Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 62.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения, грибы, бактерии» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
- Учебного плана Образовательного учреждения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели:
Освоение знаний:
программа раскрывает:
- элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий;
- сведения о строении и значении органов цветкового растения;
- сведения об основных группах растений;
- сведения о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
- кратко сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
развивает:
- познавательный интерес;
- творческие способности в процессе наблюдения;
- навыки самостоятельного приобретения новых знаний.
воспитывает:
- любовь к своей местности, своей стране;
- толерантность;
- экологическую культуру;
- бережное отношение к окружающей среде.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:
- на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
- урок;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.
Преподавание естествознания должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.
Программа 7 класса состоит из 5 разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».
В разделе «Растения вокруг нас» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.
Раздел « Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны. В этом разделе предусматривается проведение 6 лабораторных работ с демонстрацией опытов.
Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, на основании знаний полученных при изучении раздела « Общее знакомство с цветковыми растениями».
При изучении раздела «Многообразие растительного мира» учащиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. При характеристике мхов, папоротников необходимо конкретизировать их значение в образование торфа, каменного угля, связав эти сведения со знаниями, полученными по разделу «Неживая природа».
Этот раздел предусматривает 2 лабораторные работы и 5 практических работ.
В разделе «Бактерии» особое внимание уделяется положительной для хозяйственной деятельности человека роли одних (разложение органических остатков, квашение капусты, получение кисломолочных продуктов и т.д.) и отрицательной в жизни человека роли других (инфекционные заболевания, порча продуктов питания).
Раздел «Грибы» включает в себя сведения о строении гриба, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.
Учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете естествознания.
Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов;
- знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения;
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
- различать грибы и растения;
Группы учащихся:
Базовый стандарт.
- 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Достаточный уровень.
- 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.
Результаты индивидуальных достижений
- 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Естествознание. Растения. Бактерии. Грибы» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Практические и лабораторные работы. Экскурсии.
Тема | Практические работы. (как часть урока) | Лабораторные и демонстрации (демонстрация опытов и презентаций), как часть урока | Экскурсии |
1.Растения вокруг нас. | 1 | - | |
2. Общее знакомство с цветковыми растениями. | 7 | 6 | - |
3.Многообразие растительного мира. | 6 | 2 | - |
4. Бактерии. | - | - | - |
5. Грибы | 2 | - | - |
Учебный план по биологии 7 класс (68 часов)
№ урока | № по теме | Тема урока | |||||
1.Введение | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы. | |||||
2 | 1.2 | Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. | |||||
2.Общее знакомство с цветковыми растениями (16 часов). | |||||||
3 | 2.1 | Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень). | |||||
4 | 2.2 | Строение цветка (на примере цветка вишни). | |||||
5 | 2.3 | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). | |||||
6 | 2.4 | Опыление цветков. Оплодотворение. | |||||
7 | 2.5 | Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. | |||||
8 | 2.6 | Распространение плодов и семян. | |||||
9 | 2.7 | Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). | |||||
10 | 2.8 | Условия прорастания семян. Распространение семян. | |||||
11 | 2.9 | Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая).. | |||||
12 | 2.10 | Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней. | |||||
13 | 2.11 | Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. | |||||
14 | 2.12 | Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.. | |||||
15 | 2.13 | Испарение воды листьями, значение этого явления. | |||||
16 | 2.14 | Дыхание растений. Листопад и его значение. | |||||
17 | 2.15 | Строение стебля. | |||||
18 | 2.16 | Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм | |||||
3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа). | |||||||
19 | 3.1 | Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. | |||||
20 | 3.2 | Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). | |||||
21 | 3.3 | Особенности внешнего строения. | |||||
22 | 3.4 | Выращивание зерновых :посев, уход, уборка. | |||||
23 | 3.5 | Использование злаков в народном хозяйстве. | |||||
24 | 3.6 | Лилейные. Общая характеристика. | |||||
25 | 3.7 | Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта.. | |||||
26 | 3.8 | Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка. | |||||
27 | 3.9 | Ландыш – общая характеристика. | |||||
28 | 3.10 | Обобщающий урок «Однодольные растения». | |||||
29 | 3.11 | Двудольные покрытосеменные растения. | |||||
30 | 3.12 | Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | |||||
31 | 3.13 | Паслен. Дикорастущие пасленовые. | |||||
32 | 3.14 | Картофель. Овощные и технические пасленовые. | |||||
33 | 3.15 | Томат. Овощные пасленовые. | |||||
34 | 3.16 | Баклажан и перец. Овощные пасленовые. | |||||
35 | 3.17 | Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые. | |||||
36 | 3.18 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | |||||
37 | 3.19 | Горох. Пищевые бобовые растения. | |||||
38 | 3.20 | Фасоль и соя - южные бобовые культуры. | |||||
39 | 3.21 | Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения. | |||||
40 | 3.22 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | |||||
41 | 3.23 | Шиповник- растение группы розоцветных. | |||||
42 | 3.24 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | |||||
43 | 3.25 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | |||||
44 | 3.26 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | |||||
45 | 3.27 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина. | |||||
46 | 3.28 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | |||||
47 | 3.29 | Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос. | |||||
48 | 3.30 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. | |||||
49 | 3.31 | Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | |||||
50 | 3.32 | Маргаритка – двулетнее растение. | |||||
51 | 3.33 | Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение. | |||||
52 | 3.34 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)». | |||||
4.Многообразие бесцветковых растений. | |||||||
53 | 4.1 | Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. | |||||
54 | 4.2 | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. | |||||
55 | 4.3 | Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев. | |||||
56 | 4.4 | Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. | |||||
5.Бактерии. | |||||||
57 | 5.1 | Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов. | |||||
58 | 5.2 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | |||||
6.Грибы. | |||||||
59 | 6.1 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | |||||
60 | 6.2 | Грибы съедобные и ядовитые. | |||||
7.Практические работы. | |||||||
61 | 7.1 | Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ. | |||||
62 | 7.2 | Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | |||||
63 | 7.3 | Уборка прошлогодней листвы. | |||||
8.Экскурсия | |||||||
64 | 8.1 | Весенняя работа в саду. | |||||
9.Повторение. | |||||||
65 | 9.1 | Растения, занесенные в Красную книгу Алтая. | |||||
66 | 9.2 | Лекарственные растения Алтая. | |||||
67 | 9.3 | Летние задания | |||||
68 | 9.4 | Летние задание | |||||
Календарно-тематическое планирование 7а класс | |||||||
№ урока | № урока по теме | Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии. | Дата | Коррекционная работа | ФП-формируемые понятия ЗП - закрепляемые понятия | Контроль (проверочные и самостоятельные работы) | Словарь |
1.Введение | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы. | Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета. | ФП – культурные растения, дикорастущие растения. | Вводный Самостоятельная работа 1.Выписать отличия культурных растений от дикорастущих; 2. Выполнить задание № 2, 5, 6 раб.т. с. 3-4. |
| |
2 | 1.2 | Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. | Формировать навыки связной речи, развивать умения составлять рассказ по плану. | ЗП - культурные растения, дикорастущие растения. ФП – охрана растений. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 7 раб.т. с 5. |
| |
2.Общее знакомство с цветковыми растениями. | |||||||
3 | 2.1 | Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень). | Формировать навыки самостоятельной работы с текстом и натуральными образцами. | ФП – органы растений; надземные и подземные органы; функция (работа). | Вводный Самостоятельная работа Задания № 8, 9, с.7 Дома: № 10, 11. |
| |
4 | 2.2 | Строение цветка (на примере цветка вишни). | Формировать навыки заполнения таблиц, умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения. | ЗП - органы растений; надземные и подземные органы; функция ФП – цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик. | Текущий Самостоятельная работа Задание №13, с.9 Сравнить строение цветков и заполнить таблицу. |
| |
5 | 2.3 | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать зрительное восприятие объекта.. | ЗП - цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик. ФП – соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок. | Текущий Самостоятельная работа 1.Зарисовать в тетради виды соцветий; 2. Заполнить таблицу «Соцветия» Дома: Задание №16 с.11 |
| |
6 | 2.4 | Опыление цветков. Оплодотворение. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать навыки связной речи. | ЗП - соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок. ФП – опыление, перекрестное, самоопыление. | Текущий Самостоятельная работа Задание №17, с.11 Дома: Задание № 18,с.12. |
| |
7 | 2.5 | Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения. | ФП – сочные плоды, сухие плоды. Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода. | Текущий Самостоятельная работа Задание №21, 21, с.12 Дома: Задание № 22, 23. |
| |
8 | 2.6 | Распространение плодов и семян. | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать память путем заучивания основных понятий темы. | ЗП – сочные плоды, сухие плоды. Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода. | Текущий Выучить основные понятия темы |
| |
9 | 2.7 | Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). | Корректировать навыки рисования, перенесения рисунка и умения делать подписи к рисунку. | ФП – кожура, рубчик, зародыш, семядоли, корешок, стебелек, почечка, двудольные | Текущий Самостоятельная работа Зарисовать в тетради строение семени фасоли и подписать части семени фасоли |
| |
10 | 2.8 | Условия прорастания семян. Распространение семян. | Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью. | ЗП – запас питательных веществ; семядоли. ФП – всхожие семена, невсхожие семена. | Текущий Самостоятельная работа Задание №35,с18. Дома: ответы на вопросы в конце параграфа. На вопрос №1 – письменно. |
| |
11 | 2.9 | Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая). | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – главный корень, боковые корни, придаточные корни, черенки. Стержневая корневая система; Мочковатая корневая система. Корневые волоски. | Текущий Самостоятельная работа Задание №39,40,с.19-20. Дома: ответы на вопросы в конце параграфа. |
| |
12 | 2.10 | Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней. | Развивать умение, делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП - Стержневая корневая система; Мочковатая корневая система. Корневые волоски. ФП – Корнеплод, Корневые клубни. | Текущий Самостоятельная работа Задание №45, с.22 Ответы на вопросы в конце параграфа. Дома: Вопрос №4 письменно. |
| |
13 | 2.11 | Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. | Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью. | ФП – Черешок. Листовая пластина. Жилки, простой лист, сложный лист. Жилкование. | Текущий Самостоятельная работа Задание №50,с.23 Задание №51,с.24 Дома: Задание №52,53,с.24. |
| |
14 | 2.12 | Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.. | Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради. | ФП – Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт, | Текущий Самостоятельная работа Задание №54,55,с.25. Дома: Задание № 56,с.25 |
| |
15 | 2.13 | Испарение воды листьями, значение этого явления. | Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради. | ЗП - Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт. ФП – испарение, охлаждение, перегрев. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 58,с.26. Дома: Задание №59,с.26. |
| |
16 | 2.14 | Дыхание растений. Листопад и его значение. | Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради. | ФП – дыхание растений. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 60,61,с.27 Дома: Составить по плану рассказ «Листопад»; Заполнить схему №67,с.30. | ||
17 | 2.15 | Строение стебля. | Формировать навыки работы с натуральными объектами. | ФП – Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица. | Текущий Самостоятельная работа Задание №68,69,70,с.30-31 Дома: задание № 71,с.31. |
| |
18 | 2.16 | Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм | Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма. | ЗП - Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица. ФП – стеблевые черенки. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 73,с.31 Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 5 письменно. |
| |
3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа). | |||||||
19 | 3.1 | Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. | Формировать навыки работы с натуральными объектами. | ФП – покрытосеменные. | Вводный Самостоятельная работа Задание №88, с.38. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание № 90, с.39. |
| |
20 | 3.2 | Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП – покрытосеменные. ФП – зерновка, початок. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 92,с.39. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос № 5 письменно. |
| |
21 | 3.3 | Особенности внешнего строения. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ЗП - покрытосеменные. зерновка, початок. ФП – яровые, озимые. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 93,с.39. Дома: Задание №94. |
| |
22 | 3.4 | Выращивание зерновых :посев, уход, уборка. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ЗП - яровые, озимые. ФП – подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая. | Текущий Самостоятельная работа Задание №95,с.40. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос № 1 письменно. |
| |
23 | 3.5 | Использование злаков в народном хозяйстве. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки. | Текущий Самостоятельная работа Задание №99, с.41. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос № 4 письменно. (рассказ) |
| |
24 | 3.6 | Лилейные. Общая характеристика. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – лилейные. | Текущий Самостоятельная работа Задание №102,с.42. Дома: Выучить признаки лилейных. |
