Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по теме
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Глуховская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Глуховская СОШ _____________/С.В.Анкудинова/ «__»____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Глуховская СОШ _____________/Г.Н.Малышева/ Приказ № ___ от «__»__________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)
2014-2015 учебный год
Учитель Д.С.Шемуранова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2009года)
Программа рассчитана на 68 часов.
Обучение труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных классах VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с глиной и пластилином;
- работа с природными материалами;
- работа с бумагой и картоном;
- работа с текстильными материалами.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—4 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—3 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожзаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
- значение производства товаров для жизни людей;
- сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Просвещения 2012года
Учебно – тематический план по предмету
«Трудовое обучение» 4 класс.
(68ч в год, 2ч в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Работа с бумагой и картоном. | 28 |
2 | Работа с текстильными материалами. | 23 |
3 | Работа с пластическими материалами | 17 |
| Всего уроков | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании,
- сравнивать образец с натуральным объектом;
- составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- подбирать материалы и инструменты;
- придерживаться плана при выполнении изделия;
- осуществлять необходимые контрольные действия;
- делать отчет о последовательности изготовления изделия;
- делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам
- учителя с употреблением в речи технических терминов;
- анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении
- плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и
- слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Учащиеся должны знать:
- правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
- свойства материалов: бумаги, ткани,;
- приемы соединения деталей;
- названия инструментов;
- элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2009 г.
2. Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова, М. Давыдов.
3.Пособие: «Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Л.А. Кузнецова.,СПб.:»Просвещение» 2012г.
Дополнительная литература
4.Пособие:. Татьяна Геронимус .Уроки труда 1-4 класс «Работаем с удовольствием» Москва «АСТ –ПРЕСС» школа 2003г
5.Пособие: «Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И. Федорова
Тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока
| Корректировка
|
Iчетверть (36ч ) | ||||
Работа с бумагой и картоном (6 часов). | ||||
1 |
| Аппликация – орнамент (коврик). |
| |
2 |
| Аппликация – орнамент (коврик). |
| |
3 |
| Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев. |
| |
4 |
| Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев. |
| |
5 |
| Объёмные игрушки из картона и бумаги. |
| |
6 |
| Объёмные игрушки из картона и бумаги. |
| |
Работа с пластическими материалами. (7часов.) | ||||
7(1)
|
| Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда. |
| |
8(2)
|
| Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда. |
| |
9(3) |
| Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов. |
| |
10(4) |
| Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов. |
| |
11(5) |
| Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей. |
| |
12(6) |
| Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей. |
| |
13(7) |
|
| Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей |
|
Работа с тканью. (7 часов). | ||||
14(1) |
| Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. |
| |
15(2) | Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги | |||
| Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. |
| ||
II четверть. | ||||
16(3) |
| Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги |
| |
17(4) |
| Изготовление салфетки – прихватки. |
| |
18(5) |
| Изготовление салфетки – прихватки. |
| |
19(6)
|
| Изготовление салфетки – прихватки. |
| |
20(7) |
| Изготовление салфетки – прихватки. |
| |
Работа с бумагой и картоном. (10 часов). | ||||
21(1) |
| Ёлочные украшения. Полумаски. |
| |
22(2) |
| Ёлочные украшения. Полумаски |
| |
23(3) |
| Ёлочные украшения. Полумаски. |
| |
24(4) |
| Ёлочные украшения. Фонарики. |
| |
25(5) |
| Ёлочные украшения. Фонарики. |
| |
26(6) |
| Ёлочные украшения. Фонарики. |
| |
27(7) |
| Ёлочные украшения. Снежинки. |
| |
28(8) |
| Ёлочные украшения. Снежинки. |
| |
29(9) |
| Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки. |
| |
30(10) |
| Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки. |
| |
IIIчетверть. Работа с тканью (9 часов). | ||||
31(1) |
| Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. |
| |
32(2) |
| Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. |
| |
33(3) |
| Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. |
| |
34(4) |
| Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. |
| |
35(5) |
| Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. |
| |
36(6) |
| Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. |
| |
37(7) |
| Подушечка для игл. | ||
38(8) |
| Подушечка для игл. |
| |
39(9) |
| Подушечка для игл. |
| |
Работа с бумагой (3 часа). | ||||
40(1) | Коробки открытые из тонкого картона |
| ||
41(2) |
| Коробки открытые из тонкого картона. |
| |
42(3) |
| Коробки открытые из тонкого картона. |
| |
Работа с пластическими материалами. (10 часов). | ||||
43(1) |
| Изготовление свистульки. Роспись. |
| |
44(2) |
| Изготовление свистульки. Роспись. |
| |
45(3) |
| Изготовление подноса. Роспись. |
| |
46(4) |
| Изготовление подноса. Роспись. |
| |
47(5) |
| Изготовление игрушки. Матрешка. Роспись. |
| |
48(6) |
| Изготовление игрушки. Матрёшка. Роспись. |
| |
49(7) |
| Изготовление игрушки. Карусель. Роспись. |
| |
50(8) |
| Изготовление игрушки. Карусель. Роспись. |
| |
51(9) |
| Изготовление игрушки. Котенок. Роспись. |
| |
IVчетверть.
| ||||
52(10) |
| Изготовление игрушки. Котенок. Роспись. |
| |
Работа с тканью (7 часов). | ||||
53(1) |
| Мягкая игрушка. Гриб. |
| |
54(2) |
| Мягкая игрушка. Гриб. |
| |
55(3) |
| Мягкая игрушка. Гриб. |
| |
56(4) |
| Мягкая игрушка. Заяц. |
| |
57(5) |
| Мягкая игрушка. Заяц. |
| |
58(6) |
| Мягкая игрушка. Заяц. |
| |
59 (7) |
| Мягкая игрушка. Заяц. |
| |
Работа с бумагой и картоном (9 часов). | ||||
60(1) |
| Объёмные игрушки. Модель автомобиля. |
| |
61(2) |
| Объёмные игрушки. Модель автомобиля. |
| |
62(3) |
| Объёмные игрушки. Модель трактора. |
| |
63(4) |
| Объёмные игрушки. Модель трактора. |
| |
64(5) |
| Объёмные игрушки. Модель трактора. |
| |
65(6) |
| Объёмные игрушки. Модель домика. |
| |
66(7) |
| Объёмные игрушки. Модель домика. |
| |
67(8) |
|
| Объёмные игрушки. Модель корабля. |
|
68(9) |
|
| Объёмные игрушки. Модель корабля. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...
Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Работа над словарём является обязательной в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и с учётом индивидуальных...
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...
«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...
Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...