Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап
методическая разработка
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnyy_etap_korrektsionnoy_raboty.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальный этап коррекционной работы
с неговорящими детьми
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др.
Особое значение мы придаём:
- развитию слухового внимания и памяти (ребёнка учат различать звучание музыкальных игрушек и других предметов, определять последовательность их звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве);
- развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребёнок научился находить и показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки) );
- развитию пространственных представлений (сначала по подражанию логопеду, а затем по речевой инструкции, ребёнка учат располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки);
- воспитанию у ребёнка подражательности : подражательной моторике , сначала общей, затем ручной и артикуляторной;
- научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью упражнений: дутьё на вату, пушинку, в бутылочку, в трубочку и т.д.
Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки.
Методика использования звукоподражаний предусматривает определённую последовательность.
В начале работы логопед предъявляет ребёнку пять знаковых изображений животных, « крики» которых можно обозначить фонетически простыми звуками-эквивалентами или звукосочетаниями: «му»-корова, «пи»-мышка, «у»-волк, «га»-гусь. Логопед держит картинку рядом со своим ртом для того, чтобы ребёнок одновременно мог видеть и изображение животного , и движение артикуляторных органов логопеда, произносящего соответствующие изображению звукокомплексы.
Если ребёнок не делает никаких попыток к повторению, можно разложить картинки перед ним и попросить : «Дай му», « Дай пи»; чтобы сформировать условную связь звучания и изображения, необходимо назвать животное.
Естественно, при повторении ребёнок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков, в этих случаях рекомендуются соответствующие артикуляторные упражнения. Напимер, если при имитации воя волка ребёнок не может вытянуть губы вперёд, его следует учить дуть в трубочку, обнимая её губами, диаметр трубочки постепенно уменьшается; если ребёнок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищанию мышки, рекомендуются упражнения «пузырёк» (надуть щёки и резко « разорвать» смычку губ), «воздушный поцелуй», либо простое механическое сжимание губ пальцами.
В последующие занятия постепенно увеличивается количество предъявляемых картинок с изображениями животных, рекомендуются необходимые артикуляторные упражнения. Подобным образом подготавливается артикуляторная база для правильного произношения, и ребёнку становится доступной артикуляция практически всех звуков по подражанию.
Многие звукоподражания по своему составу напоминают лепетную речь- обязательный этап нормального развития речи. Однако у большинства детей с алалией лепет отсутствовал или был ограничен. Поэтому с помощью этого способа удаётся развить фонетическую сторону речи. Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя практически все звуки русского языка.
В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза с употреблением названия «крика» животного: « корова – му», «собака-ав» и т.п.
На дальнейших этапах фраза увеличивается до трёх слов : « Корова мычит му», «Собака лает ав» ит.д.
Методика использования звукоподражаний при одновременном развитии всех психических функций ребёнка и его импрессивной речи в большинстве случаев способствует появлению активной речи. Для закрепления звукоподражаний родителям рекомендуется петь народные песенки , потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова наиболее близкие, понятные , доступные ребёнку.
Реальная мотивированность каждого звукокомплекса раскрывает очень знакомое и понятное для ребёнка лексическое значение.
Некоторые слова русского языка образовались от звукоподражаний (ж-ж-ж- жужжать- жук –жужелица, ку-ку – кукушка). Следовательно , звукоподражания дают представления и об этимологии слов.
Эти звуковые комплексы служат и для понимания переносных значений слов и выражений, таких как не каркай, лаяться, куковать и др. Следовательно. Овладение ими способствует дальнейшему обогащению импрессивного словаря.
Полисемантизм употребления слова-звукоподражания позволяет одним и тем же звукокомплексом , например «хрю», обозначать и свинью , и поросёнка, и «свинья идёт», и грязнулю, и хрюканье – всё, что связано с образом свиньи, т.е. звукоподражание может заменять не только существительные, но и глаголы, прилагательные, междометия. Такое расширение значений помогает ребёнку усложнять синтаксические связи и строить фразы типа: «Мяу топ», «Ав па», «Би-би ку-ку», «Она делает чик», «Оля села и би-би».
При этом до минимума сокращаются такие нарушения слоговой структуры, как опускание , перестановка звуков, слогов; слова максимально приближаются к понятному звучанию.
Как только у ребёнка сформировалась минимальная фонетическая база, следует вводить в дидактические игры простые, строго заданные фразы: « У меня утка», « Дай…», « Это…», « Я взял…», « Я ставлю…» и т.п., которые он уже способен повторить вслед за логопедом.
Методика использования звукоподражаний в начале работы с неговорящими детьми позволяет достичь следующих результатов:
- Создание более естественной мотивации для овладения ребёнком собственной экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль: пользуясь звукоподражаниями , ребёнок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.
- Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.
- Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для расширения словаря.
- Воспитание правильного звукопроизношения.
- Помощь в обучении детей чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Коррекционная работа с детьми на трёх этапах лечения амблиопии и косоглазия"
Данные материалы могут быть полезны при работе с детьми с нарушением зрения....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».
Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....
Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики
В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....
Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"
Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...
Методика коррекционной работы при дислалии
Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий....