Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ритмике | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГК СОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г.Кольчугино»
Утверждаю
Директор школы
__________________
(Светлов С.А.)
Рабочая программа по предмету «Ритмика» 1-4класс на 2012-2013 учебный год.
Разработчик:
Порхун Ж.В.
учитель физической культуры
Обсуждена и согласована Принята на методическом или
на методическом объединении педагогическом совете
Протокол №__________ Протокол №__________
От «____» «___________»2012г. От «____» «___________»2012г
г.Кольчугино
2012-2013 уч.год
РИТМИКА.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия и т.д. эстетическому воспитанию. За основу содержания уроков ритмики взята программа под редакцией В.В. Воронковой 1-4 классы – издательство «Просвещение» 2004г.
Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определён их объём, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. Мною дополнена программа (1-2 классы) элементами, имеющими оздоровительную направленность (ОРУ, работа над певческим дыханием, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз), а также в каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев (по книге М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»,2004 год).
Внедрила в свою работу (3-4 классы) систему Т.Т.Ротерс (Луганский педагогический институт), которая воспитывает следующие музыкально-двигательные умения: начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, понимать её содержание и самостоятельно отвечать на музыку движением, двигаясь в музыкальном ритме и темпе, формировать навыки двигательной импровизации музыки, вслушиваться в мелодию, напевать её про себя, выполнять упражнения красиво и технически правильно.
Для воспитания перечисленных музыкально-двигательных умений использую разновидности ходьбы и бега, различные прыжки, танцевальные упражнения, упражнения ритмической гимнастики, музыкально-ритмические игры и эстафеты, упражнения с мячом, скакалкой, на гимнастической скамейке.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока отвожу на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока включаю упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений – научит умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.)
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
ПРОГРАММА
1 класс
(1 ч в неделю)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъёме, отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперёд в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрёстное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки – вперёд, левой – вверх. Выставление левой ноги вперёд, правой руки – перед собой; правой ноги в сторону – левой руки - в сторону и т.д. изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперёд, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Простейшие приёмы самомассажа.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях поочерёдное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счёт учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. Пальчиковые игры.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (лёгкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; лёгкое, игривое подпрыгивание – тяжёлым, комичным и т.д.). выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определённым эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лёгкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочерёдно, выставление с ноги на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круги и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
2 класс
(1 ч в неделю)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Шаг на носках, в полуприсяде, выпадами.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.Упражнения с мячом, с флажками.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх – вниз с одновременным движением левой руки от себя – к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т.д.). упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны и перед собой. Раскачивание рук поочерёдно и вместе вепрёд, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперёд. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд (как при игре в футбол).
Простейшие приёмы самомассажа.
Гимнастика для глаз.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (напряжённое и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Пальчиковые игры. Массаж пальцев.
Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.
Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно в разных вариациях.
Работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, насторожённая ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Подскоки с ноги на ногу, лёгкие подскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. Элементы русской пляски: шаг с подскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелёк».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю.Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
Организованно строиться (быстро, точно);
Сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;
Легко, естественно и непринуждённо выполнять все игровые и плясовые движения;
Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
3 класс
(1 ч в неделю)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путём отступления одной группы детей на шаг вперёд, другой – на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Ходьба с дирижированием. Ритмическая ходьба с хлопками. Ходьба с поворотом на 360.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперёд, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряжённым разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. Упражнения с мячом и скакалкой.
УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
Танцы и пляски
Дружные тройки. Полька. Музыка И.Штрауса.
Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия.
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Пляска мальчиков «Чеботуха». Русская народная мелодия.
Танец с хлопками. Карельская народная мелодия.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
предавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
4 класс
(1 ч в неделю)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с обручем.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Игры под музыку
«Если нравится тебе, делай так!»
«Птица без гнезда».
«Попрыгунчики-воробушки».
«Да? – Нет?»
«Горка - яма».
«Тревога», «Круг и кружочки».
«Быстро построиться».
«Вправо – влево, бросай!»
«Пустое место».
«Тихо – громко».
Игра в «домики», «Без пары».
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцы и пляски
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.
Грузинский танец «Лезгинка».
