Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 68.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
- Учебного плана Образовательного учреждения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
В 6 классе программа призвана дать учащимся:
- основные знания по неживой природе;
- сформировать представления о мире, который окружает человека.
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своей стране, взаимопонимание с другими народами; толерантности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение биологических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:
- на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
- урок,
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- Личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.
Основными задачами изучения естествознания в 6 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздуха, воде, полезных ископаемых, почве), формирования правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман.
В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения.
Учащиеся получают знания по неживой природе; у них формируется представление о мире, который окружает человека.
В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа 6 класса состоит из 5-ти разделов: «Природа»,«Вода»,«Воздух»,«Полезные ископаемые» и «Почва».
В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.
Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.
Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.
Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
- расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
- Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
- определять температуру воздуха, воды;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Группы учащихся:
Базовый стандарт.
- 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Достаточный уровень.
- 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.
Результаты индивидуальных достижений
- 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Естествознание. Неживая природа.", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Практические и лабораторные работы. Экскурсии.
Тема | Практические (как часть урока) | Лабораторные (демонстрация опытов), как часть урока | Экскурсии |
1.Природа. | |||
2.Вода | 1 | 10 | |
3.Воздух | 1 | 6 | |
4.Полезные ископаемые | 3 | 2 | |
5.Почва | 1 | 4 | 1 |
Учебный план по естествознанию 6 класс (68 часов)
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Количество часов |
1.Введение: общее знакомство с природой | 4 | ||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Живая и неживая природа. | |
2 | 1,2 | Предметы и явления неживой природы, их изменения. | |
3 | 1,3 | Твердые тела, жидкости и газы. | |
4 | 1,4 | Превращения твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. | |
2.Вода | 15 | ||
5 | 2.1 | Вода в природе. | |
6 | 2.2 | Непостоянство формы и текучесть воды. | |
7 | 2.3 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | |
8 | 2.4 | Температура воды и ее измерение. | |
9 | 2.5 | Практическая работа «Измерение температуры воды» | |
10 | 2.6 | Свойство воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). | |
11 | 2.7 | Растворимые и нерастворимые в воде вещества. | |
12 | 2.8 | Прозрачная и мутная вода. | |
13 | 2.9 | Растворы в быту (стиральные, питьевые). | |
14 | 2.10 | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | |
15 | 2.11 | Прозрачная и мутная вода. Питьевая вода. | |
16 | 2.12 | Три состояния воды. | |
17 | 2.13 | Круговорот воды в природе. | |
18 | 2.14 | Значение воды в природе. | |
19 | 2.15 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды. | |
3.Воздух | 15 | ||
20 | 3.1 | Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Опыт «Упругость воздуха». | |
21 | 3.2 | Учет и использование свойств воздуха человеком. | |
22 | 3.3 | Теплопроводность воздуха. | |
23 | 3.4 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | |
24 | 3.5 | Движение воздуха в природе. | |
25 | 3.6 | Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую». | |
26 | 3.7 | Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. | |
27 | 3.8 | Кислород и его свойство поддерживать горение. | |
28 | 3.9 | Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. | |
29 | 3.10 | Применение кислорода в медицине. | |
30 | 3.11 | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | |
31 | 3.12 | Применение углекислого газа при тушении пожаров. | |
32 | 3.13 | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). | |
33 | 3.14 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения. | |
34 | 3.15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Воздух». | |
4.Полезные ископаемые | 20 | ||
35 | 4.1 | Полезные ископаемые и их значение. | |
36 | 4.2 | Гранит. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | |
37 | 4.3 | Известняки. Внешний вид и свойства, добыча и использование. | |
38 | 4.4 | Песок и глина. Внешний вид и свойства, добыча и использование. | |
39 | 4.5 | Горючие полезные ископаемые. | |
40 | 4.6 | Торф, внешний вид и свойства. | |
41 | 4.7 | Каменный уголь, внешний вид и свойства. | |
42 | 4.8 | Нефть внешний вид и свойства. | |
43 | 4.9 | Природный газ, свойства и использование. | |
44 | 4.10 | Полезные ископаемые, используемые, для получения минеральных удобрений. | |
45 | 4.11 | Калийная соль, внешний вид и свойства. | |
46 | 4.12 | Практическая работа «Полезные ископаемые, распознавание отдельных образцов». | |
47 | 4.13 | Фосфориты, внешний вид и свойства. | |
48 | 4.14 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | |
49 | 4.15 | Железная руда, внешний вид и свойства. | |
50 | 4.16 | Медная руда, внешний вид и свойства. | |
51 | 4.17 | Практическая работа «Определение отдельных образцов металлов» | |
52 | 4.18 | Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди). | |
53 | 4.19 | Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения. | |
54 | 4.20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые». | |
5.Почва | 10 | ||
55 | 5.1 | Почва – верхний и плодородный слой земли. Состав почвы. | |
56 | 5.2 | Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | |
57 | 5.3 | Минеральная и органическая часть почвы. | |
58 | 5.4 | Перегной – органическая часть почвы. | |
59 | 5.5 | Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. | |
60 | 5.6 | Водные свойства песчаных и глинистых почв. | |
61 | 5.7 | Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | |
62 | 5.8 | Основное свойство почвы – плодородие. | |
63 | 5.9 | Значение почвы в народном хозяйстве. | |
64 | 5.10 | Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. | |
6.Повторение | 4 | ||
65 | 6.1 | Охрана окружающей среды. | |
66 | 6.2 | Особо охраняемые территории АК. | |
67 | 6.3 | Практическая работа «Определение типа почвы на УОУ школы». | |
68 | 6.4 | Летние задания. | |
69. | 6.5 | Экскурсия на станцию юннатов. |
Календарно-тематическое планирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса:
Основная литература:
- Бгажнокова И.М. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 162-165с.
- Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 51-54с.
- Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М: Владос 2005.
- И.В.Романов, Р.А.Петросова Биология. Неживая природа. – М. Дрофа 2011.
Дополнительная литература:
1.Лавров Д.Д. География Кировской области/ Д.Д. Лавров, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов. – Киров: Волго-Вятское книжное издательство 1990.
2.Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ А.И. Никишов, Н.И. Арсиневич. – М: Просвещение, 1990.
3.Мансуров В.М. Родной край/ В.М. Мансуров, А.И. Лахман, - Киров: Волго-Вятское книжное издательство 1988.
4.Нестеров И.И. Тайны рождения нефти. – М: Знание 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика»5 классдля специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Рабочая программа по математике для 5 класса сост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика» 8 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебн...