Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа

Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  МОСКВЫ

 «ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 «УТВЕРЖДЕНО»  

Педагогическим советом                                                                                      Приказом  директора

ГКОУ «Школа № 2124»                                                                                        ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол №__ от «__» ______2018 г.                                                                 Приказ № _______________ от «__» ______ 2018 г.

                                                                                                                                 Директор: __________/ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

2 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)

Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна

Москва, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124»  на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Программный материал по данному учебному предмету поэтапно и системно формирует у ребенка представления о природе, ее многообразии, взаимозависимости живой, неживой природы и человека.

Целью обучения является формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии с природой, бережном отношении к ней.

Основными задачами учебной программы «Окружающий природный мир» являются:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются  совместно.

Программный материал представлен следующими разделами: «Временные представления», «Животный мир», «Объекты природы», «Растительный мир».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • времена года, признаки времен год;
  • названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель);
  • названия домашних животных,  предусмотренных по годам обучения (кошка, собака, корова, лошадь);
  • название домашних животных и их детенышей (свинья и поросенок, коза и козленок, овца и ягненок);
  • различать собаку и волка;
  • название диких животных (заяц, медведь, волк, лиса);
  • название зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (утка, гусь, грач, скворец) птиц;
  • строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут  уметь:

  • определять признаки времен года;
  • показывать части тела;
  • дифференцировать овощи, фрукты;
  • различать  домашних животных;
  • показывать составные части растения: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс (68 ч)

  1. Временные представления (23 ч):
  • понятие «времена года»;
  •  представление об осени, зиме, весне, лете как о временах года;
  • осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
  • погода в разное время года, виды осадков;
  • сезонный труд и занятия людей;
  • экскурсии в природу осенью, зимой, весной;
  • одежда людей по сезону.

  1. Животный мир (27 ч):
  • жизнь животных  в разное время года;
  • зимующие птицы: ворона, воробей, синица, голубь;
  • перелетные птицы: утка, гусь, скворец, грач;
  • дикие и домашние животные (дифференциация): собака – волк;
  • домашние животные и их детеныши: коза и козленок, свинья и поросенок, овца и ягненок;
  • дикие животные: волк, заяц, медведь, лиса.

  1. Растительный мир (18 ч):
  • жизнь растений в разное время года;
  • травянистые и цветковые растения;
  •  части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок;
  • деревья и кустарники;
  • подснежник, ромашка, одуванчик;
  • овощи: помидор, огурец, картофель;
  • съедобные грибы: белый гриб;
  • ядовитые грибы: мухомор;
  • ягоды на огороде: малина;
  • лесные ягоды: клюква

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

 «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

1 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Виды деятельности

Оборудование

1.

Живая и неживая  природа. Знакомство с временами года и их названиями.

Формировать первоначальное понятие о мире живой и неживой природы; познакомить с временами года и их названиями.

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

2.

Погода. Изменения в погоде вчера и сегодня.

Формировать представление обучающихся  о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ.  Учить наблюдать за погодой.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

3.

В гости к осени.

 Экскурсия  в  природу.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью: холодно, тепло, облачно, ветер, дождь.

Уточнить и систематизировать знания  обучающихся об осени.

Беседа,

наблюдение.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

4.

Растения, их разнообразие: деревья и кустарники.

Формирование представлений о разнообразии растений; учить узнавать их в природе и на рисунках

 (деревья, кусты. )

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

5.

Растения, их разнообразие: травы и цветковые растения.

Формирование представлений о разнообразии растений; учить узнавать их в природе и на рисунках (травы, цветы) .

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

6.

Растения осенью.

Выявление представлений обучающихся об изменении растений в разное время года

(изменение окраски листьев, листопад, увядание трав).

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

7.

Части растений: корень,

 стебель (ствол), лист, цветок.

Познакомить обучающихся с основными частями растения.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

8.

Одежда детей осенью.

Формирование представлений о сезонной одежде.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

9.

Труд людей в огороде осенью.

Формирование представлений о занятиях людей в разные времена года.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

10.

Овощи. Плоды. Помидор.

Формирование представлений об овощах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

11.

Овощи. Плоды. Огурец.

Формирование представлений об овощах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

12.

Овощи. Корнеплоды. Картофель.

Формирование представлений об овощах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

13.

Съедобные грибы.  Белый гриб.

Формирование представлений о съедобных грибах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, презентация.

14.

Ядовитые грибы. Мухомор.

Формирование представлений о несъедобных грибах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

15.

Ягоды на огороде. Малина.

Формирование представлений о ягодах, которые растут в огороде.

Беседа, объяснение, .задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

16.

Лесные ягоды. Клюква.

Формирование  представлений о ягодах, которые растут в лесу.

.Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

17.

Перелетные птицы. Утки.

Формировать представления о птицах, которые улетают в теплые края. Утки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

18.

Перелетные птицы. Утки.

Формировать представления о птицах, которые улетают в теплые края. Утки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

    Итого: 18 часов

2 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

  Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо, солнце, облака, луна, звезды.

Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы (солнце, облака, луна, звезды). Наблюдения за сменой дня и ночи.

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцирован-ного и

индивидуального подхода

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

2.

День и ночь.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

3.

