Рабочая программа . Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.
рабочая программа по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Рабочая программа. Курс ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Коррекционная школа VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkse.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и согласована                       Принята               УТВЕРЖДАЮ:                            методическим объединением:        на Педагогическом совете:       Заместитель директора по ОВЗ

          протокол №__                                     протокол №__                 __________ Л.В.Кмытюк                                                                            

     от «__»____2014 г.                              от «__»____2014 г.              

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ                      

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Технологический колледж № 21»

Рабочая программа

по ОРКСЭ

4 класс

Срок реализации: 2014– 2015 учебный год

Разработала :

учитель истории и обществоведения

Е.Ф.Юрченко

Москва


Пояснительная записка

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей ОРКСЭ – модуль «Основы светской этики».

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологическиом колледже № 21» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, определён модуль учебного курса ОРКСЭ – «Основы светской этики».

Учебный модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» является элементом единой комплексной учебно-воспитательной системы школы, соответствует педагогическим целям, обеспечивает образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

В современном мире особое значение приобретает нравственное воспитание школьников. Учебный модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Она рассчитана на 35 часов, в неделю – 1 час.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4).

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов).—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий).

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модуль согласуется с педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить  нятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета.

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Изучение предмета «Основы светской этики» способствует решению следующих задач:

  • обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство учащихся с содержанием учебного модуля: «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование умения отделять оценку поступка от оценки человека, различения хороших и плохих поступков, формирование нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
  • формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела;
  • реализация нравственных правил поведения в школе и дома;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали;
  • развитие культуры общения, требующего умений слушать и понимать собеседника.

Методические подходы: личностно-ориентированный.

Принципы обучения: доступность, наглядность, сознательность и активность, научность.

Требования к личностным результатам:

  1. учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая возникающие проблемы на основе общечеловеческих ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3. развитие этических чувств –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  4. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  7. наличие эстетических чувств, умения видеть красоту мира, красоту и внутренний смысл православной культуры;
  8. установка на здоровый образ жизни;
  9. принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей жизни нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Содержание программы.

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский, добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие, дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. и др.

Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; проявлять доброжелательность, уважение к людям; учиться избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Уметь сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки.

Учащиеся должны уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в обсуждении: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль «Основы светской этики»

№ урока

Тема

Планируемые результаты

1.

Россия – наша Родина

Знакомить с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомить с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомить с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомить с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Знакомить со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре.

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участие в в диспутах: учить слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовить сообщения по выбранным темам.

2.

Что такое светская этика

3.

Культура и мораль

4.

Особенности морали

5.

Добро и зло

6.

Добро и зло

7.

Добродетель и порок

8.

Добродетель и порок

9.

Свобода и моральный выбор человека

10.

Свобода и  ответственность

11.

Моральный долг

12.

Справедливость

13.

Альтруизм и эгоизм

14.

Дружба

15.

Что значит быть моральным

16.

Подведение итогов

17.

Подведение итогов

18.

Род и семья – исток нравственных отношений

19.

Нравственный поступок

20.

Золотое правило нравственности

21.

Стыд, вина и извинения

22.

Честь

23.

Совесть

24.

Образцы нравственности

25.

Образцы нравственности

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества

27.

Этикет

28.

Семейные праздники

29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

30.

Любовь и уважение к Отечеству

31-34.

Подведение итогов, презентации.

Ресурсное обеспечение.

Литература и средства обучения:

Для учащихся.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Для учителя.

1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.

2. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012

5. Основы религиозных культур и светской этики.  Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011

6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2011

7. Презентации.

Интернет - ресурсы

- http://fcior.edu.ru/

- http://school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

Для родителей

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.


Тематическое планирование

Модуль «Основы светской этики»

I четверть

Тема

Часы

Дата

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1.

Россия - наша Родина.

1

II.

Основы светской этики

33

2.

Что такое светская этика?

1

3.

Мораль и культура.

1

4.

Особенности морали

1

5.

Добро и зло.

1

6.

Добро и зло.

1

7.

Добродетель и порок.

1

8.

Добродетель и порок.

1

9.

Свобода и моральный выбор .

1

II четверть

Тема

Часы

Дата

1.

Свобода и ответственность.

1

2.

Моральный долг

1

3.

Справедливость.

1

4.

Альтруизм и эгоизм.

1

5.

Дружба.

1

6.

Что значит быть моральным?

1

7.

Семья– исток нравственных отношений .

1


III четверть

Тема

Часы

Дата

1.

Нравственный поступок.

1

2.

Золотое правило нравственности.

1

3.

Стыд, вина, извинение.

1

4.

Честь и достоинство.

1

5.

Совесть.

1

6.

Нравственные идеалы.

1

7.

Нравственные идеалы.

1

8.

Этикет.

1

9.

Семейные праздники.

1

10.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

11.

Контрольное тестирование.

1

IV четверть

Тема

Часы

Дата

2.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

3.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

4.

Творческие работы. «Моё отношение к людям».

1

5.

Творческие работы «Мой друг».

1

6.

Творческие работы « Моя семья».

1

7.

Творческие работы « Герои России».

1

8.

Творческие работы « Нравственный выбор».

1

9.

Контрольное тестирование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...

Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...

Рабочая программа по биологии 6-9. Коррекционная школа VIII вида.

В этом году в нашем классе установили интерактивную доску, рабочую программу по биологии необходимо пересмотреть, дополнить. Предлагаю вашему планирование уроков биологии для коррекционной школы 8 вид...