выработка контроля за положением рта,  развитие мимических мышц.

Фрагмент 1. Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.

Приёмы:

•    нахождение   игрушек   в   пространстве комнаты.

•    перемещение их в заданном пространстве.

•    поиск предметов:

•    соотнесение игрушки с её изображением на картинке:

•    определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,

•    выработка навыков ориентировки;

•    упражнения в перекрёстном ориентировании;

•    выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

•    определение недостающих частей у предметов по картинкам;

•    узнавание частей тела и лица на предметной   картинке,   соотнесение   их   с   частями собственного тела:

•    запоминание изображений предметов;

•    фиксация   изменений   в   расположении предметов,

•    выделение из множества предметов;

•    запоминание расположения  предметов  на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

•    идентификация зрительных изображений по заданной теме;

•    определение различий в предметах и картинках;

•    сравнение сходных по зрительному образу предметов;

•    конструирование по образцу, по инструкции;

•    конструирование заданных предметов со сходными  и дискретными  признаками   из отдельных деталей;

•    выделение фигуры  из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.

Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать. как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.

Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;

восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;

формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

Приёмы:

•    выработка умения ориентации в окружающем;

•    работа с тактильными таблицами; выделение цвета:

•    знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);

•    выполнение действий  с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):

•    выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

•    соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

•    дифференциация плоскостного и объёмного изображений;

•    конструирование целого из частей;

•    классификация  по цвету,  подбор определённой цветовой гаммы;

•    идентификация предметов и геометрических фигур:

•    работа с «Доской Сегена»,  кубиками Кооса.

Приведём фрагменты занятий  по развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)

Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.

Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.

Цель: развитие тактильного  гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Фрагмент 1. Ребенка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: - меховая- мягкая, пушистая:

- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги

- неровная, шершавая:

- шелковистая - гладкая, ровная.

Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счет включения колючей поверхности - индикатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.д.

Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы и заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.

6. Развитие функций голоса и дыхания.

Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

•    упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

•    активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:

•   тренировка носового выдоха;

•    развитие произвольного речевого вдоха.

•    выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:

•    выработка комбинированного типа дыхания.

•   упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:

•    различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:

•    выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.

Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха

Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же последовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

7. Развитие чувства ритма.

Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

•    воспроизведение ритма в движениях и играх;

•    ходьба и маршировка под музыку;

•    двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

•    ритмические упражнения для рук и ног;

•    воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

•    развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

•    знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;

•    развитие речевых вокализаций;

•    знакомство со схемой ритма;

•    соотнесение   ритма   со   схематическим изображением;

•    произвольное,  ритмичное  произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

•  дифференциация  ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

•    ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.

Развитие  импрессивной и  экспресснвной речи

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на   звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,

слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,

работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи

Приемы

•    узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),

•    показ предметов по их признакам

•    показ картинок с  изображением предметов относящихся к определенным категориям

•    выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

•    выполнение   вербальных  инструкций  с адекватным использованием звукоподражаний

•    побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний,  просьб, развитие  непроизвольного подражания - звукового и словесного

•    различение звукоподражаний с опорой на зрительное  восприятие, соотнесение  игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием

•    различение действий совершаемых одним объектом  соотнесение действий и слов  их обозначающих

•    выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

•    побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

•    автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»

•    автоматизация отдельных штампов kommуникативной   побудительной и вопросительной речи (дай,  на, кто, иди)

•    узнавание  предмета  по    словесному описанию

•    выработка обобщенных понятий

•    смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты

•    выбор  правильного  названия  предметов среди  верных и конфликтных обозначений

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи

Цель:   учить соотносить игрушку  со  звукоподражанием,  побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а»,   развивать слуховое внимание

Фрагмент 1. Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлексивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1. На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед)

Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия

Фрагмент 1   За ширмой знакомые ребенку игрушки:    кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.  

Ребенок по произнесенному звуку  догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент 2 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу.   Ребенку предлагается   ощупав игрушку,  не разворачивая ее, догадаться кто (что) там   и произнести соответствующее звукоподражание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого логопедического фронтального занятия на тему: «Состав слова» на 2 этапе коррекционной работы.

Это обобщающее итоговое занятие. Конспект подойдет для проведения занятий в логопедической группе в школе 2-3 класс....

Альбом звукоподражаний и слов для работы с безречевыми детьми

Работа с неговорящими детьми начинается с вызывания звукоподражаний и самых простых слов. Возможно, данный вид работы будет полезен и для родителей, и для специалистов...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР

Цель: формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия....

Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап

Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др....

Статья " Этапы коррекционной работы нарушенных компонентов речи у детей с ОВЗ."

В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе.  Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготови...