Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Владимирова Марина Алексеевна

Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_byudzhetnoe_specialno1111.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа (VI вида)

 № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.


 Принято:                                                                                            «Утверждаю»                                  

                   на педагогическом совете                                                                директор ГБСКОУ

 Рег.  №_____                                                                                      школы №584   протокол № ____  от ___________________                                   _________________                                 

                                                                                                        С.В. Иконникова

  Рассмотрено:

         на методическом объединении                                         приказ №_____от_____________

 _______________________________________

протокол №_____от _______________________

  Рабочая программа

по предмету «История  России»

для  учащихся 7-9 классов

 с ограниченными возможностями здоровья VIII вида -вариант 2

в условиях образовательного  учреждения VI вида

 Составители:

А.И.Будник, М.А.Владимирова

учителя истории и обществознания

       Санкт – Петербург

2012 год

Пояснительная записка:

 Данная рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья  разработана на основе Программы и базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (1 вариант) под редакцией В.В.Воронковой 2012 г. и примерной программы по истории Б.П.Пузанова.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.  И Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,

2011 г.

Срок реализации настоящей программы рассчитан на 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (35 мин).  На курс отведено 204 академических часа или 68 часов в год или 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения  годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

Актуальность

История для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Особенности учащихся

Учащиеся школы № 584 «Озерки» в большинстве случаев имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей)  или заболевания и нарушения неврологического характера, осложненного ортопедическими нарушениями.

У детей с ДЦП отмечаются проблемы в развитии слухового, зрительного тактильного восприятия.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание,  узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности, к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного
и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных

компонентов, ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами.  Не

наблюдается устойчивой связи между словом и сенсорным образом, что в значительной степени тормозит соотнесение усвоенных наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач.

 У школьников с ДЦП отмечаются трудности при выполнении письменных работ,  при  чтении текстов вследствие двигательных и речевых нарушений.

Несформированность фонематических представлений снижает у детей  способность к анализу и синтезу  речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.  На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения учащихся при практическом осознании основных элементов языка и речи. Несформированность произношения звуков  у детей с ДЦП выражена: заменой звуков более простыми по артикуляции; искажённое произношение звуков; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Кроме всех  перечисленных особенностей произношения и различения звуков при фонетическом недоразвитии  у школьников с ДЦП нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

 У учащихся с ДЦП в речевом развитии наблюдаются особенности, связанные  с нарушением смыслового программирования содержания текста: недоразвитие способности удерживать программу высказывания; слабостью и быстрой истощаемостью речевой деятельности; низкой мотивацией; недостаточно развитым навыком самоконтроля, затрудняющий процесс овладения письменной речью. Отмечается  своеобразие в восприятии  и понимании речи.

С  лексической стороны речи допускаются  замены слов по фонетическому сходству, на основе наглядного сходства предметов, развёрнутым описанием, ситуативные связи предметов, расширение или

сужение смыслового содержания, недостаточное понимание многозначности слов, что указывает на бедность словаря  учащихся.

С грамматической стороны речи отмечаются нарушения в словообразовании, словоизменении, в согласовании слов в предложении. Нередко вызывает трудности понимания текстов художественных произведений, программного материала.  Таким образом, при ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом.

Цели курса:

1. Определяются необходимостью реализации прав личности

такого ребенка на образование.

2. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране; эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Задачи курса:

  1. Образовательные:

- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества;

- развитие у учащихся исторического мышления, под которым  понимается способность рассматривать события и явления с точки  зрения их исторической обусловленности;

- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать кругозор и словарный запас учащихся;

- развивать представления на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения;

- развивать творческое воображение, логическое мышление;

- корригировать навыки самостоятельной работы с учебником;

- корригировать и развивать коммуникативные навыки учащихся;

- развитие зрительно-пространственных представлений (по карте и таблице);

- обучение свободному изложению текста на основе алгоритма;

- развитие мыслительных операций: логики, памяти.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, через примеры героизма русского народа;

- воспитывать умение работать в группах, через взаимопомощь;

- способствовать развитию информационной культуры учащихся;

- содействовать воспитанию уважения к истории России.

Принципы

     1. Принцип коррекционной направленности в обучении.

  1. Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
  2. Принцип научности и доступности обучения.
  3. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
  4. Принцип наглядности в обучении.
  5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Условия реализации программы

Форма организации учебного процесса.

 В школе реализуется  классно-урочная форма обучения, которая регламентирована программой; уроки планируются на 35 минут;  урок является основной единицей проведения занятий с учащимися класса;  класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся руководит учитель, он же оценивает результаты и фиксирует успеваемость учащихся и прохождение материала в классном журнале.

