Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Телегина Наталья Ивановна

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx62.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения, грибы, бактерии»  разработана на основе:

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
  • Учебного плана Образовательного учреждения.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цели:

Освоение знаний:

программа раскрывает:

  • элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий;
  • сведения о строении и значении органов цветкового растения;
  • сведения об основных группах растений;
  • сведения о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
  • кратко сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

развивает: 

  • познавательный интерес;
  •  творческие способности в процессе наблюдения;
  • навыки самостоятельного приобретения новых знаний.

воспитывает:

  • любовь к своей местности, своей стране;
  • толерантность;
  •  экологическую культуру;
  •  бережное отношение к окружающей среде.

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

  • урок;
  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  •  работа в парах и группах;
  • коллективная работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

     Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

     Преподавание естествознания должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

     Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.

     Программа 7 класса состоит из 5  разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».

     В разделе «Растения вокруг нас» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.

     Раздел « Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны. В этом разделе предусматривается проведение 6 лабораторных работ с демонстрацией опытов.

     Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, на основании знаний полученных при изучении раздела « Общее знакомство с цветковыми растениями».

     При изучении раздела «Многообразие растительного мира» учащиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. При характеристике мхов, папоротников необходимо конкретизировать их значение в образование торфа, каменного угля, связав эти сведения со знаниями, полученными по разделу «Неживая природа».

     Этот раздел предусматривает  2 лабораторные работы и 5 практических работ.

     В разделе «Бактерии» особое внимание уделяется положительной для хозяйственной деятельности человека роли одних (разложение органических остатков, квашение капусты, получение кисломолочных продуктов и т.д.) и отрицательной в жизни человека роли других (инфекционные заболевания, порча продуктов питания).

     Раздел «Грибы» включает в себя сведения о строении гриба, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.

         Учебные занятия проводятся в  специально оборудованном кабинете естествознания.

Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю).

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  • разницу ядовитых и съедобных грибов;
  • знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  • различать органы у цветкового растения;
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
  • различать грибы и растения;

Группы учащихся:

Базовый стандарт.

  • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Достаточный уровень.

  • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

Результаты индивидуальных достижений

  • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

  Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Естествознание. Растения. Бактерии. Грибы» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  •  неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

1. Оценка устных ответов.

     Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи, которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  • За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  • При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  • Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

         Практические и лабораторные работы. Экскурсии.

          Тема

    Практические работы.

(как часть урока)

  Лабораторные и демонстрации (демонстрация опытов и презентаций), как часть урока

Экскурсии

1.Растения вокруг нас.

1          

-

2. Общее знакомство с цветковыми растениями.

7          

6

-

3.Многообразие растительного мира.

6

2

-

4. Бактерии.

 -                          

-

-

5. Грибы

2      

-

-

            Учебный план по биологии 7 класс (68 часов)

№ урока

№ по теме

Тема урока

1.Введение

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы.

2

1.2

Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

2.Общее знакомство с цветковыми растениями (16 часов).

3

2.1

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень).

4

2.2

Строение цветка (на примере цветка вишни).

5

2.3

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

6

2.4

Опыление цветков. Оплодотворение.

7

2.5

Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.

8

2.6

Распространение плодов и семян.

9

2.7

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).

10

2.8

Условия прорастания семян. Распространение семян.

11

2.9

Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая)..

12

2.10

Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

13

2.11

Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

14

2.12

Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету..

15

2.13

Испарение воды листьями, значение этого явления.

16

2.14

Дыхание растений. Листопад и его значение.

17

2.15

Строение стебля.

18

2.16

Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм

3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа).

19

3.1

Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

20

3.2

Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза).

21

3.3

Особенности внешнего строения.

22

3.4

Выращивание зерновых :посев, уход, уборка.

23

3.5

Использование злаков в народном хозяйстве.

24

3.6

Лилейные. Общая характеристика.

25

3.7

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта..

26

3.8

Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка.

27

3.9

Ландыш – общая характеристика.

28

3.10

Обобщающий урок «Однодольные растения».

29

3.11

Двудольные покрытосеменные растения.

30

3.12

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

31

3.13

Паслен. Дикорастущие пасленовые.

32

3.14

Картофель. Овощные и технические пасленовые.

33

3.15

Томат. Овощные пасленовые.

34

3.16

Баклажан и перец. Овощные пасленовые.

35

3.17

Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые.

36

3.18

Бобовые. Общие признаки бобовых.

37

3.19

Горох. Пищевые бобовые растения.

38

3.20

Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

39

3.21

Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения.

40

3.22

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

41

3.23

Шиповник- растение группы розоцветных.

42

3.24

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

43

3.25

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

44

3.26

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

45

3.27

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

46

3.28

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

47

3.29

Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.

48

3.30

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

49

3.31

Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

50

3.32

Маргаритка – двулетнее растение.

51

3.33

Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение.

52

3.34

Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)».

4.Многообразие бесцветковых растений.

53

4.1

Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.

54

4.2

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

55

4.3

Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

56

4.4

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

5.Бактерии.

57

5.1

Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов.

58

5.2

Значение бактерий в природе и жизни человека.

6.Грибы.

59

6.1

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

60

6.2

Грибы съедобные и ядовитые.

7.Практические работы.

61

7.1

Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ.

62

7.2

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

63

7.3

Уборка прошлогодней листвы.

8.Экскурсия

64

8.1

Весенняя работа в саду.

9.Повторение.

65

9.1

Растения, занесенные в Красную книгу Алтая.

66

9.2

Лекарственные растения Алтая.

67

9.3

Летние задания

68

9.4

Летние задание

Календарно-тематическое планирование 7а класс

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

ФП-формируемые понятия

ЗП - закрепляемые понятия

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

1.Введение

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы.

Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.

ФП – культурные растения, дикорастущие растения.

Вводный

Самостоятельная работа

1.Выписать отличия культурных растений от дикорастущих;

2. Выполнить задание № 2, 5, 6 раб.т. с. 3-4.

  • Дикорастущие
  • Культурные;
  • Деревянистые;
  • Травянистые;
  • Цветковые

2

1.2

Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

Формировать навыки связной речи, развивать умения составлять рассказ по плану.

ЗП - культурные растения, дикорастущие растения.

ФП – охрана растений.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 7 раб.т. с 5.

  • Дикорастущие
  • Культурные;
  • Деревянистые;
  • Травянистые;
  • Цветковые

2.Общее знакомство с цветковыми растениями.

3

2.1

Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень).

Формировать навыки самостоятельной работы с текстом и натуральными образцами.

ФП – органы растений; надземные и подземные органы; функция (работа).

Вводный

Самостоятельная работа

Задания № 8, 9, с.7

Дома: № 10, 11.

  • Надземные органы;
  • Подземные органы;
  • Функция.

4

2.2

Строение цветка (на примере цветка вишни).

Формировать навыки заполнения таблиц, умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения.

ЗП - органы растений; надземные и подземные органы; функция

ФП – цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №13, с.9

Сравнить строение цветков и заполнить таблицу.

  • цветоножка,
  • чашелистик,
  • венчик,

5

2.3

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать зрительное восприятие объекта..

ЗП - цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

ФП – соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

Текущий

Самостоятельная работа

1.Зарисовать в тетради виды соцветий;

2. Заполнить таблицу «Соцветия»

Дома: Задание №16 с.11

  • Соцветие;
  • Початок.

6

2.4

Опыление цветков. Оплодотворение.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать навыки связной речи.

ЗП - соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

ФП – опыление, перекрестное, самоопыление.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №17, с.11

Дома: Задание № 18,с.12.

  • перекрестное,
  • самоопыление.

7

2.5

Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения.

ФП – сочные плоды, сухие плоды.

Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №21, 21, с.12

Дома: Задание № 22, 23.

  • Семянка;
  • Зерновка;
  • Костянка;
  • Коробочка.

8

2.6

Распространение плодов и семян.

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать память путем заучивания основных понятий темы.

ЗП – сочные плоды, сухие плоды.

Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

Текущий

Выучить основные понятия темы

  • Семянка;
  • Зерновка;
  • Костянка;
  • Коробочка

9

2.7

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).

Корректировать навыки рисования, перенесения рисунка и умения делать подписи к рисунку.

ФП – кожура, рубчик, зародыш, семядоли, корешок, стебелек, почечка, двудольные

Текущий

Самостоятельная работа

Зарисовать в тетради строение семени фасоли и подписать части семени фасоли

  • Зародыш;
  • Семядоли;
  • Двудольные

10

2.8

Условия прорастания семян. Распространение семян.

Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

ЗП – запас питательных веществ; семядоли.

ФП – всхожие семена, невсхожие семена.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №35,с18.

Дома: ответы на вопросы в конце параграфа. На вопрос №1 – письменно.

  • Всхожесть.

11

2.9

Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая).

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – главный корень, боковые корни, придаточные корни, черенки.

Стержневая корневая система;

Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №39,40,с.19-20.

Дома: ответы на вопросы в конце параграфа.

  • Придаточные корни.
  • Мочковатая.
  • Стержневая.

12

2.10

Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

Развивать умение, делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП - Стержневая корневая система;

Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

ФП – Корнеплод,

Корневые клубни.

Текущий

Самостоятельная работа Задание №45, с.22

Ответы на вопросы в конце параграфа.

Дома:  Вопрос №4 письменно.

  • Мочковатая.
  • Стержневая
  • Корнеплод.

13

2.11

Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

ФП – Черешок. Листовая пластина. Жилки, простой лист, сложный лист. Жилкование.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №50,с.23

Задание №51,с.24

Дома: Задание №52,53,с.24.

  • Листовая пластина,
  • Жилкование
  • Сетчатое
  • Параллельное
  • Дуговое

14

2.12

Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету..

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

ФП – Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт,

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №54,55,с.25.

Дома: Задание № 56,с.25

  • Органические вещества;
  • Хлорофилл;
  • Хлоропласт.

15

2.13

Испарение воды листьями, значение этого явления.

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

ЗП - Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт.

ФП – испарение, охлаждение, перегрев.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 58,с.26.

Дома: Задание №59,с.26.

  • Испарение;
  • Охлаждение.

16

2.14

Дыхание растений. Листопад и его значение.

Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

ФП – дыхание растений.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 60,61,с.27

Дома: Составить по плану рассказ «Листопад»;

Заполнить схему №67,с.30.

17

2.15

Строение стебля.

Формировать навыки работы с натуральными объектами.

ФП – Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №68,69,70,с.30-31

Дома: задание № 71,с.31.

  • Камбий;
  • Сердцевина;
  • Кожевица.

18

2.16

Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм

Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

ЗП - Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

ФП – стеблевые черенки.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 73,с.31

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 5 письменно.

  • Камбий;
  • Сердцевина;
  • Кожевица

3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа).

19

3.1

Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

Формировать навыки работы с натуральными объектами.

ФП – покрытосеменные.

Вводный

Самостоятельная работа

Задание №88, с.38.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание № 90, с.39.

  • покрытосеменные

20

3.2

Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза).

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП – покрытосеменные.

ФП – зерновка, початок.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 92,с.39.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 5 письменно.

  • Мочковатая;
  • Параллельное жилкование;
  • початок

21

3.3

Особенности внешнего строения.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ЗП - покрытосеменные. зерновка, початок.

ФП – яровые, озимые.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 93,с.39.

Дома: Задание №94.

  • Яровые;
  • Озимые.

22

3.4

Выращивание зерновых :посев, уход, уборка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ЗП - яровые, озимые.

ФП – подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №95,с.40.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 1 письменно.

  • Яровые;
  • Озимые.

23

3.5

Использование злаков в народном хозяйстве.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №99, с.41.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 4 письменно. (рассказ)

  • Хлебные злаки;
  • Кормовые злаки;

24

3.6

Лилейные. Общая характеристика.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – лилейные.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №102,с.42.

Дома: Выучить признаки лилейных.

  • лилия

25

3.7

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта..

Формировать умения анализировать, сравнивать, навыки составления связного рассказа.

ЗП – лилейные.

ФП – цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

Текущий

Самостоятельная работа

Зарисовать в тетрадь цветочно-декоративные лилейные.

