Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8a_kl_fizika_i_astronomiya_dlya_spetsialnyh_korrektsionnyh_kl.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п.НИВЕНСКОЕ БАГРАТИОНОВСКОГО РАЙОНА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор школы ________________Г.Г.Граховская
« » _________________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ»
Для специальных коррекционных классов VII вида
8 а класс (70 часов)
Составлено на основании программы общеобразовательных учреждений и рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин . Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Дрофа, 2010.
Учебник «Физика» - 8 класс, автор: А.В.Перышкин. Москва «Дрофа» 2010г.
Рассмотрено на заседании МО
Рук. МО_____________ И.В.Пискунова.
« » ________________ 20 г.
Согласовано
Зам директора по УВР___________ Т.А.Корнева.
« »__________________20 год.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования опубликованного в 2004 году и на основе изменений внесённых в программу обучения детей в классах ККО и ЗПР опубликованных в 1998 году. При составлении использовались программы рекомендованные Министерством образования РФ:
- Дик Ю.И., Пинский А.А.Программа «Физика и астрономия»,
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Программа «Физика 7-9».
Программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы, 70 часов (2 часа в неделю). Для работы используется учебник под редакцией Перышкина А.В. «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9».
Концепция программы
Проблема формирования всесторонней личности ставит перед образованием триединую задачу обучения, воспитания, развития учащихся.
Основная цель образования – приобщение учащихся к культуре человечества. Одним из ключевых вопросов педагогики, и, главным образом, дидактики (теории обучения) становится совершенствование познавательной сферы деятельности, что возможно лишь при условии высокого уровня мыслительной активности учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Основные цели изучения физики в 8 классе:
В задачи курса физики входят:
- Ознакомить обучающихся с основами физической науки, сформировать её основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
- Сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
- Ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человек с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
- Ознакомить с методами естественнонаучного исследования;
- Формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
Обеспечить основу для изучения естественнонаучных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах общеобразовательной или профильной школы.
В плане реализации поставленных задач, данный курс «Физика и астрономия» был построен на следующих принципах:
- Является завершённым и охватывает материал всех основных разделов курса физики;
- В него органически вошли основы астрономии, что позволит удовлетворить интерес обучающихся данного возраста к космическим проблемам:
- Обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, изучаемым перед курсом физики, а также взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами(математика, химия, биология, география);
- В него вошли проблемы экологии, отношения человека с природой и техникой;
- При составлении данного курса, старалась реализовать идею уровневой дифференциации, в частности в программу наряду с обязательным минимумом включены сведения, адресованные учащимся, интересующимся физикой и желающих расширить круг своих знаний и умений.
Отличительные особенности программы.
Важными специфическими задачами курса физики в специальных коррекционных классах и классах ККО являются:
- развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи их деятельности с речью;
- формирование приёмов умственной работы (анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развития умения рассказывать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии;
- формирование умения к установлению логических связей в излагаемом материале.
Таким образом, в программе 8 класса:
Увеличено количество уроков в игровой форме.
В ознакомительном плане изучаются следующие темы:
- объяснение графика плавления и отвердевания;
- магнитное поле Земли.
Обзорно изучаются следующие вопросы:
- Зависимость температуры кипения от давления.
- Удельная теплота плавления и парообразования.
- Удельная теплота сгорания.
- Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловой машины.
- Экологические проблемы использования тепловых машин.
- Проводники, диэлектрики и полупроводники.
- Источники постоянного тока.
- Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.
- Последовательное и параллельное соединение проводников.
- Электромагнит.
- Электродвигатель.
- Законы преломление света;
- Построение изображения в линзах (выполняется построение только для собирающей линзы).
Особое внимание уделяется изучению вопросов:
- Излучение;
- Напряжение;
- Измерение напряжения;
- Делимость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицательный заряд – электрона;
- Строение атома (подчёркивается связь с аналогичным материалом из курса химии);
- Солнце и его излучение. Солнечное излучение и жизнь;
- Планеты земной группы;
- Планеты- гиганты;
- Малые тела Солнечной системы;
- Магнитные явления в космическом пространстве;
- Солнечные и лунные затмения.