| |
25 | 3.7 | Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта.. | Формировать умения анализировать, сравнивать, навыки составления связного рассказа. | ЗП – лилейные. ФП – цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия. | Текущий Самостоятельная работа Зарисовать в тетрадь цветочно-декоративные лилейные. Дома: Рассказ по плану о цветочно-декоративном лилейном. |
| |
26 | 3.8 | Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 105, 106. Дома: Задание 109. |
| |
27 | 3.9 | Ландыш – общая характеристика. | Развивать зрительное восприятие, эстетический вкус. | ЗП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка. | Текущий Индивидуальные задания |
| |
28 | 3.10 | Обобщающий урок «Однодольные растения». | Корректировать навыки составления рассказа, используя шаблон и план рассказа. | ЗП-цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия. | Итоговый Тестовый контроль знаний |
| |
29 | 3.11 | Двудольные покрытосеменные растения. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП-двудольные | Текущий Рассказ по теме урока |
| |
30 | 3.12 | Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – паслен. | Текущий Таблица стр. 123, заполнить |
| |
31 | 3.13 | Паслен. Дикорастущие пасленовые. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП – паслен. | Итоговый Проверочная работа: Работа по карточкам. |
| |
32 | 3.14 | Картофель. Овощные и технические пасленовые. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – глазки, клубни, ботва, окучивание. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 112,113,114,с. 47. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос № 2 на пересказ. Рефераты о картофеле. |
| |
33 | 3.15 | Томат. Овощные пасленовые. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – пасынки, пасынкование. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 121,122,с. 49. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос №2 письменно. Рефераты о томатах. |
| |
34 | 3.16 | Баклажан и перец. Овощные пасленовые. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП - пасынки, пасынкование. ФП – пустотелая ягода. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 124,125,с.50. Дома: Задание №126,с.50. |
| |
35 | 3.17 | Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – петуния, душистый табак, белена. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №128, 133,с.51,53. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос №3 письменно. |
| |
36 | 3.18 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – клубеньковые бактерии. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №134,135,с.53. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. вопрос №3 письменно. |
| |
37 | 3.19 | Горох. Пищевые бобовые растения. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – клубеньки, бобы, усики, бобовые, горох. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №136,137,с.54. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Рефераты: Горох и бобы. |
| |
38 | 3.20 | Фасоль и соя - южные бобовые культуры. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ЗП – бобовые. ФП – Фасоль, соя, | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика пасленовых и бобовых (таблица). Дома: Рассказ по плану о бобовых. |
| |
39 | 3.21 | Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – клевер, люпин | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №141,с.55. Дома: Рассказ по плану о кормовых бобовых. |
| |
40 | 3.22 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП – розоцветные. ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №143,с. 56. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №4 письменно. |
| |
41 | 3.23 | Шиповник- растение группы розоцветных. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП - розоцветные, шиповник. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №142,с. 56. Дома: Выучить общие признаки розоцветных. Рассказ по плану о шиповнике. |
| |
42 | 3.24 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ЗП – розоцветные. ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №143,с. 56. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №4 письменно. |
| |
43 | 3.25 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ЗП - корневая шейка, крона, штамб, прививка. ФП – грушевидное яблоко. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №146,147,с.57-58. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №4 письменно. Реферат: Груша. |
| |
44 | 3.26 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – шаровидная костянка, корневая поросль. | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопрос: «Каковы биологические особенности вишни? Почему эти растения не выращивают на сильно увлажненных почвах». Дома: Рассказ по плану. |
| |
45 | 3.27 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – шарик-костянка. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №148,с.58 Дома: Рассказ по плану. | ||
46 | 3.28 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – земляника. Усы, ложная ягода. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №149,с.58 Дома: Рассказ по плану. Реферат: Земляника. |
| |
