Адаптированная образовательная программа по этике
рабочая программа (7 класс) на тему

Емельянова Асия Ивановна

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету этика составлена на основе примерной учебной программы под ред. И.М. Бгажноковой для образовательных учреждений  VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_14-15.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ   (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУЖНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ  (коррекционная) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 VIII ВИДА»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

КУ «Радужнинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа  VIII вида»

от «09» сентября 2014 № 228

 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  

ЭТИКА

7 – 9 классы

Составитель: учитель высшей категории

А.И. Емельянова

2014

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

 МО учителей -  предметников  

 Протокол   от «___»______________2014  №___          

 Руководитель МО учителей-предметников  

 

 _________________________Н.В. Семенец                                                                                                          

Методическим советом

Протокол   от «___»___________2014  №____                                          

Председатель методического совета

______________________А.И. Емельянова

                                                                                         

 ЭТИКА

7—8 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
      Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
      Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому учащемуся.
      Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
      Главное в работе учителя по данной программе — три основных содержательных направления:
      
• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
      • на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
      • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
      Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для умственно отсталых учащихся.
      Учитывая особенности мышления данной категории детей, учителю не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно — не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь — ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой — предоставлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
      Цель данного учебного предмета — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
      По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.
      Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».
      В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя — максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
      Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
      Курс «Этика» проводится в 7—9 классах 1 ч в неделю.
      Количество часов, отведенных для изучения той или иной конкретной темы, — примерное, оно может быть изменено учителем в зависимости от специфики работы в каждом конкретном классе. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.
      Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с текстами произведений,  с простейшими психологическими тестами,  деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к
человеку в обществе.

7 КЛАСС

Тематическое планирование

№ п.п.

название темы

количество часов

Введение

2 часа

Понять самого себя

15 часов

Отношения товарищества

15 часов

Итоговое повторение

2 часа

(33 ч в год, 1 ч в неделю)

Введение (3 ч)

      Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
      2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории).

Понять самого себя (15 ч)

      В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:
      человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
      представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
      представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;
      представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
      Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)

Темы для изучения и обсуждения

      1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
      2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
      3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
      развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
      условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
      4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
      5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
      6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества (15 ч)

      В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:
      формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
      формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
      формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
      2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
      коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
      дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
      3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
      4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
      5. Типы дружеских отношений:
      истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
      дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
      дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
      6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
      7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

Требования к знаниям и умением

Учащиеся должны знать золотое правило нравственности, типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба - компанейство.

Учащиеся должны уметь:

  • Вести  диалог;
  • Давать односложные ответы на репродуктивные вопросы;
  • Давать развернутые ответы на репродуктивные вопросы;
  • Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности;
  • Приводить аргументы в защиту своей оценки;
  • Проводить классификацию изучаемых понятий;
  • Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям.

Календарно- тематическое планирование.

7 класс

34 часов

(1 час  в неделю)

1 четверть  - 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Требования к ЗУН

Словарь урока

Дата

Должен знать:

Должен уметь:

1 четверть

9

Раздел 1. Введение   -  2 часа

1

Понятие этики

1

2

Диагностика

1

Раздел II. Понять самого себя – 15 часов

3

Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности).

1

Отличия человека и животного

Уметь вести диалог

Речь,

4

Единство всех людей как социальная общность.

1

Словарь урока

Привычка, характер

5

 Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др.

1

6

Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.

1

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Темперамент

7 – 8

Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:

2

Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы

Деятельность

9

Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд.

1

Виды деятельности

Игра, учение, труд

2 четверть

7

10

Роль и влияние деятельности на развитие личности человека.

1

Выполнить в технике оригами пирамиду и нанести на неё информацию

Пирамида Маслоу

11-12

Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.

2

13-14

Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

2

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

15-16

Урок обобщения по теме: «Понять самого себя»

2

3 четверть

10

Раздел III. Отношения товарищества – 15  часов

17

Дружба — чувство, присущее человеку.

1

Признаки дружбы: симпатия, общность интересов, доверие

Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по басне Л.Н. Толстого «Два товарища»

Дружба

18

Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.

