Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья ( класс) по теме

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных  и речевых особенностей обучающихся. Обогащение словаря на уроках трудового обучения в основном идёт за счёт усвоения специальной терминологии. Как показывает практика,  обучающиеся-логопаты особенно медленно усваивают элементарные технические термины и очень быстро их забывают. Поэтому, для успешного  проведения словарной работы на уроках трудового  обучения учителю необходимо выполнять определённые требования, используя при этом сочетание различных приёмов и методов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, имеют различную структуру и степень выраженности. Всё чаще у обучающихся школы выявляется системное недоразвитие речи средней и даже тяжёлой степени. Речевые нарушения выражаются у них в недоразвитии как звуковой, так и смысловой стороны речи и всех её компонентов. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении школьной программы. У данных детей отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Ограниченный лексический запас делает их речь бедной и стереотипной. Наличие аграмматизмов проявляется в довольно стойких ошибках при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов. Характерны также ошибки в употреблении предлогов.

Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы. Оно служит условным обозначением предметов и явлений, их особенностей, свойств, качеств, отношения и т.д. Поэтому процесс овладения словарём тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними.  Работа над  словарём должна быть обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных  и речевых особенностей обучающихся. Обогащение словаря на уроках трудового обучения в основном идёт за счёт усвоения специальной терминологии. Учителю на всех этапах урока приходится стимулировать речь обучающихся,  задерживать их внимание  на терминологической лексике, при построении предложений учить находить нужное слово. Как показывает практика,  обучающиеся-логопаты особенно медленно усваивают элементарные технические термины и очень быстро их забывают. Прослушав объяснение учителя по технологии выполнения изделия, они затрудняются как в повторении услышанного, так и в выполнении практического задания. Очевидно, что значение отдельных слов и терминов остаётся для них неясным и это осложняет понимание сказанного учителем. Ученики испытывают затруднения, когда необходимо словесно передать содержание уже выполненной работы или ответить на ряд вопросов, поставленных в связи с пройденным на уроке. Это объясняется ещё и тем, что у обучающихся с речевой патологией не развито словесно-логическое и ассоциативное мышление. Ограниченность лексических средств особенно очевидна при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Это проявляется, например, при подборе однокоренных слов, который является крайне бедным и стереотипным. Так, к заданному слову ученик может подобрать 2-3 слова, отличающиеся только окончаниями (рисовал – рисовала, рисовали). Иногда подбираются слова близкие в звуковом отношении, но разные по смыслу (рисунок – рисовать, рисовый). Обучающиеся с большим трудом находят форму слова, которая является проверочной, а чаще и вовсе не справляются с заданием. Трудность усвоения данных правил усугубляется ещё и тем, что при подборе однокоренных слов ребёнок должен уметь подмечать сходство значений, это возможно лишь при наличии устойчивого звукового представления о словах. Так, при подборе проверочных слов обучающиеся образуют несвойственные русскому языку слова («борода – бородица», «снег – снеговый»).

Всё это вызывает  затруднения, которые испытывают  обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью  на уроках трудового обучения при усвоении не только теоретического материала, но и при выполнении практических заданий. В практической работе широко используется такой приём как хоровое проговаривание новых слов, терминов. Но он позволяет учителю лишь показать правильное произношение слова, а грамматические формы при этом не усваиваются, связная речь не развивается. Для успешного формирования трудовых знаний необходимо активное обогащение речи обучающихся новыми понятиями, следует вводить в словарь слова, обозначающие признаки различных предметов (материалов, инструментов, приспособлений), названий действий, трудовых операций. Существуют приёмы обучения, дающие возможность закреплять техническую терминологию, позволяющие затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях. С этой целью отбирается словарь, которым необходимо овладеть ученикам данного класса и разрабатываются таблицы, содержащие задания, в которых требуется назвать предмет по описанию его внешнего вида, назвать предмет по описанию действия (операции). Задание можно адресовать как отдельным обучающимся во время практического занятия, так и всему классу перед началом практической деятельности.

   Учителю необходимо научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.д.  Важное место в словарной работе отводится лексическим упражнениям, которые направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний с данными словами. При этом словосочетание обязательно включается в предложение. Обогащение словарного запаса школьников осуществляется в определенной последовательности. Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, что помогает ему осознать значение и функцию данного слова. Затем ему на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи изучаемое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные. Если работа проводится с глаголом, то внимание уделяется всем словосочетаниям, в которых значение данного глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова. Например, отрабатывается слово ОБРАЩАТЬСЯ. В этом случае оно  может быть введено в словосочетания: обращаться (к кому?) к товарищу, (с чем?) с вопросом, (к чему?) к словарю, (за чем?) за помощью, (с чем?) с инструментами. Подобные упражнения помогают обучающимся пользоваться в собственной речи не только правильно составленными словосочетаниями, но и предложениями. Также необходимо учить детей группировать слова на основе сходства по значению, например: слова, обозначающие речевую деятельность (сказать, ответить, говорить и т.д.); слова, обозначающие  трудовую деятельность (шить, вышивать, строчить и т.д.)

      Недостаточная дифференцированность звуко-речевого  восприятия  у обучающихся с речевой патологией приводит к тому, что часто они  допускают смысловые замены слов по звуко-слоговому сходству (куст-кисть, флакон-флаг, буфет-букет). Учителю трудового обучения необходимо учитывать эти особенности речевого развития детей-логопатов и в процессе работы над словарём специально обучать школьников умению различать слова близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, опираясь при этом на контекст (фантик – бантик – кантик; моток – молоток –  каток – поток; батон – бутон – бетон). Обучающиеся повторяют слова за учителем и определяют, похожи ли они по звучанию и чем отличаются. При работе над словом необходимо научить ребёнка выделять его из потока слов, близких по звуковому составу. Очень полезно с этой целью проводить ряд упражнения. Если ребёнок услышит правильно произнесённое слово, он должен подать знак: витанин, витамин, митанин, фитавин, витамин, витамим. Для того чтобы закрепить у обучающихся значение слов, предлагается составить с этими словами предложения. В качестве контроля ученикам предлагаются предложения или словосочетания, в которых слова употреблены в неверном значении. Например, на платье пришили синий фантик.  Поток ниток упал на пол.

Учитывая то, что дети со сниженным интеллектом многие слова понимает недостаточно полно или даже искажённо, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных ими слов нужно проводить с учётом уровня их речевого развития, а также морфологических и лексико-грамматических особенностей данных слов. При объяснении слов, имеющих конкретное значение можно использовать всевозможные наглядные средства (предметы или действия, изображения на картине, муляжи, макеты и т.д.) Работа над словом проводится последовательно.

Вначале предлагается ответить на вопрос без зрительной опоры. В случае затруднения ученик может использовать наглядную опору, т.е. выбрать реальный предмет из числа лежащих перед ним или найти картинку с изображением нужного ему предмета. Когда ученик справится с заданием, ему предлагают ещё дополнительный вопрос: что такое названный предмет – инструмент, приспособление или материал?

Примеры. 

1.  В предложение вставить пропущенное слово.     

Для забивания гвоздя нам нужен …. Гвоздь вбиваем молотком.

Нитку вдеваем в иглу. Шьем с помощью иглы. Шьем иглой.

2.  Назвать предмет по его описанию.

Металлический брусок, закрепленный на деревянной ручке.

Выбрать: напильник, лобзик,  молоток, ножовка.

 3.  Назвать предмет по  описанию действия.

Прикладывание предмета к материалу с последующей пометкой длины, ширины, высоты.  Выбрать: карандаш, клещи, направитель, линейка, ножовка.

4. Конструирование предложений (работа с деформированными предложениями).

Гораздо труднее объяснить слова, имеющие отвлечённое (абстрактное значение). В таких случаях приходится прибегать к подбору  синонимов. Но этот приём не всегда оказывается эффективным в работе с детьми со сниженным интеллектом, т. к. и синоним может оказаться для них непонятным. Поэтому целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова. К ним можно отнести определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое описание неизвестного детям слова передаётся другими, доступными для них лексическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт (например: поручение – задание, которое дают кому-нибудь). Объяснить значения слов,  обозначающих признаки предметов или действия, помогает приём противопоставления различных по значению слов (бледный – яркий), но только в том случае, если антоним знаком ребёнку.

Очень эффективным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слов, является одновременное использование синонимов и антонимов (словосочетание – синонимия – антонимия).

Например:   свежий (хлеб) – мягкий – чёрствый,

                     свежий (вечер) – прохладный – тёплый,

            свежий (воздух) – чистый – спёртый,

            свежий (журнал) – новый – старый.

Желательно, чтобы новые или уточнённые слова были включены в предложение самими учениками. При этом следует учитывать, что слово войдёт в активный словарь школьника, если оно будет употреблено не менее 8-10 раз в различных словосочетаниях. Умение же сочетать слова между собой очень часто оказывается несформированным даже при правильном понимании значения слова, что затрудняет  его активизацию. Поэтому с детьми, у которых имеется речевая патология, постоянно следует работать над формированием механизма словоупотребления, т.е. правильное включение слова в предложение в соответствии с конкретным речевым замыслом. Для этого целесообразно использовать следующие упражнения:

  • нахождение недостающего слова в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова в предложении;
  • конструирование различных предложений с новыми для обучающихся словами;
  • подбор слов, сочетающихся с новыми, отрабатываемыми  словами, сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.

Особые трудности испытывают дети в спонтанном усвоении значений слов, образованных от глаголов посредством приставок. Работа над такими словами включает следующие этапы:

  • уяснение лексического значения глагола (пилить), от которого образуется новое слово с приставкой (подпилить);
  • сопоставление этого слова и глагола с приставкой (пилить – отпилить);
  • сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (пилить – подпилить – отпилить – выпилить);
  • выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями (выпилить  – вырезать – выстрогать);
  • усвоение соотношения приставок и предлогов (приложить к,  перегнуть через, отложить от и т.д.).

Для успешного  проведения словарной работы на уроках трудового  обучения необходимо придерживаться  следующих общих требований:

  • соблюдение дозировки слов на единицу учебного времени (освоение обучающимися старших классов от 3-5 слов в пределах одного этапа);
  • объяснение новых слов в контексте, так как в этом случае процесс точного запоминания слов идёт эффективнее;
  • процесс знакомства с новыми словами  должен опираться на работу всех возможных анализаторов (слуховое восприятие, зрительное и т.д.); 
  • объяснение значения нового слова на  начальном этапе и система упражнений, постоянное повторение слова при выполнении практических работ для введения слова в речь;
  • соблюдение естественных условий при активизации лексики с использованием словарного слова на уроке труда (использование  примитивных стандартных фраз).

Поскольку у обучающихся с речевой патологией  нарушена связная речь, учителю приходится во время занятий решать так же вопрос об объёме (степени развернутости) их высказываний. Делать это надо сугубо индивидуально, со строгим учётом как уровня знаний каждого ребёнка по изучаемой теме, так и степени отработанности языковых средств (слова-термины, синтаксические конструкции).

Используемая литература

  1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. –  М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973
  3. Шишкина, О.С. Работа школьного логопеда над обогащением словарного запаса учащихся 1-х и 2-х классов. Логопедия. – 2007. - № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

План-конспект урока по трудовому обучению в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме: "Ёлочные украшения. Фонарики"

План-конспект урока по трудовому обучению в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...

Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

        Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.     Формирован...

«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...