Дома: Рассказ по плану о цветочно-декоративном лилейном.

  • Цветочно-декоративные;
  • Хлорофитум;

26

3.8

Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 105, 106.

Дома: Задание 109.

  • Мульчирование;

27

3.9

Ландыш – общая характеристика.

Развивать зрительное восприятие, эстетический вкус.

ЗП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

Текущий

Индивидуальные задания

  • Мульчирование;

28

3.10

Обобщающий урок «Однодольные растения».

Корректировать навыки составления рассказа, используя шаблон и план рассказа.

ЗП-цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

Итоговый

Тестовый контроль знаний

  • Цветочно-декоративные;

29

3.11

Двудольные покрытосеменные растения.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП-двудольные

Текущий

Рассказ по теме урока

  • Семядоля
  • Жилкование
  • Корневая система

30

3.12

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – паслен.

Текущий

Таблица стр. 123, заполнить

  • Паслен
  • Томат
  • картофель

31

3.13

Паслен. Дикорастущие пасленовые.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП – паслен.

Итоговый

Проверочная работа:

Работа по карточкам.

  • Паслен

32

3.14

Картофель. Овощные и технические пасленовые.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – глазки, клубни, ботва, окучивание.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 112,113,114,с. 47.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос № 2 на пересказ. Рефераты о картофеле.

  • Окучивание.

33

3.15

Томат. Овощные пасленовые.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – пасынки, пасынкование.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 121,122,с. 49.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №2 письменно. Рефераты о томатах.

  • Пасынкование;

34

3.16

Баклажан и перец. Овощные пасленовые.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП - пасынки, пасынкование.

ФП – пустотелая ягода.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№ 124,125,с.50.

Дома: Задание №126,с.50.

  • Пасынкование;
  • Пустотелая.

35

3.17

Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – петуния, душистый табак, белена.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№128, 133,с.51,53.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №3 письменно.

  • Пасынкование;
  • Пустотелая.

36

3.18

Бобовые. Общие признаки бобовых.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – клубеньковые бактерии.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№134,135,с.53.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

вопрос №3 письменно.

  • Клубеньковые бактерии.

37

3.19

Горох. Пищевые бобовые растения.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – клубеньки, бобы, усики, бобовые, горох.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№136,137,с.54.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Рефераты: Горох и бобы.

  • Клубеньки;
  • Бобовые.

38

3.20

Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ЗП – бобовые.

ФП – Фасоль, соя,

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика пасленовых и бобовых (таблица).

Дома: Рассказ по плану о бобовых.

  • Клубеньки;
  • Бобовые.

39

3.21

Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – клевер, люпин

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №141,с.55.

Дома: Рассказ по плану о кормовых бобовых.

  • Люпин;

40

3.22

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП – розоцветные.

ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№143,с. 56.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

  • Корневая шейка;
  • Крона;
  • Штамб;
  • Прививка;

41

3.23

Шиповник- растение группы розоцветных.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП  - розоцветные, шиповник.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№142,с. 56.

Дома: Выучить общие признаки розоцветных.

Рассказ по плану о шиповнике.

  • Розоцветные.

42

3.24

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ЗП – розоцветные.

ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№143,с. 56.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

  • Корневая шейка;
  • Крона;
  • Штамб;
  • Прививка;

43

3.25

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ЗП - корневая шейка, крона, штамб, прививка.

ФП – грушевидное яблоко.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№146,147,с.57-58.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №4 письменно.

Реферат: Груша.

  • Грушевидное яблоко.

44

3.26

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – шаровидная костянка, корневая поросль.

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопрос: «Каковы биологические особенности вишни? Почему эти растения не выращивают на сильно увлажненных почвах».

Дома: Рассказ по плану.

  • Шаровидная костянка;
  • Корневая поросль.

45

3.27

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – шарик-костянка.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№148,с.58

Дома: Рассказ по плану.

46

3.28

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – земляника. Усы, ложная ягода.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№149,с.58

Дома: Рассказ по плану.

Реферат: Земляника.

  • Ложная ягода.

47

3.29

Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.

Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

ФП – персик, абрикос, костянка.

