Альбом звукоподражаний и слов для работы с безречевыми детьми
учебно-методический материал на тему

Фетисова Анна Владимировна

Работа с неговорящими детьми начинается с вызывания звукоподражаний и самых простых слов. Возможно, данный вид работы будет полезен и для родителей, и для специалистов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альбом

звукоподражаний

и слов

I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. - Покажи маму (папу).
  • Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
  • Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
  1. - Кто это?
  • Подари маме (папе)  игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
  • Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
  • Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).

-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).

II СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»

-        Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)

2.        - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).

  • Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).

3.        - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

  • Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
  • Положи малышу игрушку. Как он просит ?
  1. -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
  2. - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.

-        Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

6.        Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.

УА

Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!

Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»

АУ

Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!

Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!

Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!

В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»

И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»

Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.

III СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).

  • Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
  • Кто кричит: «Му» («Мяу»)?

2.        - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)

-        Видишь корову (кошку)?

(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).

-        Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

  1. - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  2. - Подари:

а)        кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),

б)        коровке одну палочку, а кошке много палочек.

  • Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
  • У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?

(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).

5.        - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).

  • Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
  • Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

6.        Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

МУ

Му - му!

Ой, бычок, ты бычок,

Молока кому?

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи:

Ты иди, не топочи,

Му - му!

МЯУ

Мяу - мяу! - кот пищит,

Сидит на окошке

У меня живот болит.

Маленькая кошка:

Мяу - мяу!

IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ 

(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  • Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
  • Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
  • Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
  • Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
  • Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
  • Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.

Примечание:    если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех  картинок.

V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи, где собачка кушает?

- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)

  1. -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
  1. - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?

(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).

4.        - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).

5.        - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).

(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).

  1. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.

VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.

Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:

Картинки рассматриваются парами.

  • Где чашка?
  • Покажи арбуз.
  • Что можно скушать?

VII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. - Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
  2. - Что гудит: «Би-би»?

-        Что звучит: «Бом-бом»?

3.        - Спрячь барабан. Как гудит машина?

  • Спрячь машину. Как звучит барабан?
  • Что спрятала?

-        Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).

  1. - Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
  2. - На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).

-        На чем куколка поиграет ?

  1. - Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
  2. - Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
  3. - Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  4. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:

бом - бом

попеременные движения раскрытой ладонью по столу

би - би

сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание

10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

С барабаном мы идем,

Би-би-би! - гудит машина,

Громко песенки поем;

Не поеду без бензина.

Бом - бом, бом - бом!

VIII СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
  2. Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».

Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».

3.        - Найди барабан? Сколько? (Один).

- Покажи барабаны? Сколько? (Много).

Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.

4.        - Где один барабан?

- Покажи много барабанов.

5.        - Спрячь барабан (барабаны).

Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:

  • Ты видишь барабан? (Нет).
  • Ты видишь барабаны? (Да).

Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.

IX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).

-        Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).

2.        - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?

-        Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).

3.        - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.

(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).

4.        - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.

-        Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).

5.        Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

бай - бай

движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху

бо - бо

движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту

6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:

Миша, Мишенька,

Мальчик плачет и кричит:

Бай-бай!

Ручка у меня болит:

Спи скорее, засыпай

Бо-бо, бо-бо

X СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

  • Где мышка?
  • Найди пистолет.
  • Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).

2.        - Спрячь мышку (мячик, пистолет).

-        Кого (что) спрятала?

3.        - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).

  • Найди, кто пищит. Как?
  • Покажи, что прыгает. Как?
  1. - Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
  1. - Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).

-        Найди животное. Как пищит?

6.        - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).

-        Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).

7.        Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» - руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.

8.        Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:

Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»

XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. - Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
  2. - Где мячик?

-        Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).

3.        - Спрячь мячик. Спрячь мячики.

  • Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
  1. - Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.

XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:

  • Это папа.
  • Это дочка. Ее зовут Поля.
  • Это сынок. Его зовут Паша.

(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).

2.        - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).

-        Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).

3.        - Дай Поле одну конфетку, Паше - две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)

-        Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.

(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).

4.        - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

  • Позови Полю: «Поля, иди».
  • Позови Пашу: «Паша, иди».
  • Позови папу: «Папа, иди».
  1. - Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).

XIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
  1. - Покажи дудочку (домик, дедушку).
  2. Спрячь домик (дедушку, дудочку).

-        Что (кого) спрятала?

4.        - На чем поиграем: «Ду - ду!»

  • Покажи старенького человека.
  • Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?

5.        - Позови дедушку.

  • Поиграй на дудочке.
  • Какую картинку не назвали.

6.        - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.

Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.

7.        - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

  1. - Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
  1. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:

Ду-ду-ду-ду!

Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

ДУ-ДУ

И Ванюше отдала:

Ду - ду - ду - ду!

Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!

Сидит ворон на дубу

XIV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».

Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.

Закрой дом. Закрой домик.

Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку - домик:

Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).

Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.

Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.

