Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.
рабочая программа по теме
Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orkse.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и согласована Принята УТВЕРЖДАЮ: методическим объединением: на Педагогическом совете: Заместитель директора по ОВЗ
протокол №__ протокол №__ __________ Л.В.Кмытюк
от «__»____2014 г. от «__»____2014 г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Технологический колледж № 21»
Рабочая программа
по ОРКСЭ
4 класс
Срок реализации: 2014– 2015 учебный год
Разработала :
учитель истории и обществоведения
Е.Ф.Юрченко
Москва
Пояснительная записка
Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей ОРКСЭ – модуль «Основы светской этики».
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологическиом колледже № 21» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, определён модуль учебного курса ОРКСЭ – «Основы светской этики».
Учебный модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» является элементом единой комплексной учебно-воспитательной системы школы, соответствует педагогическим целям, обеспечивает образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
В современном мире особое значение приобретает нравственное воспитание школьников. Учебный модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Она рассчитана на 35 часов, в неделю – 1 час.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4).
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов).—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий).
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модуль согласуется с педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить нятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета.
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Изучение предмета «Основы светской этики» способствует решению следующих задач:
- обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство учащихся с содержанием учебного модуля: «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование умения отделять оценку поступка от оценки человека, различения хороших и плохих поступков, формирование нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела;
- реализация нравственных правил поведения в школе и дома;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали;
- развитие культуры общения, требующего умений слушать и понимать собеседника.
Методические подходы: личностно-ориентированный.
Принципы обучения: доступность, наглядность, сознательность и активность, научность.
Требования к личностным результатам:
- учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая возникающие проблемы на основе общечеловеческих ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- наличие эстетических чувств, умения видеть красоту мира, красоту и внутренний смысл православной культуры;
- установка на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей жизни нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Содержание программы.
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский, добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие, дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. и др.
Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; проявлять доброжелательность, уважение к людям; учиться избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Уметь сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки.
Учащиеся должны уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в обсуждении: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Основы светской этики»
№ урока | Тема | Планируемые результаты |
1. | Россия – наша Родина | Знакомить с общественными нормами нравственности и морали. Знакомить с общественными нормами нравственности и морали. Знакомить с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомить с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомить со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре. Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участие в в диспутах: учить слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным темам. |
2. | Что такое светская этика | |
3. | Культура и мораль | |
4. | Особенности морали | |
5. | Добро и зло | |
6. | Добро и зло | |
7. | Добродетель и порок | |
8. | Добродетель и порок | |
9. | Свобода и моральный выбор человека | |
10. | Свобода и ответственность | |
11. | Моральный долг | |
12. | Справедливость | |
13. | Альтруизм и эгоизм | |
14. | Дружба | |
15. | Что значит быть моральным | |
16. | Подведение итогов | |
17. | Подведение итогов | |
18. | Род и семья – исток нравственных отношений | |
19. | Нравственный поступок | |
20. | Золотое правило нравственности | |
21. | Стыд, вина и извинения | |
22. | Честь | |
23. | Совесть | |
24. | Образцы нравственности | |
25. | Образцы нравственности | |
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества | |
27. | Этикет | |
28. | Семейные праздники | |
29. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | |
30. | Любовь и уважение к Отечеству | |
31-34. | Подведение итогов, презентации. |
Ресурсное обеспечение.
Литература и средства обучения:
Для учащихся.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)
Для учителя.
1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.
2. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011
6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
7. Презентации.
Интернет - ресурсы
- http://fcior.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
Для родителей
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
Тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики»
I четверть
№ | Тема | Часы | Дата |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||
1. | Россия - наша Родина. | 1 | |
II. | Основы светской этики | 33 | |
2. | Что такое светская этика? | 1 | |
3. | Мораль и культура. | 1 | |
4. | Особенности морали | 1 | |
5. | Добро и зло. | 1 | |
6. | Добро и зло. | 1 | |
7. | Добродетель и порок. | 1 | |
8. | Добродетель и порок. | 1 | |
9. | Свобода и моральный выбор . | 1 |
II четверть
№ | Тема | Часы | Дата |
1. | Свобода и ответственность. | 1 | |
2. | Моральный долг | 1 | |
3. | Справедливость. | 1 | |
4. | Альтруизм и эгоизм. | 1 | |
5. | Дружба. | 1 | |
6. | Что значит быть моральным? | 1 | |
7. | Семья– исток нравственных отношений . | 1 |
III четверть
№ | Тема | Часы | Дата | |
1. | Нравственный поступок. | 1 | ||
2. | Золотое правило нравственности. | 1 | ||
3. | Стыд, вина, извинение. | 1 | ||
4. | Честь и достоинство. | 1 | ||
5. | Совесть. | 1 | ||
6. | Нравственные идеалы. | 1 | ||
7. | Нравственные идеалы. | 1 | ||
8. | Этикет. | 1 | ||
9. | Семейные праздники. | 1 | ||
10. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | ||
11. | Контрольное тестирование. | 1 |
IV четверть
№ | Тема | Часы | Дата | |||
2. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||||
3. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | ||||
4. | Творческие работы. «Моё отношение к людям». | 1 | ||||
5. | Творческие работы «Мой друг». | 1 | ||||
6. | Творческие работы « Моя семья». | 1 | ||||
7. | Творческие работы « Герои России». | 1 | ||||
8. | Творческие работы « Нравственный выбор». | 1 | ||||
9. | Контрольное тестирование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс
Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...
Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...
Рабочая программа по биологии 6-9. Коррекционная школа VIII вида.
В этом году в нашем классе установили интерактивную доску, рабочую программу по биологии необходимо пересмотреть, дополнить. Предлагаю вашему планирование уроков биологии для коррекционной школы 8 вид...