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трёхчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Чётко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже вовремя весёлой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
ПЛАН НА 1-ую ЧЕТВЕРТЬ 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 2 4 6 8 1 3 5 7 9 |
1 кл Упражнения на ориентировку в пространстве Построение в шеренгу. Правильное исходное положение. Приветствие. Ходьба и бег С высоким подниманием колен. Отбрасывание прямой ноги вперёд и оттягивание носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с флажками. Общеразвивающие упражнения с платочком. Общеразвивающие упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами Игры под музыку. Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лёгкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Элементы русской пляски. | Дата проведения (план, факт) 06 13 20 27 04 11 18 25 01 У П З + + + + + + У П З + + + + + + У П З + + + + + + У П З У П З У П З + + У П З + У П У П У П У П У П + + + + + + + + + У П У П З У П З У З + + + |
ПЛАН НА 2-ую ЧЕТВЕРТЬ 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 кл. | 11 13 15 10 12 14 16 Дата проведения (план, факт) 15 22 29 06 13 20 27 |
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения с обручем. Общеразвивающие упражнения с палкой. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения ритмической гимнастики. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах 5 нот одной октавы правой и левой рукой отдельно. в среднем темпе. Игры под музыку. Пальчиковые игры и самомассаж пальцев. Танцевальные упражнения. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Танцы и пляски. «Пальчики и ручки» русская. «Стукалка» украинская. | + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + каждый урок + + + + + + + |
ПЛАН НА 1-ую ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 2 4 6 8 1 3 5 7 9 |
2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, парами. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Круговые движения кистью (напряжённое и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Пальчиковые игры и самомассаж пальцев. Игры под музыку. Выполнение в соответствии с разнообразным характером музыки динамикой (громко, тихо, умеренно) регистрами упражнения на самостоятельное различение темповых динамических, мелодичных изменений. Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца 1 класса. Тихая, насторожённая ходьба Высокий шаг, мягкий, пружинящий. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег Подскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд. | Дата проведения (план, факт) 04 11 18 25 02 09 16 23 30 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Каждый урок + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 2-ую ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 11 13 15 10 12 14 16 |
2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и бега Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах 5 нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино. Игры под музыку. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержание песен. Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, Шаг с поскоками. Переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди, подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону и т.д. | Дата проведения (план, факт) 06 13 20 27 04 11 18 25 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
|
ПЛАН НА 2-ую ЧЕТВЕРТЬ 3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 11 13 15 10 12 14 16 |
3 Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из одного круга в два, в 3 отдельных маленьких круга. Концентрические круги путём отступления одной группы детей на шаг вперёд, другой – на шаг назад. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабления мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармошке в пределах одной октавы в быстром темпе. Игры под музыку. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен. Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, Полуприседание с выставлением ноги на пятку Присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Танцы и пляски. «Дружные тройки» | Дата проведения (план, факт) 14 21 28 05 12 19 26 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 1-ую ЧЕТВЕРТЬ 3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 2 4 6 8 1 3 5 7 9 |
3 Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией. Чередование ходьбы с приседанием со сгибанием коленей на носках широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхив повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками. Игры под музыку. Передача в движениях частей музыкальных произведений; чередование музыкальных фраз. Передача в движениях динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. | Дата проведения (план, факт) 05 12 19 26 03 10 17 24 31 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + н н п п + + + + г |
ПЛАН НА 2-ую ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 | 11 13 15 10 12 14 16 Дата проведения (план, факт) 16 23 30 07 14 21 28 |
Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из простых и концентрических кругов в «звёздочки», «карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабления мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино. Игры под музыку. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Танцевальные упражнения. Шаг кадрили: 3 простых шага и 1 скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Танцы и пляски. Кадриль. Бульба. | з з к к + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 1-ую ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 2 4 6 8 1 3 5 7 9 |
4 Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из колонны по одному в колонну по 4. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движение кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Игры под музыку. Упражнения на самостоятельную передачу в движении метра ритмического рисунка акцента темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движений в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Танцевальные упражнения. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнение на различение элементов народных танцев. Танцы и пляски. Круговой галоп. | Дата проведения (план, факт) 07 14 21 28 05 12 19 26 02 + + + + + + к к + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + т д г ф ч + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 3-ю ЧЕТВЕРТЬ 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 20 22 24 26 17 19 21 23 25 |