На факультативные занятия выносятся вопросы:
- Кипение;
- Расчёт проводника от его параметров;
- Реостаты;
- Регулирование тока реостата (лабораторная работа);
- Зеркальный телескоп.
При изучении курса физики используются единицы измерения физических величин в системе СИ, однако следует давать и некоторые внесистемные единицы, имеющие практическое значение.
Цели и задачи педагога
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
Характеристика класса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ученик должен знать/понимать смысл понятий:
Внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, температура плавления и кристаллизации.
Два рода зарядов, взаимодействие зарядов, строение атома, электрон. Электрическое поле, направление электрического тока, электрическая цепь, источники тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока.
Световой пучок, световой луч, точечный источник света, отражение и преломление света, Солнечные и Лунные затмения, оптическая сила линзы, фокусное расстояние линзы.
Учащиеся должны быть ознакомлены с понятиями:
Удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Источники тока, электрический ток в металлах и растворах электролитов.
Законы:
Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
Учащиеся должны быть ознакомлены с законом – прямолинейного распространения света.
Формулы
Для вычисления силы тока, напряжения, работы и мощности тока, количества теплоты выделившегося в проводнике с током, оптической силы линзы, количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.
Учащиеся должны быть ознакомлены с формулами:
Вычисления электрического сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения, сопротивления при последовательном или параллельных соединениях.
Практическое применение
Учащиеся должны быть ознакомлены с практическим применением:
Электризации тел, теплового воздействия тока, нагревательных приборов (электроплиток, кипятильников, утюгов), химического действия тока на живые организмы. Магнитного действия тока, электромагнитного действия тока, электрического звонка, телефона, электродвигателей, электроизмерительных приборов. Плоских зеркал, оптических приборов.
Основные умения
Применять
Основные положения МКТ для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности, плавления тел, испарения жидкостей.
Положение электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении.
Вычерчивать
Схемы простейших электрических цепей.
Измерять
Силу тока и напряжение в простой электрической цепи.
Решать задачи на вычисление
Силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока, количества теплоты выделяемого проводником с током, количества теплоты при тепловых процессах. Решать качественные и расчётные задачи на закон отражения.
Пользоваться
Термометром, калориметром, амперметром, вольтметром.
Находить по таблицам удельную теплоёмкость веществ, удельную теплоту сгорания топлива, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования, удельное сопротивление проводников.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Содержание тем учебного курса.
I.Теоретический раздел:
Тема 1. Тепловые явления (26 часов)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Внимание! Изучаются обзорно следующие вопросы:
Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
В ознакомительном плане изучаются следующие тема: объяснение графика плавления и отвердевания.
Можно вынести на факультативное занятие вопрос кипение.
Демонстрации
1. Модель теплового двигателя.
2. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Нагревание тел излучением.
5. Калориметр и приёмы обращения с ним.
6. Плавление тел излучением.
7. Испарение различных жидкостей.
8. Устройство и действие двигателя внутреннего сгорания (модель).
Тема 2. Электромагнитные явления (26 часов)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.
Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Магнитные явления в космическом пространстве.
Внимание! В ознакомительном плане изучаются следующие темы:
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Источники постоянного тока.
Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.
Электромагнит. Магнитное поле Земли. Электродвигатель.
Демонстрации.
1. Электризация тел.
2. Взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Источники тока: гальванический элемент, аккумулятор, электрофорная машина.
5. Составление электрической цепи.
6. Измерение силы тока и напряжения.
7. Измерение сопротивления.
8. Устройство и действие реостата.
9. Последовательное и параллельное соединение проводников.
10. Измерение мощности электрической лампы.
Тема 3. Световые явления (11 часов)
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и Лунные затмения. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескоп.
Внимание! В ознакомительном плане изучаются следующие темы:
Преломление света. Построение изображения в линзах (выполняется построение только для собирающей линзы). Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Законы отражения.
