Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа

Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                        Зам. директора

_______________ И.Н. Колобаева                                                                           ___________ Т.О. Якубец

«31»__августа___2017 г.                                                                                        «30» __августа___ 2017 г.

Рабочая программа

Название предмета: «Окружающий природный мир»

Класс: 1

Учебный год: 2017-2018

Общее кол-во часов  68, кол-во часов в неделю 2

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей начальных классов

Протокол №   1       от

«28» августа 2017 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • времена года, признаки времен год;
  • названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель);
  • названия фруктов, предусмотренных по годам обучения (яблоко, груша, банан);
  • названия домашних животных,  предусмотренных по годам обучения (кошка, собака, корова, лошадь);
  • строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут  уметь:

  • определять признаки времен года;
  • показывать части тела;
  • дифференцировать овощи, фрукты;
  • различать  домашних животных;
  • показывать составные части дерева.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (68 ч)

  1. Временные представления (18 ч):
  • понятие «времена года»;
  •  представление об осени, зиме, весне, лете как о временах года;
  • осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
  • виды осадков;
  • сезонный труд и занятия людей;

  1. Животный мир (20 ч):
  • жизнь животных  в разное время года;
  • домашние животные: кошка, собака;
  • домашние животные: корова, лошадь.

  1. Растительный мир (30 ч):
  • жизнь растений в разное время года;
  • овощи: помидор, огурец, картофель;
  • фрукты: яблоко, груша, банан;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

 «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Цели

Виды работы

Оборудование

Времена года.

1

Выявить уровень знаний названий времен года.

Рассматривание картинок с изображением времен года, проговаривание их названий.

Картинки «Времена года».

Осень.

1

 Формировать понятия «времена года», «осень». Учить выделять характерные признаки осени.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках осени.

 

Наглядное пособие на тему «Осень». Картинка на каждое время года.

Осенние месяцы.

1

Формировать представления о сезонных изменениях

Нахождение картинки «Осень» среди картинок с другими временами года.

Раскраски на тему «Осень».

Растения осенью.

1

Формировать представление об увядании растительного мира с приходом осени.

Рассказ учителя об изменениях в природе: листопад, увядание трав и цветов.

Раскрашивание листиков красным и желтым цветом.

Наглядное пособие на тему «Осень».

Листья разных деревьев.

Распечатка с листиками для раскрашивания.

Животные осенью.

1

Формировать представление об изменениях в жизни животных с приходом осени.

Рассматривание картинок с изображением животных, готовящихся к зиме.

Проговаривание основных признаков.

Картинки «Животные готовятся к зиме»

Игрушки  «Животные»

Труд людей осенью.

1

Рассказать о труде людей по сбору урожая осенью, о заготовках на зиму продуктов питания.

Рассматривание наглядно-иллюстративного материала. Дид.  игра «Собери урожай».

Картинки на тему: «Труд людей осенью», раскраски.

Овощи. Помидор.

3

Познакомить с овощем «помидор». Учить называть, выделять среди других. Использование в пищу.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей.

Предметные картинки «Помидор». Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания.

Овощи. Огурец.

3

Познакомить с овощем «огурец». Учить называть, выделять среди других. Использование в пищу.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей.

Предметные картинки «Огурец». Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания.

Фрукты. Яблоко.

3

Познакомить с фруктом «яблоко», его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить яблоко среди других фруктов.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах яблока.

Нахождение среди других фруктов. Составление  яблока из разрезной картинки.

Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка.

Фрукты. Груша.

3

Познакомить с фруктом «груша», его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить грушу среди других фруктов.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах груши.

Нахождение среди других фруктов. Составление  груши из разрезной картинки.

Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка.

Домашние животные. Кошка.

3

Формировать понятие «Домашние животные». Знакомство с «кошкой» как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о кошках, их жизни. Описание кошки по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат «Кошка». Разрезные картинки.

Домашние животные. Собака.

3

Формировать понятие «Домашние животные». Знакомство с «собакой» как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о собаках, их жизни. Описание собаки по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат «Собака». Разрезные картинки.

Дифференциация животных: кошка, собака.

2

Учить различать по внешним признакам кошку и собаку.

Раскладывание картинок с изображением кошек и собак, составление разрезных картинок, раскрашивание изображений животных.

Картинки с изображением кошек и собак, разрезные картинки, игрушки, раскраски.

Зима. Признаки зимы.

1

 Формировать понятия «времена года», «зима». Учить выделять характерные признаки зимы.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках зимы.

Просмотр видеофильма о зиме.

 

Наглядное пособие на тему «Зима». Раскраски. Видеофильм о  зиме.

Зимние месяцы.

1

Учить название зимних месяцев.

Заучивание зимних месяцев, рассматривание картинок о зиме.

Карточки с названием зимних месяцев, картинки на тему: «Зима», раскраски.

Осадки зимой.

1

Познакомить с понятиями «снег», «снегопад».

Просмотр отрывка из мультфильма «Снежная королева», рассматривание иллюстраций, узнавание зимних осадков на картинках.

Картинки с изображением различных осадков (снег, дождь, метель, роса, град). Отрывок из м/ф «Снежная королева».

Зимние забавы.

2

Рассказать о зимних забавах. Познакомить с понятиями «санки», «лыжи», «коньки», «снежки».

Рассматривание картинок о зимних забавах детей. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».

Картинки о зимних забавах, видах спорта. М/ф «Зима в Простоквашино».

Овощи.  Картофель.

3

11.01.

15.01

18.01

Познакомить с овощем “картофель”. Учить называть, выделять картофель среди других овощей.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых  качествах картофеля. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей.

Предметные картинки “Картофель”. Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания.

Фрукты. Банан.

3

22.01

25.01

29.01

Познакомить с фруктом “банан”, его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить банан среди других фруктов.

Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах банана. Нахождение среди других фруктов. Составить банан из разрезной картинки.

Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка.

Дифференциация фруктов: яблоко, груша, банан.

2

Повторение изученных  фруктов, их названия. Упражнение в дифференциации.

Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий фруктов, их описание.

Картинки и муляжи фруктов.

Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель.

2

Повторение изученных  овощей, их названия. Упражнение в дифференциации.

Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий овощей, их описание.

Картинки и муляжи овощей.

Весна. Признаки весны.

1

 Формировать понятие “весна” как одно из времен года, знакомить с  признаками  весны. Учить выделять характерные признаки весны.

Рассказ учителя о весне. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках весны. Нахождение картинки “весна ” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание солнышка.

Наглядное пособие на тему “Весна”. Картинка на каждое время года. Распечатка  для раскрашивания.

Весенние месяцы.

1

Учить название весенних месяцев.

Заучивание весенних месяцев, рассматривание картинок о весне.

Карточки с названием весенних месяцев, картинки на тему: «Весна», раскраски.

Животные весной.

1

Рассказать о жизни животных с наступлением весны (заяц меняет окраску, медведь пробуждается после спячки).  

Просмотр видеофильма о диких животных.

Рассматривание картинок.

Лото «Дикие животные».

Видеофильм о жизни диких животных,  лото «Дикие животные», картинки с изображением животных.

Растения весной.

1

Формировать представление учащихся о пробуждении природы весной.

Просмотр видеофильма, рассматривание картинок, беседа о распускании листьев на деревьях.

Видеофильм о растительном мире весной. Картинки с изображением растений весной.

Труд людей весной.

1

Рассказать о сельскохозяйственных работах людей весной, подготовке земли, посадке растений.

Беседа по картинам, просмотр научно-популярного фильма.

Картины на тему: «Труд людей весной».

Фильм о весенних сельскохозяйственных работах.

Домашние животные: корова.

3

Сформировать понятие “Домашние животные”. Знакомство с “коровой” как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о коровах, их жизни, пользе для человека. Описание коровы по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат “Корова”. Разрезные картинки. Фигурка коровы.

Домашние животные: лошадь.

3

Сформировать понятие “Домашние животные”. Знакомство с “лошадью” как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о лошадях, их жизни, пользе для человека. Описание лошади по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат “Лошадь”. Разрезные картинки. Фигурка лошади.

Дифференциация животных: корова, лошадь.

2

Упражнять в дифференциации коровы и лошади.

Упражнения на дифференциацию коровы и лошади («Посели животных в домики»)

Плакаты с изображением коровы и лошади, фигурки животных. Раскраски.

Деревья.

3

Познакомить со строением дерева, учить различать части дерева: ствол, ветви, крону, листву.

Описание, рассказ учителя о деревьях, их составляющих частях: ствол, ветки, листья (крона). Раскрашивание дерева.

Плакат “Деревья”. Распечатка для раскрашивания.

Лето. Признаки лета.

1

 Формировать понятие о  лете как об одном из времен года, познакомить с признаками лета. Учить выделять характерные признаки лета.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках лета. Нахождение картинки “лето ” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание.

Наглядное пособие на тему “Лето”. Картинка на каждое время года. Распечатка  для раскрашивания.

Летние месяцы.

1

Учить название летних месяцев.

Заучивание летних месяцев, рассматривание картинок о лете.

Карточки с названием летних месяцев, картинки на тему: «Лето», раскраски.

Погода летом.

1

Рассказать о погоде летом, учить показывать на картинке погодные явления (дождь, солнечно, пасмурно).

Беседа о погоде летом, просмотр слайдом презентации о летней погоде. Называние признаков погоды: солнечно, дождливо, пасмурно, ветер.

Презентация «Погода летом».

Раскраски.

Летний отдых людей.

1

Познакомить с видами летнего отдыха (на море, на речке, в лесу, в деревне и т.п.).

 

Беседа о лете, о каникулах.

Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Раскрашивание.

М/ф «Каникулы в Простоквашино». Картинки о летнем отдыхе.

Раскраски на летнюю тематику.

Дифференциация времен года.

2

Различать времена года, их признаки.

Распределение картинок по временам года. Лото «Времена года».

Картинки с изображением времен года, лото «Времена года».

Повторение изученного материала.

5

Повторить изученный материал по разделам программы.

Дифференциация овощей (огурец, помидор, картофель).

Дифференциация фруктов (яблоко, груша, банан).

Дифференциация животных (кошка, собака, корова, лошадь).

Картинки с изображением фруктов, овощей, животных.

Муляжи фруктов, овощей, животных.

Игрушки фруктов , овощей, животных.

Раскраски.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова;
  • тематические пазлы и разрезные картинки;
  • демонстрационный материал по темам;
  • тематические трафареты;
  • сюжетные картины;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • набор деревянных овощей и фруктов в мешочках;
  • набор разрезных овощей и фруктов;
  • лото «Фрукты и овощи»;
  • серия «Умные карточки». Кто где живет? Кто что ест?;
  • серия «Умные карточки». Мамы и малыши;
  • серия «Умные карточки» . Еда;
  • серия «Умные карточки». Изучаем время
  • серия «Мини-игры». Времена года;
  • серия «Мини-игры». Собери урожай;
  • раскраски по темам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
  2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
  5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото).  Москва,1983.
  6. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....