Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объма сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Глуховская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Глуховская СОШ _____________/С.В.Анкудинова/ «__»____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Глуховская СОШ _____________/Г.Н.Малышева/ Приказ № ___ от «__»__________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)
2014-2015 учебный год
Учитель Д.С.Шемуранова
Пояснительная записка
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объма сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем , и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Общее количество часов по программе 68 часов.
Примерная тематика
Личная гигиена.
Тематика:
1.Личная гигиена подростка.
Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
2. Гигиена одежды, нетельного и постельного белья.
Основные требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- Значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- Назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
- Необходимости гигиены одежды.
Учащиеся должны знать
- Правила соблюдения личной гигиены подростка;
- Правила смены одежды и нательного и постельного белья;
- Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Одежда.
Тематика:
1. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
2.Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.
3. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
4. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы:
Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Особенности стирки цветного и белого белья;
- Правила пользования моющими средствами;
- Устройство стиральной машины и правила пользования ею;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
- Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
- Стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
- Гладить одежду и белье;
Питание.
Тематика:
1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.
2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
3.Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- Последовательность приготовления блюд;
- Возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- Правила пользования столовыми приборами.
Учащиеся должны уметь:
- Готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
- Готовить третьи блюда;
- Оформлять готовые блюда;
- Сервировать стол к обеду.
Семья.
Тематика:
1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
Практические работы
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- различные тихие и подвижные игры
Учащиеся должны уметь:
- одевать малышей на прогулку;
- объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
- помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Культура поведения.
Тематика:
1. Поведение в гостях.
2. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения в гостях;
- правила вручения и приема подарков.
Учащиеся должны уметь:
- выбрать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
- выбирать подарки;
- изготавливать простые сувениры;
- вручать и принимать подарки.
Жилище.
Тематика.
1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
3.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.).
4.Животные в доме (кошка, собака, попугай).
Практическая работа
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
- правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.
Учащиеся должны уметь:
- убирать жилые помещения;
- чистить мебель;
- мыть зеркала и стекла;
- утеплять окна;
Транспорт.
Тематика.
1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.
2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа..
Экскурсия
Экскурсия на железнодорожный вокзал, стацию.
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в железнодорожной кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;
Торговля.
Тематика.
1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
2. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия
Экскурсия в промтоварный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении промтоварных магазинов;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке приобретения товаров.
Учащиеся должны знать:
- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
- стоимость отдельных товаров.
Учащиеся должны уметь:
- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
- подсчитывать стоимость покупок;
- правильно вести себя в магазине;
Средства связи.
Тематика.
1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
2. Заполнение бланков
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия
На почту
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- перечень предметов, посылаемых бандеролью;
- максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
- виды и способы упакоки бандеролей.
Учащиеся должны уметь:
- заполнять бланки на отправку бандеролей;
- составлять опись посылаемых предметов;
- упаковывать бандероли.
Медицинская помощь.
Тематика.
1. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Лекарственные растения.
3. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность.
Заваривание травяного настоя.
Учащиеся должны иметь представление о
- вреде самолечения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться термометром;
- готовить отвары и настои из лекарственных растений;
- обрабатывать и накладывать повязки;
- накладывать временные шины.
Учреждения, организации, предприятия.
Тематика.
1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- местонахождение ближайших промышленных предпритий или сельскохозяйственных объектов;
- названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
- виды выпускаемой продукции;
- названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Экономика домашнего хозяйства.
Тематика.
1. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни..
2. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
3.Мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи.
Составление доверенности на получение зарплаты.
Учащиеся должны иметь представление о
- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
- том , сколько денег можно иметь на мелкие расходы..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Календарно-тематическое планирование по СБО
№ п/п. | Дата | Тема урока | Практическая работа | ||
План | Факт | ||||
I четверть | |||||
1 | Введение. | ||||
Личная гигиена | |||||
2 | Личная гигиена подростка. | ||||
3 | Индивидуальные предметы гигиены. | ||||
4 | Правила сохранения чистоты и здоровья тела | ||||
5 | Гигиена одежды, нетельного и постельного белья | ||||
6 | Гигиена одежды, нетельного и постельного белья | ||||
7 | Контрольные задания | ||||
Одежда. | |||||
8 | Ремонт разорванных мест одежды, штопка | ||||
9 | Ремонт разорванных мест одежды, штопка | Ремонт разорванных мест одежды, штопка, | |||
10 | Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. | ||||
11 | Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. | Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную. | |||
12 | Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. | ||||
13 | Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. | утюжка. | |||
14 | «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования. | ||||
15 | Контрольные задания | ||||
Питание. | |||||
16 | Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. | ||||
17 | Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. | ||||
18 | Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. | ||||
II четверть | |||||
19(1) | Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. | Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд. | |||
20(2) | Сервировка стола к обеду. | ||||
21(3) | Контрольные задания | ||||
Семья. | |||||
22(4) | Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. | Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. | |||
23(5) | Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. | Разучивание тихих подвижных игр. | |||
24(6) | Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. | Проведение игр с детьми младшего возраста | |||
25(7) | Контрольные задания | . | |||
Культура поведения. | |||||
26(8) | Поведение в гостях. | ||||
27(9) | Поведение в гостях. | ||||
28(10) | Подарки | ||||
29(11) | Подарки | Изготовление несложных сувениров | |||
30(12) | Подарки | Изготовление несложных сувениров | |||
31(13) | Подарки | Изготовление несложных сувениров | |||
32(14) | Контрольные задания | ||||
III четверть | |||||
Жилище. | |||||
33(1) | Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. | ||||
34(2) | Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. | ||||
35(3) | Санитарная обработка помещения в случае необходимости. | ||||
36(4) | Санитарная обработка помещения в случае необходимости. | ||||
37(5) | Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.). | ||||
38(6) | Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.). | Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон. | |||
39(7) | Животные в доме (кошка, собака, попугай). | ||||
40(8) | Контрольные задания | ||||
Транспорт. | |||||
41(9) | Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов. | ||||
42(10) | Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.. | ||||
43(11) | Контрольные задания | ||||
Торговля. | |||||
44(12) | Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов | ||||
45(13) | Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. | ||||
46(14) | Экскурсия в промтоварный магазин | ||||
47(15) | Контрольные задания | ||||
Средства связи. | |||||
48(16) | Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. | ||||
49(17) | Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. | Упаковка бандеролей | |||
50(18) | Заполнение бланков | Заполнение бланков на отправку бандеролей. | |||
51(19) | Экскурсия на почту | ||||
52(20) | Контрольные задания | ||||
IVчетверть | |||||
Медицинская помощь. | |||||
53(1) | Домашняя аптечка. Термометр. | ||||
54(2) | Лекарственные растения. | Заваривание травяного настоя. | |||
55(3) | Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. | ||||
56(4) | Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. | Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность. | |||
57(5) | Контрольные задания | ||||
Учреждения, организации, предприятия. | |||||
58(6) | Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности. | ||||
59(7) | Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты. | ||||
60(8) | Контрольные задания | ||||
Экономика домашнего хозяйства. | |||||
61(9) | Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. | ||||
62(10) | Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. | ||||
63(11) | Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. | ||||
64(12) | Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. | Упражнения по определению доходов семьи. | |||
65(13) | Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. | Составление доверенности на получение зарплаты. | |||
66(14) | Мелкие расходы. | ||||
67(15) | Контрольные задания | ||||
68(16) | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида
Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.
Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Никишова...
Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.
Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида....