Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа
Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора
_______________ И.Н. Колобаева ___________ Т.О. Якубец
«31»__августа___2017 г. «30» __августа___ 2017 г.
Рабочая программа
Название предмета: «Окружающий природный мир»
Класс: 1
Учебный год: 2017-2018
Общее кол-во часов 68, кол-во часов в неделю 2
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол № 1 от
«28» августа 2017 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- времена года, признаки времен год;
- названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель);
- названия фруктов, предусмотренных по годам обучения (яблоко, груша, банан);
- названия домашних животных, предусмотренных по годам обучения (кошка, собака, корова, лошадь);
- строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- определять признаки времен года;
- показывать части тела;
- дифференцировать овощи, фрукты;
- различать домашних животных;
- показывать составные части дерева.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (68 ч)
- Временные представления (18 ч):
- понятие «времена года»;
- представление об осени, зиме, весне, лете как о временах года;
- осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
- виды осадков;
- сезонный труд и занятия людей;
- Животный мир (20 ч):
- жизнь животных в разное время года;
- домашние животные: кошка, собака;
- домашние животные: корова, лошадь.
- Растительный мир (30 ч):
- жизнь растений в разное время года;
- овощи: помидор, огурец, картофель;
- фрукты: яблоко, груша, банан;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Цели | Виды работы | Оборудование |
Времена года. | 1 | Выявить уровень знаний названий времен года. | Рассматривание картинок с изображением времен года, проговаривание их названий. | Картинки «Времена года». | ||
Осень. | 1 | Формировать понятия «времена года», «осень». Учить выделять характерные признаки осени. | Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках осени.
| Наглядное пособие на тему «Осень». Картинка на каждое время года. | ||
Осенние месяцы. | 1 | Формировать представления о сезонных изменениях | Нахождение картинки «Осень» среди картинок с другими временами года. | Раскраски на тему «Осень». | ||
Растения осенью. | 1 | Формировать представление об увядании растительного мира с приходом осени. | Рассказ учителя об изменениях в природе: листопад, увядание трав и цветов. Раскрашивание листиков красным и желтым цветом. | Наглядное пособие на тему «Осень». Листья разных деревьев. Распечатка с листиками для раскрашивания. | ||
Животные осенью. | 1 | Формировать представление об изменениях в жизни животных с приходом осени. | Рассматривание картинок с изображением животных, готовящихся к зиме. Проговаривание основных признаков. | Картинки «Животные готовятся к зиме» Игрушки «Животные» | ||
Труд людей осенью. | 1 | Рассказать о труде людей по сбору урожая осенью, о заготовках на зиму продуктов питания. | Рассматривание наглядно-иллюстративного материала. Дид. игра «Собери урожай». | Картинки на тему: «Труд людей осенью», раскраски. | ||
Овощи. Помидор. | 3 | Познакомить с овощем «помидор». Учить называть, выделять среди других. Использование в пищу. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей. | Предметные картинки «Помидор». Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания. | ||
Овощи. Огурец. | 3 | Познакомить с овощем «огурец». Учить называть, выделять среди других. Использование в пищу. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей. | Предметные картинки «Огурец». Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания. | ||
Фрукты. Яблоко. | 3 | Познакомить с фруктом «яблоко», его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить яблоко среди других фруктов. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах яблока. Нахождение среди других фруктов. Составление яблока из разрезной картинки. | Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка. | ||
Фрукты. Груша. | 3 | Познакомить с фруктом «груша», его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить грушу среди других фруктов. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах груши. Нахождение среди других фруктов. Составление груши из разрезной картинки. | Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка. | ||
Домашние животные. Кошка. | 3 | Формировать понятие «Домашние животные». Знакомство с «кошкой» как домашним животным. | Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о кошках, их жизни. Описание кошки по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. | Плакат «Кошка». Разрезные картинки. | ||
Домашние животные. Собака. | 3 | Формировать понятие «Домашние животные». Знакомство с «собакой» как домашним животным. | Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о собаках, их жизни. Описание собаки по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. | Плакат «Собака». Разрезные картинки. | ||
Дифференциация животных: кошка, собака. | 2 | Учить различать по внешним признакам кошку и собаку. | Раскладывание картинок с изображением кошек и собак, составление разрезных картинок, раскрашивание изображений животных. | Картинки с изображением кошек и собак, разрезные картинки, игрушки, раскраски. | ||
Зима. Признаки зимы. | 1 | Формировать понятия «времена года», «зима». Учить выделять характерные признаки зимы. | Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках зимы. Просмотр видеофильма о зиме.