1

Внешние признаки проявления интереса

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

19

Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей

1

Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы по басне Л.Н. Толстого «Галка и голуби»

20

Основа дружеских отношений 

1

Внутренние признаки дружбы - доверие

21

Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь.

1

Честность, правдивость, взаимопомощь

22

Дружба  настоящая и ложная.

1

Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы работая с притчами с сайта http://o-druzhbe.ru  Настоящий друг, Король и его сын

23

Типы дружеских отношений:

1

24

Истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.)

1

Признаки истинной дружбы

25

Дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);

1

Признаки дружбы-соперничества

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Соперничество

26

Дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).

1

Признаки дружбы-компанейства

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Компанейство

27

Возникновение конфликтов в отношениях друзей: причины их возникновения

1

Причины конфликтов

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Конфликт

4 четверть

8

28

Возникновение конфликтов в отношениях друзей: способы преодоления конфликтов

1

Способы преодоления конфликтов

Давать односложные и развернутые ответы на репродуктивные вопросы

Конфликт

29

   Этические правила в отношениях друзей друзья-мальчики, друзья-девочки

1

30

  Этические правила в отношениях друзей друзья мальчик и девочка

1

31

  Этические правила в отношениях друзей друг-взрослый.

1

32

Эмоциональное отношение к нравственным нормам

1

33-34

Урок обобщения по теме: «Отношения товарищества»

2

8 КЛАСС

Тематическое планирование

№ п.п.

название темы

количество часов

1.

Водное повторение  

2 часа

Представление людей о добре и зле. Идеал

14 часов

Взаимоотношения с родителями

16 часов

Итоговое повторение

2 часа

(34 ч в год, 1 ч в неделю)

Представление людей о добре и зле. Идеал (14 ч)

      Тема является достаточно сложной для понимания умственно отсталыми учащимися, поэтому не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные — злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, возможно знакомство учащихся с оценками этих нравственных категорий на примерах мировых религий.
      Идеал рассматривается с точки зрения эталона — измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего ее развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Учитель опирается на примеры,  близкие и понятные детям, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.
      2. Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.
      3. Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.
      Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный.
      4. Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей:
      любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх; мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость; мудрость — глупость; милосердие — жестокость; мягкость — грубость; доброжелательность — зависть.

Взаимоотношения с родителями (19 ч)

      Взаимоотношения со взрослыми — одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты. Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьезным противоречиям, принимает форму тяжелых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям. Основная задача содержания данного раздела — попытаться помочь ребенку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями. Для этого необходимо:
      выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;
      показать важность влияния семьи на формирование личности ребенка;
      объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.
      В этой части важно подвести учащихся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсудить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин.
      Работа требует соблюдения такта со стороны учителя, понимания реальной обстановки в семьях учащихся, а также дополнительной работы с родителями, в противном случае существует опасность провокации конфликтов на основе того, что «нам сказал учитель...».

Темы для изучения и обсуждения

      1. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.
      2. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.
      3. Значение родителей для ребенка:
      тепло, поддержка, ощущение защищенности;
      власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение);
      образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.
      4. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания;
      любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение;
      подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей.
      Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
      5. Ребенок в жизни семьи.
      6. Конфликты с родителями. Причины конфликтов:
      отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к  гиперопеке, постоянная тревога за детей;
      повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству;
      смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям;
      непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка;
      разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д.
      Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
      7. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

Требования к знаниям и умением

Учащиеся должны иметь представление о добре и зле, понимать значение семьи для развития ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • Вести  диалог;
  • Давать односложные ответы на репродуктивные вопросы;
  • Давать развернутые ответы на репродуктивные вопросы;
  • Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности;
  • Приводить аргументы в защиту своей оценки;
  • Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям.

Календарно- тематическое планирование.

