План-конспект открытого логопедического фронтального занятия на тему: «Состав слова» на 2 этапе коррекционной работы.
план-конспект занятия по теме
Это обобщающее итоговое занятие. Конспект подойдет для проведения занятий в логопедической группе в школе 2-3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_gruppovogo_zanyatiya_sostav_slova.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед Полянина Елизавета Анатольевна
ГБОУ СОШ №796 г. Москвы
План-конспект открытого логопедического группового занятия на тему: «Состав слова» на 2 этапе коррекционной работы.
3 класс, группа с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР.
(Обобщающее итоговое занятие)
Цель: закрепить умение употреблять и выделять в письменной и устной речи части слова.
Задачи:
- Повторить ранее изученный материал.
- Отработать навыки словообразования и словоизменения слов.
- Совершенствовать навык выделения частей слова на слух и письменно.
- Вырабатывать у детей орфографическую зоркость.
- Развивать связную речь и логическое мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас с вами необычное занятие! Подуйте на пособие так, чтобы вы смогли увидеть, какие обозначения там изображены. Расскажите правило.
(На пособии части слова закрыты легкими бумажками. Под ними корень, суффикс, приставка, окончание, основа).
Логопед: Ребята, сегодня вы будете строителями. Перед вами стоит сложная задача - построить замок для частей слова, чтобы у каждой части слова, была своя башня.
Для этого необходимо:
- внимательно слушать меня,
- точно и четко отвечать на вопросы о составе слова,
- правильно выполнять все задания,
- аккуратно и не спеша записывать в тетрадь упражнения.
Итак, приступаем к строительству.
2. Родственные слова.
Логопед: Какая часть слова самая главная? Почему?
Дети отвечают на вопросы:
Что называется корнем? У чего еще бывает корень? Может ли без корня жить растение? Почему? Так и слова не обходятся без корня.
1) Запишите в тетрадь предложение.
Весной солнце светит ласково.
Выделим во всех словах корень, подберите к каждому слову родственное. Какие слова мы называем родственными?
2) Из каждого ряда слов уберите лишнее слово, которое не является родственным. Родственные слова запишите в тетрадь.
Ветрище, вихрь, безветренный.
Ручей, ручеек, ручка.
Газон, трава, травушка.
Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями, и можно ставить первую башню. (Логопед вывешивает на доске башню.)
3. Образование слов с помощью приставок.
Логопед. Приступаем к возведению второго блока башни.
Прочитайте слова на доске. С помощью чего они образованы?
наступила, уступила, поступила, выступила, подступила, переступила.
Что называется приставкой? Выделим приставки в этих словах (дети по очереди выходят и выделяют приставки).
1) Замените словосочетание одним словом (синонимом).
Становится теплее -
Раскрылись цветы -
Выйти из состояние сна -
(потеплеть, проснуться, распустились, расцвели, пробудиться).
Запишите получившиеся слова, выделите в них приставку. К какой части речи можно отнести эти слова?
2) Подберите антонимы к словам.
Потеплеть -
Расцвели -
Проснуться -
(похолодать, завянуть, заснуть.)
Назовите в этих словах приставки.
Запишите получившиеся слова в два столбика, выделите приставку.
Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и строительство второй башни завершено! (Вывешивает на доске вторую башню.)
4. Суффиксальный способ образования слов.
Логопед: Отгадайте загадку. О какой части слова в ней говорится?
Он стоит между корнем и окончанием. Если его заменить, получится другое слово. Его обозначают уголком.
Логопед: Вспомните правило, что называется суффиксом?
1)Прочитайте слова, образуйте новые слова с помощью суффиксов, уменьшив этот предмет или назвав его ласково. Делаем это устно.
цветок - лед -
солнце - ветер -
трава - поляна -
2) Образуйте с помощью суффикса прилагательные.
Дети играют с мячом.
молода - тонко -
весна - лес -
3) Составьте словосочетания, подобрав к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
ледок весеннее
травка тоненький
солнышко молоденькая
цветочки лесная
полянка первые
Запишите словосочетания в тетрадь, выделив во всех словах суффикс.
Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились, выросла еще одна башня. (Вывешивает на доске третью башню замка.)
5. Окончание.
1) Логопед: Выберите правильно утверждение:
- Окончание служит для образования новых слов.
- Окончание служит для связи слов в предложении.
Логопед: Ребята, вы правильно выполнили все задания. (Вывешивает на доске последнюю башню.) Мы с вами повторили все, что знаем о частях слова. Посмотрите, какой замечательный замок построили. Понравится он частям слова? Осталось только защитить его, поставив надежные ворота с забором. Для этого надо выполнить последнее задание. (Вывешивает ворота на обратной стороне задания.)
Прочитайте текст, в нем есть словосочетания, которые вы составляли. Есть ли в этом тексте ошибки, исправьте.
Выступила весна. Весеннее солнышко натопило тонкий ледище. Разбудилась земля. На лесной поляне подзеленела молоденькая травища. Выцветают подснежники. Хороши эти первая цветочки!
(Если дети успевают выполнить задание письменно, то исправленный вариант заносится в тетрадь).
Итог занятия.
Логопед: Что мы строили? Какие части слова повторили? Что понравилось? Молодцы, ребята! Оказывается, вы не только хорошие ученики, но и умелые строители. Построили на занятии волшебный замок! Теперь все части слова живут вместе, но в отдельных башнях! Я проверю ваши тетради, кто хорошо справился, получит наклейку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект и презентация к факультативному занятию по теме "Танграм"
Я предлагаю план-конспект и презентацию к факультативному занятию по теме "Танграм", которое можно провести в 5-7 классах. В папке также содержится раздаточный материал....
Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова"
Занятие по теме "Состав слова" , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии....
Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова".
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:"Состав слова" (обобщающее занятие). Цель занятия - закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися 1-х классов, имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
Цель: формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия....
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
Цель: уточнение и расширение словарного запаса, работа над словоизменением и словообразованием....
Конспект и технологическая карта логопедического фронтального занятия по теме «Звуки домашних животных. Развитие фонематического слуха и внимания на материале неречевых звуков»
Данная разработка состоит из конспекта логопедического фронтального занятия в средней дошкольной логопедической группе детей ОНР-1 по теме «Домашние животные» на основе системно-деятельнос...