4. Изображение в плоском зеркале.
5. Преломление света.
6. Ход лучей в линзах.
Тема 4. Физические процессы в Солнечной системе (3 часа)
Солнце и его излучение. Солнечное излучение и жизнь. Планеты гиганты. Планеты земной группы. Малые тела Солнечной системы.
! часы на данный раздел взяты:
2 часа-электрические явления, 1час- электромагнитные явления.
II. Практический раздел:
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнивание количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
3. Cборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
4. Регулирование силы тока реостатом.
5. Измерение сопротивления проводника.
6. Расчёт работы электрического тока.
7. Сборка электромагнита и его испытание в действии.
8. Получение изображения при помощи линзы.
Ресурсное обеспечение.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.
Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.
Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Система мер здоровьесберегающего характера.
1)ежедневное соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
2) построение урока с учетом работоспособности учащихся;
3) дозированные домашние задания;
4) благоприятный эмоциональный настрой;
5) физкультминутки
6)динамические паузы
7) гимнастика для глаз (на уроках с повышенной нагрузкой на глаза)
Обоснование необходимости разработки программы:
Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся специальных коррекционных классов и классов ККО в связи с такими их особенностями: быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики и астрономии уделяется постановке и организации эксперимента, проведению игровых форм подачи материала и контроля знаний, смене деятельности обучающихся во время урока.
При подготовке и разработке плана урока необходимо:
- отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта;
- максимально использовать межпредметные связи, ибо дети данного вида классов, особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.
Учёт особенностей детей специальных коррекционных классов требует, чтобы при изучении нового материала проходило многократное его повторение:
- подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента;
- беглое повторение с выделением главных определений и понятий;
- осуществление обратной связи – ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.п.
Новизна курса его актуальность:
До последнего времени первая ступень курса физики (7-8 классы) играла в основном роль базы для последующих курсов физики (9-11классы) и астрономии (11 класс). Теперь ситуация изменилась. 10-11 классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики и астрономии в различных школах будет происходить по разным программам. В этих условиях курс физики и астрономии в 7-9 классах приобретает новое значение. Он становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех обучающихся независимо от их будущей профессии.
Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по физике и астрономии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение определённых тем и вопросов по физике и астрономии, имеющих практическую направленность; увеличено время на повторение пройденного; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включены в контрольные работы). Учитель может проводить отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса. Некоторые сложные вопросы могут быть вынесены на факультативные занятия.
В задачи курса физики входят:
- Ознакомить обучающихся с основами физической науки, сформировать её основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
- Сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
- Ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человек с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
- Ознакомить с методами естественнонаучного исследования;
- Формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
- Обеспечить основу для изучения естественнонаучных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах общеобразовательной или профильной школы.
В соответствии с этими задачами была составлена модифицированная программа «Физика и астрономия», для специальных коррекционных классов VII вида (7-9) основная цель которой привитие интереса к предмету физика и астрономия.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования опубликованного в 2004 году и на основе изменений внесённых в программу обучения детей в классах ККО и ЗПР опубликованных в 1998 году. При составлении использовались программы рекомендованные Министерством образования РФ:
- Дик Ю.И., Пинский А.А.Программа «Физика и астрономия»,
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Программа «Физика 7-9».
Программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы, 70 часов (2 часа в неделю). Для работы используется учебник под редакцией Перышкина А.В. «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9».
В плане реализации поставленных задач, данный курс «Физика и астрономия» был построен на следующих принципах:
- Является завершённым и охватывает материал всех основных разделов курса физики;
- В него органически вошли основы астрономии, что позволит удовлетворить интерес обучающихся данного возраста к космическим проблемам:
- Обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, изучаемым перед курсом физики, а также взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами(математика, химия, биология, география);
- В него вошли проблемы экологии, отношения человека с природой и техникой;
- При составлении данного курса, старалась реализовать идею уровневой дифференциации, в частности в программу наряду с обязательным минимумом включены сведения, адресованные учащимся, интересующимся физикой и желающих расширить круг своих знаний и умений.