8  класс

34 часов

(1 час  в неделю)

1 четверть  - 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Требования к ЗУН

Словарь урока

Дата

Должен знать:

Должен уметь:

1 четверть

9 часов

Раздел 1. Вводное повторение -  2 часа

Поступки человека  – зеркало его   души

1

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Эмоциональное отношение к нравственным нормам

1

Раздел II. Представления людей о добре и зле. Идеал  – 14 часов

3 – 4

Этика – результат жизненного опыта  людей

2

5.

Что такое зло

1

Проявления зла

3ло

6.

Отчего зло на свете

1

Составлять устный и письменный план ответа по басне Л.Н. Толстого «Отчего зло на свете»

7.

Что такое добро

1

Проявления добра

Добро

8.

Как проявляется добро

1

9.

Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества

1

Оценивать отношения к детям в ходе истории

2 четверть

7 часов

10.

Влияние поступков человека на его характер

1

Характер

11.

Влияние поступков человека на отношение к нему других людей

1

12.

Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность

1

13.

Нравственный идеал людей различных эпох

1

14.

Идеал действительный и иллюзорный

1

15 - 16

Урок обобщения по теме: «Представления людей о добре и зле. Идеал»

2

3 четверть

10 часов

Раздел II. Взаимоотношения с родителями – 16  часов

17

Разные взрослые

1

Вести диалог по теме урока;

Классифицировать

18

Что такое семья

1

Что такое семья

Давать развернутые ответы на репродуктивные вопросы

Семья

19

Семья в жизни человека

1

Значение семьи для каждого человека

20

Место и роль ребенка в семье

1

Место и роль ребенка в семье

21

Связи в семье

1

22

Влияние семьи на формирование личности

1

Личность

23

Ролевые, социальные функции членов семьи

1

Функции членов семьи

Функция

24 - 25

Значение родителей для ребенка

2

26

Стиль взаимоотношений родителей

1

Иметь представления о стилях воспитания в семье; уметь их различать по заданным признакам

Авторитарный, попустительский, демократический

4 четверть

8 часов

27.

Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка

1

28.

Ребенок в жизни семьи

1

29-30

Конфликты с родителями

2

Конфликт

31.

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье

1

32.

Правила поведения в семье

1

33

Эмоциональное отношение к нравственным нормам

1

34

Урок обобщения по теме: « Взаимоотношения с родителями»

1

9 КЛАСС

Тематическое планирование

№ п.п.

название темы

количество часов

1.

Водное повторение  

2 часа

2.

Условия, влияющие на деятельность человека

21 час

3.

Семья

10 часов

4.

Итоговое повторение

2 часа

 (33 ч в год, 1 ч в неделю)

Условия, влияющие на деятельность человека (21 ч)

      На уроках этике в 9 классе, необходимо опираться на личный опыт учащихся, конкретные дела и поступки, оценивая их с точки зрения нравственных категорий долга, совести, необходимости и т. д. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
      2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
      3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
      4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.
      5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
      6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
      7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
      8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья (10 ч)

      Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.
      Основные задачи данного раздела:
      сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
      направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (
люблю, нравится);
      дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их нравственно-правовой ответственности;
      дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
      дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье;
      выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.
      Этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.

Темы для изучения и обсуждения (анкетирования перед обсуждением)

      1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.
      Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.
      2. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
      3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
      4. Нравственность и сексуальность.
      5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.
      6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.
      7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).
 

Требования к знаниям и умением

Учащиеся должны знать,  что такое  право, отличия  права и морали, понимать значение  «юридическая ответственность»; понимать важность брака, как основу нравственного благополучия семьи.

Учащиеся должны уметь:

  • Вести  диалог;
  • Давать односложные ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы;
  • Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы;
  • Оценивать свои и чужие поступки не только  с точки зрения золотого правила нравственности, но и с точки зрения права;
  • Приводить аргументы в защиту своей оценки;
  • Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям.

Календарно- тематическое планирование.

9  класс

34 часов

(1 час  в неделю)

1 четверть  - 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Требования к ЗУН

Словарь урока

Дата

Должен знать:

Должен уметь:

1 четверть

9 часов

Раздел 1. Вводное повторение -  2 часа

1.

Этика – наука о правилах поведения

1

Понятия добра и зла

Вести диалог

Этика

2.