| Наглядное пособие на тему «Зима». Раскраски. Видеофильм о зиме. | ||
Зимние месяцы. | 1 | Учить название зимних месяцев. | Заучивание зимних месяцев, рассматривание картинок о зиме. | Карточки с названием зимних месяцев, картинки на тему: «Зима», раскраски. | ||
Осадки зимой. | 1 | Познакомить с понятиями «снег», «снегопад». | Просмотр отрывка из мультфильма «Снежная королева», рассматривание иллюстраций, узнавание зимних осадков на картинках. | Картинки с изображением различных осадков (снег, дождь, метель, роса, град). Отрывок из м/ф «Снежная королева». | ||
Зимние забавы. | 2 | Рассказать о зимних забавах. Познакомить с понятиями «санки», «лыжи», «коньки», «снежки». | Рассматривание картинок о зимних забавах детей. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино». | Картинки о зимних забавах, видах спорта. М/ф «Зима в Простоквашино». | ||
Овощи. Картофель. | 3 | 11.01. 15.01 18.01 | Познакомить с овощем “картофель”. Учить называть, выделять картофель среди других овощей. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах картофеля. Раскрашивание. Нахождение среди других овощей. | Предметные картинки “Картофель”. Муляжи и натуральные объекты. Распечатка для раскрашивания. | |
Фрукты. Банан. | 3 | 22.01 25.01 29.01 | Познакомить с фруктом “банан”, его внешними и вкусовыми качествами. Учить находить банан среди других фруктов. | Рассказ учителя о внешнем виде, вкусовых качествах банана. Нахождение среди других фруктов. Составить банан из разрезной картинки. | Предметные картинки, муляжи и реальные объекты. Разрезная картинка. | |
Дифференциация фруктов: яблоко, груша, банан. | 2 | Повторение изученных фруктов, их названия. Упражнение в дифференциации. | Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий фруктов, их описание. | Картинки и муляжи фруктов. | ||
Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель. | 2 | Повторение изученных овощей, их названия. Упражнение в дифференциации. | Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий овощей, их описание. | Картинки и муляжи овощей. | ||
Весна. Признаки весны. | 1 | Формировать понятие “весна” как одно из времен года, знакомить с признаками весны. Учить выделять характерные признаки весны. | Рассказ учителя о весне. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках весны. Нахождение картинки “весна ” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание солнышка. | Наглядное пособие на тему “Весна”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания. | ||
Весенние месяцы. | 1 | Учить название весенних месяцев. | Заучивание весенних месяцев, рассматривание картинок о весне. | Карточки с названием весенних месяцев, картинки на тему: «Весна», раскраски. | ||
Животные весной. | 1 | Рассказать о жизни животных с наступлением весны (заяц меняет окраску, медведь пробуждается после спячки). | Просмотр видеофильма о диких животных. Рассматривание картинок. Лото «Дикие животные». | Видеофильм о жизни диких животных, лото «Дикие животные», картинки с изображением животных. | ||
Растения весной. | 1 | Формировать представление учащихся о пробуждении природы весной. | Просмотр видеофильма, рассматривание картинок, беседа о распускании листьев на деревьях. | Видеофильм о растительном мире весной. Картинки с изображением растений весной. | ||
Труд людей весной. | 1 | Рассказать о сельскохозяйственных работах людей весной, подготовке земли, посадке растений. | Беседа по картинам, просмотр научно-популярного фильма. | Картины на тему: «Труд людей весной». Фильм о весенних сельскохозяйственных работах. | ||
Домашние животные: корова. | 3 | Сформировать понятие “Домашние животные”. Знакомство с “коровой” как домашним животным. | Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о коровах, их жизни, пользе для человека. Описание коровы по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. | Плакат “Корова”. Разрезные картинки. Фигурка коровы. | ||
