ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО этике 11 КЛАСС
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложение к программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика
Пояснительная записка
Основания для написания рабочей программы в части «Пояснительная записка».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011
- Приказ Департамент образования и молодежной политики от 31.08.2013 №1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
- Приказ Департамент образования и молодежной политики от 07.09.2012 №1057 «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»*
- Приказ по школе от 02.09.2013 № 207 «Об организации индивидуального обучения на дому Келбан Аурики»
- Приказ по школе от 05.04.2013 №086 «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год»
- Приказ по школе от 08.08.2013 №175 «Об утверждении образовательной программы на 2013-2014 учебный год»
- Приказ по школе от 15.08.2013 №178 «Об определении перечня учебников на 2013-2014 учебный год»
Структура документа
Рабочая программа по предмету: «Этика» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложение к программе.
Актуальность обоснованности изучаемого курса
Научить ребенка с ОВЗ производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности — одна из основных задач нового предмета «Этика». Обучение обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с ОВЗ, — одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.
Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Программа по предмету составлена с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей обучающейся: Келбан Аурики. Ученицы 11 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Межпредметные связи
Предмет «Этика», имеет межпредметные связи (СБО, Математика, Естествознание, Обществознание, Изобразительная деятельность, Домоводство и др.).
Цели обучения
- Достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход исключает заучивание правил, отчеты учащихся и другие требования дидактического порядка.
Задачи
- знакомить со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»
- научить подростка на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения понимать особенности окружающих его людей,
- научить объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях
Основные направления коррекционной работы:
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие нравственных качеств личности;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов.
Специфика
В программе отражены принципы общей и коррекционной педагогики. Тематическое планирование рассчитано на один год обучения (11 класс), посторенние по триместрам, в каждом из них отражены все необходимые, выделенные для изучения разделы. Материал имеет концентричность, поэтапность, цикличность, что немаловажно для специальных (коррекционных) учреждений (в зависимости от психических процессов детей с нарушениями интеллекта).
Методы и формы обучения
На уроках применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий, уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Сущность программы в том, что по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в специальных учреждениях необходимо комплексное решение всех педагогических и коррекционных задач на всех уроках и всех видах детской деятельности.
Обучающиеся усваивают понятия, за счет их многократной четкой подачи учебного материала.
Обучающиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме, что уже говорит о рефлексии и усвоении пройденного материала.
По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить учащихся к приемлемым выводам и оценкам.
Как было указано, специфика обучения детей с умственной недостаточностью не дает возможности говорить о высоком уровне нравственного сознания, именно поэтому возникают сложности по воспитанию устойчивых черт поведения из-за неумения учащихся переносить нравственные эталоны на свое «Я».
В этой связи специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности учащихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку (занятию). При обсуждении тех или иных понятий задача учителя — максимально конкретизировать предлагаемый материал, выделить в нем ведущие идеи, раскрывая логику их взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого учащиеся должны принимать самое непосредственное участие в ходе обсуждений и анализа предлагаемой темы (проблемы). Учитель должен всячески преобразовывать пассивное слушание в дискуссию, обсуждение. Следует постоянно опираться на жизненный опыт детей, направлять их мысль на многообразие проявлений свойств человека в различных ситуациях жизни. Весь этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Существенным дополнением к урокам по этике могут стать результаты педагогических наблюдений за поведением учащихся, их взаимоотношениями, изучение реакции детей на разнообразные поступки товарищей, оценку своих поступков, а также ценностные ориентиры, на которые они указывают, но пользоваться открыто такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать детей в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим.
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа
- Наглядные - наблюдение, демонстрация
- Практические – упражнения.
- Методы изложения новых знаний
- Методы повторения, закрепления знаний
- Методы применения знаний
- Методы контроля
Принципы обучения:
- Учёт психофизических и возрастных особенностей учащихся;
- Приоритет общечеловеческих ценностей: равенство по отношению к представителям другого пола, ответственность, долг, доброта, любовь;
- Доступность и адаптивность системы знаний;
- Свобода слова и связь с жизнью.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Комбинированный урок
На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
- развитие всех психических функций;
- воспитание мотивации к обучению и общению;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность;
- развитие навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать).
На уроках осуществляются коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности:
- продолжительность урока не превышает 40 минут;
- через 20 мин работы запланированы динамические паузы в течении 1-2 минут, при этом учитывается профиль психофизического развития детей;
- наибольшая работоспособность детей достигается в первой половине урока, итоговые 10-15 мин отводятся на закрепление, повторение материала;
Охранительный режим:
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение режима зрения: четкая запись учителя на доске, индивидуальные раздаточные материалы, качественно выполненные типографическим способом.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания, умения и навыки по предмету оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка «5» ставится, ученику, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно- практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решит задачу, объяснять ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованием, установленным для оценки «5», но: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производить вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
Обоснование объема и содержания
Курс «Этика» проводится в 9—11 (12) классах 2 ч в неделю, 68 часов в год.