Поступки человека  – зеркало его   души

1

Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности

Раздел II. Условия,  влияющие на деятельность человека  – 21  час

3.

Что такое совесть.  Её влияние на поведение личности.

1

Что такое совесть

Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям

Совесть

4.

Что такое долг. Его влияние на поведение личности.

1

Что такое долг

Долг, ответственность

5.

Что такое общественное мнение.  Его влияние на поведение личности.

1

Общественное мнение

6.

Свобода, необходимость, ответственность.

1

Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям

Свобода,

необходимость,

 ответственность

7.

Роль и значение свободы, необходимости, ответственности в  поведении человека, принятии решений.

1

8.

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

1

Что такое свобода, необходимость, ответственность

9.

Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

1

2 четверть

7 часов

10.

Что такое мораль и право.

1

Признаки морали и права

Мораль, право

11.

История происхождения некоторых правовых норм.

1

12.

Взаимосвязь морали и права

1

13.

Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества.

1

Об ответственности  за правонарушения

14.

Наказание за проступки.

1

15.

Общие представления об уголовном праве.

1

Уголовное преступление

16.

Ответственность по уголовному праву

3 четверть

10 часов

17.

Общие представления об административном  праве.

1

Давать односложные ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы;

Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы

Административное правонарушение

17

Ответственность по административному праву

1

18

Общие представления о трудовом праве

1

Трудовое право

19

Общие представления о трудовом праве

1

Гражданское право

20

Общие представления о гражданском  праве.

1

21

Нравственное и безнравственное поведение группы людей, их оценка обществом, государством

1

22

Обобщение по теме раздела: «Условия,  влияющие на деятельность человека»

1

Раздел III.  Семья - 10 часов

23

Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий.

1

Признаки любви – дружба, влечение, жертвенность

Любовь, счастье

24

Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.

1

Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям

25

Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.

1

Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы

Мировоззрение

26

Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).

1

27.

Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

1

4 четверть

8 часов

28.

Нравственность и сексуальность.

1

Понимать важность брака, как основу нравственного благополучия семьи

29

Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.

1

Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям

30.

Этика взаимоотношений юноши и девушки.

1

31.

 Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).

1

Брак и семья

32.

Урок обобщения по теме: «Семья»

1

33

Итоговое повторение

1

34

Итоговое повторение

1

Средства обучения

Наглядный учебный материал.

Конституция РФ

Символы РФ: флаг, герб;  символы ХМАО - Югры, Радужного  

Интернет – ресурсы

Выготский Л.С. Основы дефектологии.  Онлайн – библиотека. http://www. koob.ru/

Притчи сайта http://o-druzhbe.ru 

Басни Л.Н. Толстого  http://www. vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi/basni-t.html

Дидактический материал.

Е.В. Емельянова  Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. С-Пб, Речь, 2008, с.336

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы).

Общестознание 8 – 9 классы. Тематический контроль/ Е.Л. Рутковская, Л.Н, Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; Под редакцией Е.Л. Рутковской – М.: Интеллект-Центр, 2005 – 224 с.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 6 класс. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 104 с.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 7 класс. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 104 с.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 8 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 88 с.

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И,Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 9 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 88 с.

Учебные пособия.

Т.М.Афанасьева Семья. Книга для старшеклассников. – М., Просвещение, 1985

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 5 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с.

Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание. Учебник для 6 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 112 с.

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 7 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 146 с.

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2004. – 168 с.

Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание. Учебник для 9 класса. – 4-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по этике для 7 класса

Адаптированная образовательная программа по этике для 7 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС

Рабочая  программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;  содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки у...

Адаптированная рабочая программа по этике для учащихся с ОВЗ. 10-11 класс.

Цель программы.1. Воспитание нравственно — этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.2. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей д...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по этике 02/10/17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по этике для 7 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнокова,В соответств...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по этике 8 rk 02/10/17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по этике для 8 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнокова,В соответств...

Адаптированная рабочая программа по Этике 9(10) класс

Рабочая программа по этике для коррекционной школы...