Домашние животные: лошадь. | 3 | Сформировать понятие “Домашние животные”. Знакомство с “лошадью” как домашним животным. | Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о лошадях, их жизни, пользе для человека. Описание лошади по картинке, ее частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. | Плакат “Лошадь”. Разрезные картинки. Фигурка лошади. | ||
Дифференциация животных: корова, лошадь. | 2 | Упражнять в дифференциации коровы и лошади. | Упражнения на дифференциацию коровы и лошади («Посели животных в домики») | Плакаты с изображением коровы и лошади, фигурки животных. Раскраски. | ||
Деревья. | 3 | Познакомить со строением дерева, учить различать части дерева: ствол, ветви, крону, листву. | Описание, рассказ учителя о деревьях, их составляющих частях: ствол, ветки, листья (крона). Раскрашивание дерева. | Плакат “Деревья”. Распечатка для раскрашивания. | ||
Лето. Признаки лета. | 1 | Формировать понятие о лете как об одном из времен года, познакомить с признаками лета. Учить выделять характерные признаки лета. | Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках лета. Нахождение картинки “лето ” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание. | Наглядное пособие на тему “Лето”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания. | ||
Летние месяцы. | 1 | Учить название летних месяцев. | Заучивание летних месяцев, рассматривание картинок о лете. | Карточки с названием летних месяцев, картинки на тему: «Лето», раскраски. | ||
Погода летом. | 1 | Рассказать о погоде летом, учить показывать на картинке погодные явления (дождь, солнечно, пасмурно). | Беседа о погоде летом, просмотр слайдом презентации о летней погоде. Называние признаков погоды: солнечно, дождливо, пасмурно, ветер. | Презентация «Погода летом». Раскраски. | ||
Летний отдых людей. | 1 | Познакомить с видами летнего отдыха (на море, на речке, в лесу, в деревне и т.п.).
| Беседа о лете, о каникулах. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Раскрашивание. | М/ф «Каникулы в Простоквашино». Картинки о летнем отдыхе. Раскраски на летнюю тематику. | ||
Дифференциация времен года. | 2 | Различать времена года, их признаки. | Распределение картинок по временам года. Лото «Времена года». | Картинки с изображением времен года, лото «Времена года». | ||
Повторение изученного материала. | 5 | Повторить изученный материал по разделам программы. | Дифференциация овощей (огурец, помидор, картофель). Дифференциация фруктов (яблоко, груша, банан). Дифференциация животных (кошка, собака, корова, лошадь). | Картинки с изображением фруктов, овощей, животных. Муляжи фруктов, овощей, животных. Игрушки фруктов , овощей, животных. Раскраски. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова;
- тематические пазлы и разрезные картинки;
- демонстрационный материал по темам;
- тематические трафареты;
- сюжетные картины;
- муляжи овощей и фруктов;
- набор деревянных овощей и фруктов в мешочках;
- набор разрезных овощей и фруктов;
- лото «Фрукты и овощи»;
- серия «Умные карточки». Кто где живет? Кто что ест?;
- серия «Умные карточки». Мамы и малыши;
- серия «Умные карточки» . Еда;
- серия «Умные карточки». Изучаем время
- серия «Мини-игры». Времена года;
- серия «Мини-игры». Собери урожай;
- раскраски по темам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото). Москва,1983.
- Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы
данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа....
Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....
Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....
Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....