Количество часов, отведенных для изучения той или иной конкретной темы, — примерное, оно может быть изменено учителем в зависимости от специфики работы в каждом конкретном классе. Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой, так как каждая из тем содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
По окончанию изучения темы, триместра – проводятся повторительно-обобщающие уроки, на которых прослеживается уровень усвоения программного материала по предмету.
Учебно-тематическое планирование
Распределение учебного времени по разделам программного материала
№ п./п. | Тема: раздел. | Количество часов |
1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 10 ч |
2 | Условия, влияющие на деятельность человека | 28 ч |
3 | Семья | 30 ч |
Итого | 68 ч |
Содержание тем учебного курса
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Основными показателями измерения усвоенных знаний в области духовно-нравственной культуры являются представления о нравственные понятия, лежащие в основании мироустройства и взаимоотношений с людьми близкими и принадлежащими к другим культурам; знание духовно-нравственных принципов, лежащих в основе норм и правил поведения и взаимоотношений; характеристики и содержание духовно-нравственных ценностей; любви к своей Родине, ее истокам. анализ
Старшеклассники выполняют творческие задания на актуальные темы в области духовно-нравственной культуры, участвуют в дискуссиях, беседах.
Основные задачи данного раздела:
Закрепить понятия: Отечество, Родина, семья, патриот.
Воспитывать уважительное отношение к другим жителям страны.
Формировать основные нравственные понятия.
Условия, влияющие на деятельность человека
Учителю следует быть очень внимательным и предельно точным в отборе материала к этим занятиям. Не следует использовать отвлеченные и малодоступные детям примеры, необходимо опираться на личный опыт учащихся, конкретные дела и поступки, оценивая их с точки зрения нравственных категорий долга, совести, необходимости и т. д.
Основные задачи данного раздела:
сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.
Семья
Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.
Основные задачи данного раздела:
сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);
дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их
нравственноправовой ответственности;
- дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
- дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье;
- выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.
Этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Иметь представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего жизненного пути;
- Понятия: чувства долга, общественное мнение, совести и др.;
- Понятия «семья» и «счастье»;
- Основные родственные связи;
- Основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой.
Учащиеся должны уметь:
- Нести индивидуальную ответственность за собственный выбор;
- Понимать значение семьи в жизни человека;
- Уметь различать близких и дальних родственников;
- Понимать важность такого шага как создание семьи;
- Понимать и уметь объяснять какие условия необходимы для вступления в брак.
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю; 68 часов в год
№ п./п | Дата | Тема | Кол-во часов | Требования к ЗУН | Словарь | Примечания | |||||||
1 триместр 1 полутриместр | 10 ч | ||||||||||||
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 10 ч | Должны знать: Понятие: Отечество, Родина, семья, патриот. Иметь общие представления о многонациональности жителей России ценность человеческой жизни. Основные нравственные понятия. Должны уметь: доброжелательно относиться к людям разных национальностей. Соблюдать элементарные нравственные нормы поведения в различных жизненных ситуациях. | |||||||||||
1 | Россия — наша Родина | 1 ч | |||||||||||
2 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 ч | |||||||||||
3 | Патриотизм многонационального народа России. | 1 ч | |||||||||||
4 | Творческий урок. Темы для доклада: «Мое отношение к России»; «С чего начинается Родина»; «Моя семья – частичка России» | 1 ч |
| ||||||||||
5 | Происхождение нравственности. История нравственности. | 1 ч | |||||||||||
6 | Основные нравственные понятия. | 1 ч | |||||||||||
7 | Народная нравственность и общечеловеческие ценности. | 1 ч | |||||||||||
8 | Высшие нравственные ценности. | 1 ч | |||||||||||
9 | Нравственность в современном мире. | 1 ч | |||||||||||
10 | Повторительно-обобщающий урок. Проверка знаний. | 1 ч | |||||||||||
1 триместр 2 полутриместр | 9ч | Должны знать: Иметь представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, Понятия: чувства долга, общественное мнение, совести и др. Должны уметь: Нести индивидуальную ответственность за собственный выбор. | |||||||||||
Условия, влияющие на деятельность человека | 27 ч | ||||||||||||
1 | Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности. | 1ч | долг совесть общественное мнение | ||||||||||
2 | Идеалы. | 1 ч | |||||||||||
3 | Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений. | 1 ч | |||||||||||
4 | Свобода выбора. | 1ч | ответственность. | ||||||||||
5 | Мера ответственности человека за свои поступки. | 1ч | |||||||||||
6 | Что такое мораль и право. | 1ч | |||||||||||
7 | История происхождения некоторых правовых норм. | 1 ч | |||||||||||
8 | Нормы морали. | 1 ч | |||||||||||
9 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | |||||||||||
2 триместр 3 полутриместр | 12 ч | Должны знать: Иметь представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, Понятия: чувства долга, общественное мнение, совести и др. Должны уметь: Нести индивидуальную ответственность за собственный выбор. | |||||||||||
1 | 21.11 | Этикет. | 1 ч | ||||||||||
2 | 21.11 | Принципы этикетных норм. | 1 ч | ||||||||||
3 | 28.11 | Типы этикетных ситуаций. | 1 ч | ||||||||||
4 | 28.11 | Ежедневный этикет. | 1 ч | ||||||||||
5 | 05.12 | Праздничный этикет. | 1 ч | ||||||||||
6 | 05.12 | Взаимосвязь морали и права. | 1ч | ||||||||||