Структура программы 8 –го класса.
I.Теоретический раздел:
Тема 1. Тепловые явления (26 часов)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Внимание! Изучаются обзорно следующие вопросы:
Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
В ознакомительном плане изучаются следующие тема: объяснение графика плавления и отвердевания.
Можно вынести на факультативное занятие вопрос кипение.
Демонстрации
1. Модель теплового двигателя.
2. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Нагревание тел излучением.
5. Калориметр и приёмы обращения с ним.
6. Плавление тел излучением.
7. Испарение различных жидкостей.
8. Устройство и действие двигателя внутреннего сгорания (модель).
Тема 2. Электромагнитные явления (26 часов)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.
Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Магнитные явления в космическом пространстве.
Внимание! В ознакомительном плане изучаются следующие темы:
Проводники, диэлектрики и полупроводники. Источники постоянного тока.
Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.
Электромагнит. Магнитное поле Земли. Электродвигатель.
Демонстрации.
1. Электризация тел.
2. Взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Источники тока: гальванический элемент, аккумулятор, электрофорная машина.
5. Составление электрической цепи.
6. Измерение силы тока и напряжения.
7. Измерение сопротивления.
8. Устройство и действие реостата.
9. Последовательное и параллельное соединение проводников.
10. Измерение мощности электрической лампы.
Тема 3. Световые явления (11 часов)
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и Лунные затмения. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескоп.
Внимание! В ознакомительном плане изучаются следующие темы:
Преломление света. Построение изображения в линзах (выполняется построение только для собирающей линзы). Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Законы отражения.
4. Изображение в плоском зеркале.
5. Преломление света.
6. Ход лучей в линзах.
Тема 4. Физические процессы в Солнечной системе (3 часа)
Солнце и его излучение. Солнечное излучение и жизнь. Планеты гиганты. Планеты земной группы. Малые тела Солнечной системы.
! часы на данный раздел взяты:
2 часа-электрические явления, 1час- электромагнитные явления.
II. Практический раздел:
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнивание количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
3. Cборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
4. Регулирование силы тока реостатом.
5. Измерение сопротивления проводника.
6. Расчёт работы электрического тока.
7. Сборка электромагнита и его испытание в действии.
8. Получение изображения при помощи линзы.
8 КЛАСС (70 часов)
п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | ДАТА | ||||
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества (23 часов). | |||||||||
1. | Тепловое движение. Внутренняя энергия. | 1 | Лекция | Фронтальный опрос | |||||
2. | Способы изменения внутренней энергии. | 2 | Комбинированный | Фронтальная проверка, устные ответы. | |||||
3. | Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | 3 | Урок игра. | Тест. Приводить примеры. | |||||
4. | Удельная теплоёмкость. | 4 | Комбинированный | Физический диктант. | |||||
5. | Решение задач по теме «Удельная теплоемкость». | 5 | Решения задач. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
6. | Решение задач по теме «Удельная теплоемкость». | 6 | Интегрированный. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
7. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 7 | Урок изучения нового материала | С.Р. № 1. Смотр знаний. (карточки-опоры) | |||||
8 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (обзорно) | 8 | Комбинированный. | Тест | |||||
9 | Агрегатные состояния вещества. | 9 | Интегрированный. | Физический диктант | |||||
10. | Плавление и отвердевание. Графическое изображение процессов (обзорно) | 10 | Решения задач. | Работа с графиками. | |||||
11. | Решение задач по теме: «Плавление и отвердевание». | 11
| Интегрированный. Комбинированный. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
12. | Самостоятельная работа по теме: «Плавление и отвердевание». | 13 | Урок оценивания знаний | С.Р. № 2.(по карточкам опорам) | |||||
13. | Парообразование: испарение, конденсация. | 14 | Лекция – диалог. | ||||||
14. | Кипение. | 15 | Интегрированный. | ||||||
15. | Удельная теплота парообразования (обзорно). | 16 | Решения задач. | ||||||
16. | Решение задач по теме: «Парообразование» | 17 | Решения задач. | ||||||