Организация учебных занятий.  

При  организации учебных  занятий необходимо учитывать:

  • гигиенические требования к помещению и учебным материалам;

  • физиологические возрастные особенности  учащихся;

  • наличие динамических пауз между занятиями, частями занятий;

 • постепенность подачи материала ( от простого к сложному);

 • чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой.

На уроках истории применяются следующие технологии :

 1.Элементы Здоровьесберегательных технологий. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П.

 2. Элементы игровой технологии

 3. Элементы групповой технологии

Методы:

  1. Словесные  - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  2. Наглядные - наблюдение, демонстрация.
  3. Практические – упражнения.
  4. Методы изложения новых знаний.      
  5. Методы повторения, закрепления знаний.    
  6. Методы применения знаний.

Применяются ТСО:  фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов,

мультимедиа, музыкальные фрагменты, лента времени, «мяч – знаний», карточки с индивидуальными заданиями.

Формы контроля:

Формы контроля:

 1. Перессказ текста

 2. Задания по исторической карте,

 3. Объяснение исторических терминов, знание дат и умение соотносить их с событиями

 4. Тестирование

 5. Решение кроссвордов

Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса

7  класса:

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 7 класса коррекционного обучения

(2 ч. в неделю)

1.Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

2.Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

3.Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимире-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учитель-ной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

4.Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монго-ло-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

5.Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

6.Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

7.Повторение за год

№ пп.

                                                 Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение в историю

7

2

История нашей страны с древнейшего периода

12

3

Киевская Русь

16

4

Распад Киевской Руси  

10

5

Борьба Руси с иноземными завоевателями

10

6

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

10

7

Повторение

3

                                       итого

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:

—пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

—пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

—соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

—пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

—устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

—правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

—пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

—   какие исторические даты называются точными, приблизительными;

—когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

—кто руководил основными сражениями;

Распределение учебных часов по разделам курса

8 класса:

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса коррекционного обучения

(2 часа в неделю)

1. Повторение

2. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

3. Великие преобразования России в XVIII веке

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

4. История нашей страны в период XIX века

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.

5. Повторение за год

№ пп.

                                                 Наименование раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Единая Россия (конец 15-17 в.в.)

18

2

Раздел II Россия при первых Романовых.

3

3

Раздел III. «Великие преобразования России в 18 веке»

23

4

Раздел IV. История нашей страны в 19 веке.

22

5

Резерв

2

                                       итого

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:

—когда началось и закончилось событие (по выбору),

—как протекало конкретное событие,

—великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

—пользоваться лентой времени,

—устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,

—выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

—оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

Распределение учебных часов по разделам курса

9 класса:

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 9 класса коррекционного обучения

(2 часа в неделю)

1. Повторение

2. Россия в начале XX в.

Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.

3 Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.    

«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

5. СССР в 20 – 30-е годы XX века.    

Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.

6. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

7. Индустриализация, коллективизация и их результаты

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.                                             \

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

8. Советская страна накануне суровых испытаний

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).

Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

9. Великая Отечественная война Советского Союза

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.

Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.

10. Отечественная история 1945—2000 гг.

Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.

11. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).

Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

12. Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

13. Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

14. Повторение за год

№ пп.

                                                 Наименование раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Россия в начале XX века.

10

2

Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.   

9

3

Раздел 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века.   

9

4

Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной

15

5

Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

16

6

Раздел 6. Новая Россия в 1991 – 2011 годах.

7

7

Резерв

1

                                       итого

68

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

—     основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

—основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

—исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Требования к уровню подготовки учащихся

7 класс     Учащиеся должны знать:

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

- когда произошли события;

- кто руководил основными сражениями.

                 Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

8 класс   Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие;

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, ученых.

                Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

9 класс   Учащиеся должны знать:

- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся:

  1. Учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2011 г.
  2. Учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  8 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2011 г.
  3. Учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  9 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2011 г.
  4. Учебно-методическое пособие для учителя: «Уроки истории в 7,8,9 классе для специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы ХIII вида». М., Владос, 2011г.

Дополнительная литература для учителя:

Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2012 г.

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.

Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Разноуровневые контрольные работы-кроссворды по основным понятиям истории 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Кроссворды выполнены в бесплатной программе для составления кроссордов Homacosoft CrosswordCreator. Один кроссворд включает в себя темы одного раздела из учебника Пузанова Б.П. для 9 класса. Крос...

Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: ...