Время суток: утро, день, вечер, ночь -  их признаки.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

4.

Занятия людей утром.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

5.

Занятия людей днем.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

6.

Занятия людей вечером.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

7.

В гости к зиме.

Экскурсия  в  природу.  

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Беседа, объяснение,

Наблюдения, задания.

8.

Одежда детей зимой.

Формирование представлений о сезонной одежде.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

9.

Домашние животные. Собака.

Формирование представлений о разнообразии домашних животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках. Внешнее описание собаки и её повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

10.

Дикие животные. Волк.

Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их на рисунках, иллюстрациях. Внешнее описание волка и его повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

11.

Животные зимой.  Медведь, заяц.

Уточнить и расширить знания детей  о зимних изменениях в жизни животных.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

12.

Зимующие птицы. Ворона.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Внешнее описание вороны, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентации.

13.

Зимующие птицы.  Воробей.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Внешнее описание воробья, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

14.

Зимующие птицы. Синица.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Внешнее описание синицы, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

    Итого: 14 часов

3 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

Зима – начало года.

Признаки зимы.

Уточнить и расширить знания о середине зимы; узнать как провели каникулы.

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

2.

Погода. Изменения

 в погоде вчера и сегодня.

Формировать представление обучающихся  о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ.  Учить наблюдать за погодой.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

3.

Зимняя одежда. Закрепление.

Формирование понятия о изменении одежды в зависимости от времени года.

Беседа,

наблюдение.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

4.

Домашние животные  их детёныши: свинья и поросята.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

5.

Домашние животные и их детёныши: коза и козлёнок.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

6.

Домашние животные и их детёныши: овца и ягнёнок.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

7.

Обобщающий урок: домашние животные и их детёныши.

Систематизировать знания обучающихся.

Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

8.

9.

Дикие и домашние утки.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

10.

11.

12.

Дикие животные.

Лиса.

Заяц.

     

  Расширить знания о группе диких животных на основе знакомства с лисой, зайцем (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши, приспособление диких животных к природным условиям )

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

13.

Обобщающий урок: дикие животные и их детёныши.

Систематизировать знания обучающихся.

Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры,презентация

14.

Птицы. Голубь.

Формирование представлений о мире живой природы . Голубь и другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

15.

Птицы. Воробей.

Закрепление знаний о зимующих птицах. Внешнее описание воробья, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

16.

Птицы. Ворона.

Закрепление знаний о зимующих птицах. Внешнее описание воробья, питание, повадки.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

17.

Перелетные птицы. Скворцы.

Расширять знания о перелётных  птицах.

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцированного и

индивидуального подхода

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

18.

Перелетные птицы. Гуси.

Расширять знания о перелётных  птицах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

19.

Повторение изученного в 3 четверти.

Повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

20.

Перелетные птицы. Грачи.

Расширять знания о перелётных  птицах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

21.

Закрепление. Птицы.

Закрепление знаний о птицах.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, презентация, игры.

  Итого: 21 час

4 четверть

№ урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

1.

День и ночь.

Расширять знания о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

2.

Время суток – утро. Признаки утра. Занятия людей утром.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

3.

Время суток: день. Признаки дня. Занятия людей днем.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

4.

Время суток: вечер. Признаки вечера. Занятия людей вечером.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

5.

Время суток: ночь. Признаки ночи. Занятия людей ночью.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

6.

Время суток: утро, день, вечер, ночь, и их признаки.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

7.

В гости к весне.

Экскурсия  в  природу.  

Провести наблюдения за сезонными изменениями в природе весной; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Беседа, объяснение,

наблюдения, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

8.

Явления природы весной.

Провести наблюдения за весенними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

9.

Животные весной. Медведь, заяц.

Уточнить и расширить знания детей  об изменениях в жизни животных с наступлением весны.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

10.

Растения весной.

Уточнить и расширить знания детей о растениях весной.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, презентация

11.

Первые цветы весной: подснежники.

Формирование представлений о разнообразии цветов.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, презентация

12.

13.

Цветы. Ромашки.

Формирование представлений о разнообразии цветов.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

14.

Цветы. Одуванчики.

Формирование представлений о разнообразии цветов.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, игры.

15.

Повторение изученного материала за 4 четверть

Систематизировать знания обучающихся.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, игры.

Итого: 15 часов

Всего:  68 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова;
  • тематические пазлы и разрезные картинки;
  • демонстрационный материал по темам;
  • тематические трафареты;
  • сюжетные картины;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • набор деревянных овощей и фруктов в мешочках;
  • набор разрезных овощей и фруктов;
  • лото «Фрукты и овощи»;
  • серия «Умные карточки». Кто где живет? Кто что ест?;
  • серия «Умные карточки». Мамы и малыши;
  • серия «Умные карточки» . Еда;
  • серия «Умные карточки». Изучаем время
  • серия «Мини-игры». Времена года;
  • серия «Мини-игры». Собери урожай;
  • раскраски по темам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта (Вариант 2).
  2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010.
  3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
  6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото).  Москва,1983.
  7. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по швейному делу для 8 класса специальной (коррекционной) школы

данная программа содержит пояснительную записку с описанием основных целей и задач обучения швейному делу в 8 классе школы VIII вида и учебно - тематическое планирование...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....