XV СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
  2. Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
  • Спрячь поезд (молоток, часы).
  • Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
  • Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).

3.        - Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).

-        Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

4.        - На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»).

  • Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).
  • Что тикает? Как? («Тик-так»).

5.        Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к
аналогичным действиям:

тук - тук

движения кулаком сверху вниз

ту - ту

руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад

тик - так

руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и

левому плечу

6.     Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:

ТУ-ТУ

Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту - ту , ту - ту, ту - ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту - ту, ту - ту, ту - ту!

ТУК-ТУК

Строим, строим новый дом: Тук - тук молотком.

ТИК-ТАК

Наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

XVI СТРАНИЦА - РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.

  • Это Тата. Тата идет.
  • Это Толя. Толя сидит.
  • Это Тома. Тома лежит.

2.        - Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?

  • Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
  • Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
  • Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?

3.        - Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).

  • Дай Толе печенье.
  • Дай Тате яблочко.
  1. - Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).
  2. - Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
  3. - Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).

-        Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).

XVII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
  2. - Спрячь гулю (гуся, лошадь).

-        Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

3.        - Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?

        - У кого есть хвост и грива?

        - У кого есть клюв и крылья?

  • Кто летает?
  • Кто бежит?
  1. Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
  2. - Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.

(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).

6.        - Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)

-        Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)

7.        - Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»

-        Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!

8.        Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному
звукоподражанию:

ГА-ГА

Гуси - гуси! Га - га - га. Есть хотите? Да, да, да.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: Га - га - га!

ГУЛЯ-ГУЛЯ

Прилетели гули, гули - голубочки:

 Гуля - гуля - гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля - гуля - гуля.

ГОП-ГОП

Гоп - гоп ! Конь живой

И с хвостом, и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп!

XVIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
  2. - Спрячь курочку (кукушку, ворону).

-        Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.

3.        - Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).

-        Как кричит ворона (кукушка, курочка)?

  1. - Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).
  2. - Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
  1. - Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
  2. - Построй дорожку (в заданном направлении).
  3. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

кар - кар

движения туловищем вперед с наклонами головы

ку-ку

пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз

ко - ко

пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим

9.      Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:

КУ-КУ

Считать кукушка научилась.

 На том ученье прекратилось.

Ку - ку, ку - ку.

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опутдке,

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку - ку, ку - ку!»

КО-КО

Куры крыльями махали:

Ко - ко, ко - ко!

Куры клювами стучали:

Ко - ко, ко- ко!

Курочка прыг на крыльцо,

Она снесла тебе яйцо:

 Ко - ко - ко, ко-ко - ко!

XIX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.

  • Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»
  • Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»
  • Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»

Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).

2.        - Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).

-        Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).

3.        Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).

-        Угости Тату        На, Тата....

4.        - Как смеется Ляля?

  • Как плачет Тата?
  • Как кричит сова?
  1. - Построй дорожку (в заданном направлении).

Сводная таблица звукоподражаний

Звук

Звукоподражания голосам животных и подзывы

Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам

Эмоциональные восклицания

Слова

М

МУ - корова

АМ - собачка

МЯУ - кошка

МЕ - коза

АМ - ребенок ест

Мама, Маша, мой, Мила, мыло

П

ПИ - цыплята, мышка, птичка

ПУХ - ружье, хлопушка

ОП, ПРЫГ - мячик прыгает

Папа, Поля, Паша, пила

Б

БЕ - овечка

БОМ - барабан

БИ-БИ - гудит машина

БУЛЬ - чайник

БАЙ - пора спать

БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка, носик

БУХ - упал

Баба

Д

ДУ-ДУ - дудочка

ДИНЬ - колокольчик, ложка в стакане

ДА - выражение согласия

Дай, деда, домик (дом)

Т

ТУ - поезд, пароход

ТУК - молоток

ТЮК - топор

ТИК-ТАК - часы

ТОП - малыш топает

Тата, Толя, Тома, тетя

Н

НО - лошадка

НА

Ната

К

КУ - кукушка

КО - курочка

КАР - ворона

КРЯ - уточка

КУ-КУ - малыш спрятался

КАЧ - на качелях

КАП - вода из крана

Катя, Котя, киса (котик), Коля

Г

ГА-ГА - гусь

ГУЛЯ - позови голубя

ИГО-ГО - лошадь

ГОП - едем на лошадке

Галя

X

УХ - сова

АХ - упал

ОХ - болит

УХ - прыгают

Л

ЛЯ-ЛЯ - песня

Ляля, Оля, Лёля

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа объединения "Путешествие в мир слова" для работы с одаренными детьми

Программа для работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по литературе...

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми....

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Логопедические занятия с безречевыми детьми

Хочу предложить Вашему вниманию мои разработки занятий с детьми 2,5 - 4 лет с задержкой речевого развития. Данные занятия направлены на расширение словарного запаса,  формирование фразовой речи, ...