7 | 12.12 | Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. | 1ч | ||||||||||
8 | 12.12 | Наказание за проступки. | 1 ч | ||||||||||
9 | 19.12 | Основные разделы права: семейное право, уголовное право (общее представление). | 1ч | ||||||||||
10 | 19.12 | Основные разделы права: административное право, трудовое право (общее представление). | 1 ч | ||||||||||
11 | 26.12 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного кодекса). | 1 ч | ||||||||||
12 | 26.12 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч | ||||||||||
2 триместр 4 полутриместр | 14 ч | ||||||||||||
Должны знать: Иметь представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, Понятия: чувства долга, общественное мнение, совести и др. Должны уметь: Нести индивидуальную ответственность за собственный выбор. | |||||||||||||
1 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Гражданского кодекса). | 1ч | |||||||||||
2 | Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством. | 1ч | |||||||||||
3 | Роль моды в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. | 1 ч | |||||||||||
4 | Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. | 1 ч | |||||||||||
5 | Этикетная сторона костюма. Школьная форма. | 1 ч | |||||||||||
6 | Творческий урок. Реферат по этикету. | ||||||||||||
Семья | 30 ч | ||||||||||||
7 | Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. | 1ч | Должны знать: Понятие «семья»; основные родственные связи Понятия «экономика семьи», «быт семьи» Понятие «семейный конфликт», Основные нравственные правила поведения людей в ситуации конфликта или распада семьи Должны уметь: Понимать значение семьи в жизни человека; Уметь различать близких и дальних родственников Уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства
| ||||||||||
8 | Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. | 1 ч | |||||||||||
9 | Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. | 1ч | семья | ||||||||||
10 | Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). | 1ч | счастье | ||||||||||
11 | Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. | 1ч | |||||||||||
12 | Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. | 1ч | |||||||||||
13 | Почему ссорятся влюбленные. | 1ч | |||||||||||
14 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч | |||||||||||
3 триместр 5 полутриместр | 12 ч. | ||||||||||||
1 | Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. | 1ч | |||||||||||
2 | Этика взаимоотношений юноши и девушки. | 1 ч | |||||||||||
3 | «Род и семья – исток нравственных отношений». | 1ч | |||||||||||
4 | Ценность родства и семейные ценности | 1ч | |||||||||||
5 | Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). | 1ч | |||||||||||
6 | Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. | 1ч | |||||||||||
7 | Социальная роль молодоженов. | 1 ч | |||||||||||
8 | Обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. | 1ч | |||||||||||
9 | Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. | 1 ч | |||||||||||
10 | Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. | 1ч | |||||||||||
11 | Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. | 1 ч | |||||||||||
12 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | |||||||||||
3 триместр 6 полутриместр | 10 ч | ||||||||||||
1 | Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. | 1 ч | |||||||||||
2 | Экономика и быт молодой семьи. | 1ч | |||||||||||
3 | Потребности семьи: естественные и искусственные. | 1ч | |||||||||||
4 | Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). | 1 ч | |||||||||||
5 | Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. | 1ч | |||||||||||
6 | Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. | 1ч | |||||||||||
7 | Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих | 1ч | |||||||||||
8 | Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа(моральная, психологическая) | 1ч | |||||||||||
9 | Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. | 1ч | |||||||||||
10 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч |
Учебно-методическое обеспечение
Наглядный учебный материал:
- Таблицы.
- Картинки и иллюстраций.
- Интернет ресурсы
Дидактический материал:
- Слова-карточки
Учебные пособия:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
Список литературы.
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
Дополнительная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2000.
- Афанасьева Т.М. Семья. Книга для старшеклассников./ Т.М. Афанасьева. – М., Просвещение, 1985.
- Разумихина. Г. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни»./ Г. Разумихина.– М., «Просвещение», 1986.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. / Е.В. Емельянова . – С-Пб, Речь, 2008, с.336
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. / И.С. Артюхова. – М.: Просвещение, 2004.
- Онлайн – библиотека. http//www.koob.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по этике для 7 класса
Адаптированная образовательная программа по этике для 7 класса...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ПО БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ)...
Адаптированная рабочая программа по этике для учащихся с ОВЗ. 10-11 класс.
Цель программы.1. Воспитание нравственно — этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.2. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей д...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по математике 5 класс.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что пр...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по этике 02/10/17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по этике для 7 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнокова,В соответств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по этике 8 rk 02/10/17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по этике для 8 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажнокова,В соответств...
Адаптированная рабочая программа по Этике 9(10) класс
Рабочая программа по этике для коррекционной школы...