Текущий

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика бобовых и розоцветных.

(таблица).

Дома: : Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №3 письменно.

  • Абрикос;

48

3.30

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП – соцветие.

ФП – сложноцветные, корзинка, обертка, семянка.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№152,153,с.59-60.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Вопрос №2 письменно.

Рассказ по плану.

  • Сложноцветные;
  • Обертка;
  • Корзинка;
  • Семянка;

49

3.31

Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

ФП – соцветие-корзинка, ноготки, бархатцы.

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание

№154,с.60

Дома:  Рассказ о растении по плану.

  • Календула;
  • Бархатцы.

50

3.32

Маргаритка – двулетнее растение.

Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

ФП – маргаритка

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание № 157,с.62

Дома: Рассказ о растении по плану.

  • Маргаритка.

51

3.33

Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение.

Формировать навыки практической работы, умения переносить теоретические знания на практику.

ФП – георгин

Текущий

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы в конце параграфа ( 1,3,5)

Дома: чем отличается пересадка от перевалки?

  • Перевалка;
  • Пересадка.

52

3.34

Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)».

Формировать умения работать по шаблону, с учебной литературой.

Итоговый

Тестовый контроль.

4.Многообразие бесцветковых растений.

53

4.1

Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП - однолетние растения, двулетние растения, многолетние растения, холодостойкие, теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые.

ФП – кукушкин лен, сфагнум, торф.

Вводный

Самостоятельная работа

Задание № 80,с.35.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 4,5, письменно.

  • Кукушкин лен;
  • Сфагнум;
  • Торф.

54

4.2

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ЗП - сфагнум, торф.

ФП – корневища, папоротник, споры.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание № 82,с.35

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание № 83, с.36.

  • Папоротник.

55

4.3

Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения, тайга.

Текущий

Самостоятельная работа

Задание №84, 85, с. 36 – 37.

  • Голосеменные;

56

4.4

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

ЗП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения

Текущий

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

  • Шишка
  • Хвоя

5.Бактерии.

57

5.1

Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – бактерии, бактерии брожения, бактерии гниения. Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание №163, 164,с.64.

Дома: Выполнить задание№165, с.65.

  • Бактерии;
  • Брожение;

58

5.2

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

ФП - Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

Текущий

Материал стр.207, выучить.

Болезнетворные

бактерии

6.Грибы.

59

6.1

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

ФП – трубчатые грибы, пластинчатые грибы, плодовое тело, споры, грибница.

Вводный

Самостоятельная работа

Выполнить задание №166, 167,с.65-66.

Дома: Реферат «Ядовитые грибы»

  • Трубчатые грибы;
  • Пластинчатые грибы;

Грибница.

60

6.2

Грибы съедобные и ядовитые.

Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

ФП – съедобные несъедобные грибы

Текущий

Самостоятельная работа

Выполнить задание №168,с.66.

Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №5 письменно.

  • Съедобные;
  • Несъедобные

7.Практические работы.

61

7.1

Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ.

Формировать навыки практической работы.

ФП - приствольный круг

Практическая работа

приствольный круг

62

7.2

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Формировать навыки практической работы.

ФП - междурядия

Практическая работа

  • междурядия

63

7.3

Уборка прошлогодней листвы.

Формировать навыки практической работы.

Практическая работа

8.Экскурсия

64

8.1

Весенняя работа в саду.

Формировать навыки практической работы.

Текущий

Оформить в тетради результаты

9.Повторение.

65

9.1

Растения, занесенные в Красную книгу Алтая.

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Текущий

Сообщения учащихся по теме

  • Красная Книга
  • Красная книга Алтая

66

9.2

Лекарственные растения Алтая.

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Текущий

Сообщения учащихся по теме

  • Лекарственные растения

67

9.3

Летние задание

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Индивидуальные задания

68

9.4

Летние задание

Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

Индивидуальные задания

Основная литература:

1.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.

2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.

4.Клепинина З.А. Естествознание. Растения, бактерии, грибы. 7  класс/ З.А. Клепинина,– М: Просвещение 2005

Дополнительная литература:

1.Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.

2.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006 г.

3. Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) предназначены для обучающихся  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....