Статья " Этапы коррекционной работы нарушенных компонентов речи у детей с ОВЗ."
статья

В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе.  Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_korrektsionnoy_raboty.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Этапы коррекционной работы нарушенных компонентов речи

у детей с ОВЗ.

В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе.  Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Развитие экспрессивной речи.

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начать работу по воспроизведению ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».

В коррекционной работе используются следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Формирование предложений из нескольких слов.

Активизация речи осуществляется путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка…); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.

Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже.

Употребление предложно-падежных конструкций;

Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Не во всех случаях удаётся достигнуть правильного звукопроизношения, трудности возникают и при автоматизации звука в словах.

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

Формирование связной речи.

Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям.

Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету, игрушке.

Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки.

Пересказ короткой сказки по ролям.

Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Рассматривание сюжетной картины и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Выбор лексической темы занятия определяется имеющимся тематическим планом, который составляет в начале учебного года учитель-логопед.

Хочется отметить снижение усвояемости при психофизиологическом созревании (13 — 14 лет). У учащихся наблюдается : нарушение поведения, снижение памяти, повышенная возбудимость, эмоциональная расторможенность, повышенная утомляемость.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по развитию речи оказывает благотворное влияние на развитие мышления, а именно таких его операций, как обобщение, анализ, синтез, что в свою очередь способствует активизации познавательных процессов в целом.

Осуществляя логопедическую помощь, работая над формированием всех сторон речи, соблюдая принцип «от простого к сложному», позволяет достичь, в основном, положительной динамики в речевом развитии детей с нарушением интеллекта.

В некоторых случаях логопедическая помощь оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

Развитие просодических компонентов речи у детей с дизартрией

Радионова Н.А.      Логопед реабилитационного центра «Лучик» г. Ханты- Мансийск.         Развитие просодических компо...

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста

Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....

Статья Лещева О.А. "ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики: работа с детьми с особыми образовательными потребностями: материалы Международной научно-практической конференции / Де...