«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»
методическая разработка по технологии на тему
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говорится о детях с отклонениями в развитии, которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В нашем районе вот уже более сорока лет роль в обучении, воспитании и коррекции таких детей выполняет школа-интернат 8 вида в поселке Нижний Куранах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования.
Очень мало пишется и говорится о детях с отклонениями в развитии, которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В нашем районе вот уже более сорока лет роль в обучении, воспитании и коррекции таких детей выполняет школа-интернат 8 вида в поселке Нижний Куранах.
Ребенок с ограниченными возможностями чрезвычайно сложное явление. Он жаждет общения, радости новизны, стремится быть принятым в среде взрослых и сверстников, достигая успеха в делах. Дети с дефектами развития отличаются по своим особенностям и возможностям развития. Но всех их объединяет одно – они нуждаются в специалистах-профессионалах в области социально- трудовой реабилитации. Они возвращают детей с физическими и психологическими ограничениями из «плена» функциональной и социальной ограниченности в полноценную общественную жизнь. Профессия дефектолога требует от нас полнейшей самоотдачи, безграничной любви, уважения и веры в возможности ребенка, кажущегося безнадежным, глубоких профессиональных творческих и практических знаний. Мы принимаем боль и радость наших учащихся, как свою собственную.
Важнейшей составной частью процесса социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности является образование. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и производительному труду в обычных условиях выходит в работе специальной школы на первое место. Задача трудовой подготовки решается путем воспитания у учащихся готовности к труду и сообщения им технико-технологических знаний умений и навыков по определенной профессии (столярное и швейное дело), что позволяет им после школы включиться в производительный труд. Творческая работа учителей трудового обучения специальной (коррекционной) школы, возглавляемой директором, Борисовой Н.А. имеет научно-методическое обеспечение. Имея главной целью успешную интеграцию учащихся и выпускников с интеллектуальными проблемами в общество, коллектив преподавателей ищет новые подходы к трудовому обучению детей и подростков. Это связано с тем, что трудоустройство выпускников с отклонениями в развитии в настоящий момент осложняется рядом специфических трудностей – переход к рыночной экономике, предъявляет повышенные требования к трудовой активности и уровню квалификации работников. Особенно важным становится такое качество, как профессиональная мобильность – способность в короткое время адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому подготовку к труду мы рассматриваем не как подготовку к труду по конкретной профессии, а как целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой…) к труду как деятельности в целом, как подготовку к труду в течении жизни, к «карьере» - к возможности последовательной смены рабочих мест, области профессиональной деятельности, к постоянному повышению квалификации, самообразованию и переподготовке, к самореализации и постоянному росту в процессе трудовой деятельности. Трудовая и профессиональная подготовка рассматривается как стартовый этап дальнейшей карьеры к трудовой деятельности, для непрерывного образования в течении жизни в целях пожизненного обогащения творческого потенциала человека.
Наша работа высоко оценена специалистами образования и культуры, а также населением района. Изделия детей можно увидеть на проводимых выставках, ярмарках, фестивалях. Учащиеся активно участвуют в общешкольных и районных олимпиадах, занимая призовые места. Управление образования внимательно следит за деятельностью специальной (коррекционной) школы, ведущей поиск в области реформирования системы специального образования, направляя и координируя нашу работу. Оснащаются новым современным оборудованием мастерские и классы, улучшается быт учащихся в спальнях и комнатах отдыха. Большой вклад в развитие школы, обеспечение дальнейшего обучения в ПТУ и трудоустройство выпускников внесла бывший главный специалист по специальному образованию Марченко А.И., сейчас находясь на заслуженном отдыхе, она всегда интересуется проблемами и успехами школы.
В начале июня проводился экзамен по трудовому обучению, где двенадцать уже бывших учеников показали свои возможности при выполнении практических и теоретических заданий по столярному делу. Результаты итоговых экзаменов показали стабильно хорошие знания и практические навыки, которые они приобрели в стенах коррекционной школы.
Конечно, не все выпускники выберут профессии столяра и швеи. Но наши усилия не напрасны: от нашей работы зависит, что станет результатом трудового обучения – стойкий интерес к предмету трудовой деятельности (а затем к профессии), или пассивное и даже негативное отношение к ней. Между тем именно на своих уроках мы учим школьников выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учим доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. А эти качества необходимы любому из нас.
Учитель трудового обучения специальной (коррекционной)
школы-интернат 8 вида п. Нижний Куранах
Юрий Сукнев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
План-конспект урока по трудовому обучению в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме: "Ёлочные украшения. Фонарики"
План-конспект урока по трудовому обучению в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Работа над словарём является обязательной в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и с учётом индивидуальных...
Интегрированный, открытый урок (биология- физическая культура ) в 9 классе (специальная (коррекционная) школа VIII вида) ( в рамках дней здоровья в школе)
план - конспект интегрированного урока (биология, физическая культура) - 2 академических часа...
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»
В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...