47 | 3.29 | Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос. | Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике. | ФП – персик, абрикос, костянка. | Текущий Самостоятельная работа Сравнительная характеристика бобовых и розоцветных. (таблица). Дома: : Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №3 письменно. |
| |
48 | 3.30 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП – соцветие. ФП – сложноцветные, корзинка, обертка, семянка. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №152,153,с.59-60. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №2 письменно. Рассказ по плану. |
| |
49 | 3.31 | Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника. | ФП – соцветие-корзинка, ноготки, бархатцы. | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №154,с.60 Дома: Рассказ о растении по плану. |
| |
50 | 3.32 | Маргаритка – двулетнее растение. | Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника. | ФП – маргаритка | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание № 157,с.62 Дома: Рассказ о растении по плану. |
| |
51 | 3.33 | Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение. | Формировать навыки практической работы, умения переносить теоретические знания на практику. | ФП – георгин | Текущий Самостоятельная работа Ответить на вопросы в конце параграфа ( 1,3,5) Дома: чем отличается пересадка от перевалки? |
| |
52 | 3.34 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)». | Формировать умения работать по шаблону, с учебной литературой. | Итоговый Тестовый контроль. | |||
4.Многообразие бесцветковых растений. | |||||||
53 | 4.1 | Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП - однолетние растения, двулетние растения, многолетние растения, холодостойкие, теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые. ФП – кукушкин лен, сфагнум, торф. | Вводный Самостоятельная работа Задание № 80,с.35. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 4,5, письменно. |
| |
54 | 4.2 | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ЗП - сфагнум, торф. ФП – корневища, папоротник, споры. | Текущий Самостоятельная работа Задание № 82,с.35 Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание № 83, с.36. |
| |
55 | 4.3 | Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения, тайга. | Текущий Самостоятельная работа Задание №84, 85, с. 36 – 37. |
| |
56 | 4.4 | Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. | Развивать навыки работы с учебником, связной речи. | ЗП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения | Текущий Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. |
| |
5.Бактерии. | |||||||
57 | 5.1 | Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – бактерии, бактерии брожения, бактерии гниения. Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии. | Вводный Самостоятельная работа Выполнить задание №163, 164,с.64. Дома: Выполнить задание№165, с.65. |
| |
58 | 5.2 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Развивать навыки работы с учебником, связной речи. | ФП - Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии. | Текущий Материал стр.207, выучить. | Болезнетворные бактерии | |
6.Грибы. | |||||||
59 | 6.1 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи. | ФП – трубчатые грибы, пластинчатые грибы, плодовое тело, споры, грибница. | Вводный Самостоятельная работа Выполнить задание №166, 167,с.65-66. Дома: Реферат «Ядовитые грибы» |
Грибница. | |
60 | 6.2 | Грибы съедобные и ядовитые. | Развивать навыки работы с учебником, связной речи. | ФП – съедобные несъедобные грибы | Текущий Самостоятельная работа Выполнить задание №168,с.66. Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №5 письменно. |
| |
7.Практические работы. | |||||||
61 | 7.1 | Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ. | Формировать навыки практической работы. | ФП - приствольный круг | Практическая работа | приствольный круг | |
62 | 7.2 | Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | Формировать навыки практической работы. | ФП - междурядия | Практическая работа |
| |
63 | 7.3 | Уборка прошлогодней листвы. | Формировать навыки практической работы. | Практическая работа | |||
8.Экскурсия | |||||||
64 | 8.1 | Весенняя работа в саду. | Формировать навыки практической работы. | Текущий Оформить в тетради результаты | |||
9.Повторение. | |||||||
65 | 9.1 | Растения, занесенные в Красную книгу Алтая. | Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал. | Текущий Сообщения учащихся по теме |
| ||
66 | 9.2 | Лекарственные растения Алтая. | Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал. | Текущий Сообщения учащихся по теме |
| ||
67 | 9.3 | Летние задание | Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал. | Индивидуальные задания | |||
68 | 9.4 | Летние задание | Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал. | Индивидуальные задания |
Основная литература:
1.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
4.Клепинина З.А. Естествознание. Растения, бактерии, грибы. 7 класс/ З.А. Клепинина,– М: Просвещение 2005
Дополнительная литература:
1.Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.
2.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006 г.
3. Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) предназначены для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....