1кл Упражнения на ориентировку в пространстве. Разновидности ходьбы и бега. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения с мячом. Общеразвивающие упражнения с обручем. Общеразвивающие упражнения с палкой. Упражнения на координацию движений. Изучение позиций рук: Смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание. Прохлопывание. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счёт учителя. Игры под музыку. Танцевальные упражнения. Прямой галоп. Простой хороводный шаг. Танцы и пляски. «Подружились». «Пляска с султанчиками». | Дата проведения (план, факт) 17 24 31 07 14 21 28 07 14 21 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Од Од От От + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 3-ю ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 20 22 24 26 17 19 21 23 25 |
2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Ритмико-гимнастические упражнения. Простейшие приёмы массажа. Общеразвивающие упражнения с мячом, флажками. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Гимнастика для глаз. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно в разных вариациях. Игры под музыку. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Движение парами: ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Бег. Основные движения местных народных танцев. Танец «Зеркало». | Дата проведения (план, факт) 15 22 29 05 12 19 26 05 12 19 + + + + + + + + + + + + + + м м ф ф б/п б/п + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
|
ПЛАН НА 3-ю ЧЕТВЕРТЬ 3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 20 22 24 26 17 19 21 23 25 |
3 Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из общего круга в кружочки По два По три и обратно в общий круг Четыре человека Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения с мячом, скакалкой. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Разучивание несложных мелодий. Игры под музыку. Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Танцевальные упражнения. Движение парами. Боковой галоп. Подскоки. Танцы и пляски. Украинская пляска. Парная пляска. | Дата проведения (план, факт) 16 23 30 06 13 20 27 06 13 20 + + + + + + + + + м м м с с + + + + + + + + + + + + + + + + и и п у п з у п з у п з с у п з с |
ПЛАН НА 3-ю ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 18 20 22 24 26 17 19 21 23 25 |
4 Упражнения на ориентировку в пространстве. Сохранении неправильных дистанций во всех видах построений, используя ленты, круги, скакалки. Повторение перестроений 1 и 2 четверти. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. Игры под музыку. Составление несложных танцев, композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Подскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Танцы и пляски. Весёлый танец. Узбекский танец. | Дата проведения (план, факт) 18 25 01 08 15 22 01 15 22 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 4-ую ЧЕТВЕРТЬ 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 28 30 32 34 27 29 31 33 |
1 кл Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в шеренгу. Разновидности ходьбы и бега. Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения с включением: сгибания и разгибания ног в подъёме, отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой. Выставление ноги на носок впереди и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Отстукивание. Прохлопывание. Протопывание простых ритмических рисунков. Упражнения на расслабление мышц. Пальчиковые игры и самомассаж. Игры под музыку. Танцевальные упражнения. Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу. Пляски с притопами. С кружением, хлопками. Танцы и пляски. Пляска с притопами. | Дата проведения (план, факт) 04 11 18 25 02 16 23 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Каждый урок + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 4-ую ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 28 30 32 34 27 29 31 33 |
2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Закрепление навыков ходьбы и бега с поворотом в углах зала. Построение в колонну по два. Построение в шеренгу, колонну, Цепочку, Круг, Пары. Построение из колонны парами в колонну по одному. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Работа над певческим дыханием и певучестью голоса. Закрепить круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно, исполнение несложных ритмических рисунков на бубне. Игры под музыку. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Музыкальные игры с предметами. Танцы и пляски. Парная пляска. Хлопки. Русская хороводная пляска. | 02 09 16 23 30 07 14 21 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 4-ую ЧЕТВЕРТЬ 3 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 28 30 32 34 27 29 31 33 |
3 Упражнения на ориентировку в пространстве. Выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих классах. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. Игры под музыку. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Основные движения народных танцев. Танцы и пляски. Пляска мальчиков «Чеботуха». Танец с хлопками. | 03 10 17 24 08 15 22 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
ПЛАН НА 4-ую ЧЕТВЕРТЬ 4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 28 30 32 34 27 29 31 33 |
4 Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрированных кругов в «звёздочки» и «карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные мишени из угла в угол. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения с обручем. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе. Игры под музыку. Инсценирование музыкальных сказок. Песен. Танцевальные упражнения. Разучивание народных танцев. Танцы и пляски. Грузинский танец «лезгинка». | 05 12 19 26 03 10 17 24 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – тематический план по биологии для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии, раздел "Неживая природа" для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....
Учебно – тематический план по биологии для 7 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии для 7 класса, раздел "Растения. Грибы. Бактерии" в специальной коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Никишова...
Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением дет...
Рабочая программа по столярному делу 9 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
Программа создана на основе:1. Образовательной программы С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ V...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...
Рабочая программа по математике для 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В программе представлено содержание изучаемого материала по математике в 5-9 классах специальной коррекционной школы 8 вида...