17. | Самостоятельная работа по теме «Парообразование» | 18 | Урок оценивания знаний | С.Р.№3. Смотр знаний. | |||||
18. | Влажность воздуха. Способы определения влажности. | 19 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
19. | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД. | 20 | Защита рефератов и кроссвордов. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
20. | Лабораторная работа №1: «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.» | 21 | Л.Р.№ 1. Практикум. Оформление работы, вывод, построение графика показаний термометра. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
21. | Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела.» | 22 | Л.Р.№ 2. Практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
22. | Контрольная работа по теме: «Тепловые явления» | 23 | Урок оценивания знаний | ||||||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ(25 часов). | |||||||||
23. | Электризация тел. Два рода зарядов. Электрическое поле. | 24 | Лекция – диалог. | Тестирование | |||||
24. | Дискретность Эл. заряда. Электрон. Строение атома. | 25 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
25. | Электрический ток. Источники эл. тока. | 26 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
26. | Эл. цепь. Электрический ток в металлах. | 27 | Решения задач | Самостоятельная работа (20 мин). Составление схем атомов различных элементов. | |||||
27. | Решение задач по теме: «Электрическая цепь» | 28 | Решения задач | Фронтальный опрос. | |||||
28. | Сила тока. Единицы измерения. Амперметр. | 29 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
29. | Напряжение. Единицы измерения. Вольтметр. | 30 | Решения задач | Физический диктант | |||||
30. | Решение задач по теме: «Сила тока. Напряжение». | 31 | Комбинированный. | Тест | |||||
31. | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | 32 | Решения задач. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
32. | Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи» | 33 | Решения задач. | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
33. | Самостоятельная работа по теме «Закон Ома для участка цепи». | 34 | Смотр знаний (карточки-опоры). | Работа в группах | |||||
34. | Удельное сопротивление. Реостаты. | 35 | Комбинированный. | Тест | |||||
35. | Решение задач по теме: «Удельное сопротивление» | 36 | Решения задач. | Тест. Фронтальный опрос. | |||||
36. | Работа и мощность тока. | 37 | Урок изучения нового материала | Физический диктант | |||||
37. | Закон Джоуля-Ленца. | 38 | Лекция – диалог. | Фронтальный опрос | |||||
38. | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы | 39 | Информационно-развивающий | Работа в группах | |||||
39. | Короткое замыкание. Счётчик. | 40 | Викторина. | Фронтальный опрос | |||||
40. | Предохранители. (ознакомительно) | 41 | Урок изучения нового материала | Тест | |||||
41. | Решение задач по теме: «Закон Джоуля-Ленца» | 43 | С.Р.№4. Смотр знаний (урок конкурс) | Решение задач | |||||
42 | Лабораторная работа: «Измерение напряжения на различных участках цепи.» | 44 | Л.Р.№3,4. Практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
43. | Лабораторная работа: «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника.» | 45 | Л.Р.№ 5,6. Практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
44. | Лабораторная работа: «Измерение работы эл. тока». | 46 | Л.Р.№7. Практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
45. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электрические явления». | 47 | Повторительно-обобщающий (урок игра). | Работа с таблицами, справочным материалом. | |||||
46. | Контрольная работа по теме: «Электрические явления». | 48 | К.Р.№ 3. Смотр знаний. | ||||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов). | |||||||||
47. | Магнитное поле. Магнитные линии. | 49 | Лекция – диалог. | Фронтальный опрос | |||||
48. | Электромагниты и их применение. | 50 | Лекция – диалог. | Тест | |||||
49. | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. | 51 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
50. | Магнитное поле Земли. Магнитные явления в космическом пространстве. (обзор). | 52 | Комбинированный. | Фронтальный опрос | |||||
51. | Электродвигатель. (ознакомительно) |
|
| Работа в группах | |||||
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 часов). | |||||||||
52. | Источники света. Солнечные и Лунные затмения. | 55 | Обзорная лекция. | Фронтальный опрос | |||||
53. | Законы отражения света. Плоское зеркало. | 56 | Комбинированный. | Решение задач | |||||
54. | Преломление света. (ознакомительно) | 57 | Комбинированный. | Физический диктант | |||||
55. | Решение задач по теме «Законы отражения и преломления света» | 58 | Решения задач. | Работа в группах | |||||
56. | Линзы. Фокусное расстояние линзы. | 59 | Комбинированный. | Фронтальный опрос | |||||
57. | Построение изображений даваемых линзой. Оптическая сила линзы (ознакомительно). | 60 | Комбинированный. | Решение задач | |||||
58. | Задачи на построение (только для собирающей линзы). | 61 | Решения задач. | Индивидуальные задания | |||||
69. | Лабораторная работа: «Получение изображения при помощи линзы». | 62 | Л.Р.№ 10. Практикум. | Самостоятельная работа с оборудованием. | |||||
60. | Самостоятельная работа по теме «Световые явления». | 63 | С.Р.№5. Смотр знаний. (карточки-опоры) | Решение задач | |||||
Физические процессы в Солнечной системе (3 часа)+ повторение ( 2 часа)+ К.Р. и анализ (2 ч.) | |||||||||
61. | Солнце и его излучение. | 64 | Видео-урок | Творческая работа | |||||
62. | Планеты гиганты. Планеты земной группы | 65 | Видео-урок | Творческая работа | |||||
63. | Малые тела Солнечной системы. | 66 | Видео-урок | Творческая работа | |||||
64. | Кометы и астероиды | Видео-урок | Творческая работа | ||||||
65. | Повторение по теме «Тепловые явления». | 67 | Урок закрепления | Решения задач. | |||||
66. | Повторение по теме «Электрические явления». | 68 | Урок закрепления | Решения задач. | |||||
67. | Годовая контрольная работа. | 69 | К.Р. № 4. Смотр знаний. | ||||||
68. | Заключительное занятие (анализ результатов). | 70 | Урок-консультация. | ||||||
69-70 | Резерв | 2 |
Учебно- методическое обеспечение
Учебно – методическая литература
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2003
2.Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2003.
3. Перышкин А.В., Гутник Е.М, Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2003.
4. Гутник Е.М, Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика. 7 класс». - М.: Дрофа, 2001.
5. Гутник Е.М, Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика. 8 класс». - М.: Дрофа, 2001.
6. Гутник Е.М, Доронина Э.И., Шаронина Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». - М.: Дрофа, 2000.
7. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс: Дидактические карточки – задания. – М.: Дрофа, 2001.
8. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 8 класс: Дидактические карточки – задания. – М.: Дрофа, 2001.
9. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 9 класс: Дидактические карточки – задания. – М.: Дрофа, 2000.
10 Лукашик В.И., Иванова Е.В.Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2002.
11.Дик Ю.И., Пинский А.А.Программа «Физика и астрономия»
12. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Программа «Физика 7-9».
Ресурсы
1. Набор оборудования по основным темам
2. Телевизор
3. Видеомагнитофон
4. Графопроектор
5. Видео – материал (современный школьный эксперимент) на видеокассетах и электронных носителях по всем темам.
6. Компьютерный зал с проекционным экраном
(имеется, в школе № 19 их - 2).
7. DVD – плеер
Список литературы:
- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Физика.. – М. : Дрофа,2007.
- Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин . Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Дрофа, 2004.
- Ю.И.Дик, А.А.Пинский, В.Г.Разумовский. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Дрофа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 7 специального (коррекционного) класса VII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе разработано с учетом индивидуальных особенностей детей, обучающихся к коррекционных классах....
Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....
Рабочая программа по алгебре для 7-го специального (коррекционного) класса VII вида к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета (курса), описание места учебного предмета (курса) в учебном плане, планируемые результаты из...
Рабочая программа по алгебре для 8-го специального (коррекционного) класса VII вида к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета (курса), описание места учебного предмета (курса) в учебном плане, планируемые результаты из...
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов
Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...
Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...
Рабочая программа по предмету « Физика» уровня основного общего образования для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...