Организационнао - методическое направление в деятельности учителя - логопеда
методическая разработка по теме
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в районных, городских ТПМПК, школьных педагогических комиссиях, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документов.
Для участия в ТПМПК на каждого ребёнка - логопата заполняется направление, которое содержит основные значимые диагностические характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов , сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений в разных компонентах речевой системы, их характера, а так же их глубины и степени.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
Схема данного обследования предполагает учет некоторых основных требований к содержанию логопедического обследования. Прежде всего, должен учитываться системный подход к анализу речевых нарушений: выявление не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, результатом чего является нарушение и к каким последствиям может привести.
Конкретные методы и приемы можно использовать полностью или выборочно при обследовании каждого компонента речи. Но следует помнить, что обнаруживая нарушение какого-либо компонента речи, необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Причем проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
Обследование ребенка лучше проводить в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить какие недостатки речи, по мнению родителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо уточнить сведения о раннем речевом развитии ребенка (если они не были получены ранее или недостаточны), о речи ребенка к началу школьного обучения. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой недостаток и как реагирует на него. Отмечается, обращались ли родители к логопеду ранее, какая проводилась коррекционная работа и каков ее результат.
Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед ТПМПК имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств.
На основании полного логопедического обследования, с учётом результатов обследования других специалистов, логопедом заполняется направление с указанием выявленной речевой патологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организационно методическое напрвление в детельности учителя - логопеда | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в районных, городских ТПМПК, школьных педагогических комиссиях, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документов.
Для участия в ТПМПК на каждого ребёнка - логопата заполняется направление, которое содержит основные значимые диагностические характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов , сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений в разных компонентах речевой системы, их характера, а так же их глубины и степени.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
Схема данного обследования предполагает учет некоторых основных требований к содержанию логопедического обследования. Прежде всего, должен учитываться системный подход к анализу речевых нарушений: выявление не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, результатом чего является нарушение и к каким последствиям может привести.
Конкретные методы и приемы можно использовать полностью или выборочно при обследовании каждого компонента речи. Но следует помнить, что обнаруживая нарушение какого-либо компонента речи, необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Причем проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
Обследование ребенка лучше проводить в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить какие недостатки речи, по мнению родителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо уточнить сведения о раннем речевом развитии ребенка (если они не были получены ранее или недостаточны), о речи ребенка к началу школьного обучения. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой недостаток и как реагирует на него. Отмечается, обращались ли родители к логопеду ранее, какая проводилась коррекционная работа и каков ее результат.
Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед ТПМПК имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств.
На основании полного логопедического обследования, с учётом результатов обследования других специалистов, логопедом заполняется направление с указанием выявленной речевой патологии.
Общая схема логопедического обследования.
Проверка состояния слуха:
Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, перед обследованием необходимо проверить слуховое восприятие ребенка (даже при наличии справки от отоларинголога о нормальном слухе). При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
Примечание: При подборе материала, предъявляемого на слух, необходимо учитывать частотные звуковые характеристики слов (имеется в виду, что в данном случае термин "частотность" используется как физический термин, а не как степень частоты встречаемости того или иного компонента речи), то есть слова, в составе которых есть звуки "о", "у", "н". "м". "в", "р", являющиеся низкочастотными и при шепоте воспринимаются на расстоянии до 5 метров, а со звуками "а", "и", "е" (свистящими и шипящими, являющиеся высокочастотными звуками), воспринимаются на расстоянии до 20 метров. Этим требованиям соответствует так называемый "список Неймана" (Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман, В.И.Бельтюков, 1961)
Общая характеристика речи:
Определяется темп, громкость, плавность, внятность, выразительность и т.п. Это делается либо в процессе простейшей беседы с ребенком, либо при составлении небольшого рассказа по картинкам.
Обследование звуковой стороны речи:
Обследование артикуляционного аппарата:
Обращается внимание на строение губ, неба, челюстей, зубов, языка, увули. Наряду со строением изучается двигательная функция речевого аппарата, его подвижность. Анализируется сила, объем, истощаемость, включение в движение, темп и плавность переключения, наличие синкинезий. Особое значение имеет подвижность языка. Так же отмечается саливация.
Обследование произношения звуков:
Проверяется произношение звука изолированно, в слогах, в словах и в самостоятельной речи. Одновременно с произношением звуков проверяется их различение, то есть возможность их восприятия.
Звуки проверяются по фонематическим группам:
- гласные (а, о, у, э, и, ы);
- согласные:
- свистящие, шипящие, аффрикаты (с,с', з,з', ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т', д', которые часто смешиваются или заменяются на указанные звуки;
- сонорные (р, р', л, л',) и звук (йот);
- звонкие и глухие (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж) и мягкое их звучание (кроме ш-ж);
- фрикативный (х), так как он может смешиваться со звуками (к, г).
При проверке используется отраженное проговаривание, то есть повторение за взрослым изолированного звука и слогов разного вида. Результат обследования звукопроизношения отдельных фонем фиксируется сразу же с указанием дефекта (правильное звучание, искаженное звучание, звук отсутствует, замещается другим звуком, два близких звука произносятся одинаково).
Для проверки произношения звука в слове или во фразе используются специально подобранные картинки (предметные и сюжетные). Ребенок вначале называет картинку самостоятельно, а затем отраженно. Результаты обследования так же фиксируются. В случае, если изолированный звук произносится правильно, а в самостоятельной речи с нарушениями, это должно быть отмечено специально, так как будет влиять на выбор методики коррекции звука.
Обследование слоговой структуры слова:
Нарушения проявляются в перестановке звуков или слогов ("зекарло" вместо "зеркало" и т.п.), в добавлении их или в опускании.
При обследовании необходимо подобрать слова с различной слоговой структурой. Слова могут быть многосложные, со стечением согласных в разных частях слова, содержать сходные звуки.
Сначала ребенок произносит слова самостоятельно (по картинке), а затем отраженно. Примеры искаженного произношения записываются.
Обследование уровня сформированности навыка фонематического восприятия
Нарушение фонематического восприятия может сопоставляться с нарушением звукопроизношения у ребенка, а так же сочетаться с удовлетворительным звукопроизношением (на момент обследования). Но в любом случае это нарушение влияет на формирование навыков чтения и письма.
Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз.
Ребенок выполняет инструкцию: "Послушай внимательно и повтори то, что я сказала".
При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал ("цепочку" слогов, "цепочку" слов и т.д.) и в той же самой последовательности.
Если ребенок не произносит или произносит с заменой необходимый звук, необходимо его произнесение заменить на какое-либо условное движение или графическое изображение (условный знак или буква).
Звуко-слоговой материал должен быть систематизирован по степени сложности.
Фиксируются особенности различения воспринимаемых звуков по фонетическим группам, как внутри них (сонорные, свистящие, шипящие), так и в смешанной группе (свистящие - шипящие).
Так же фиксируются нарушения восприятия звонких - глухих, твердых - мягких согласных и проторного звука (х) со взрывным (к).
Звуковой анализ и синтез слова также используется для проверки различения звуков.
Обследование словарного запаса:
Необходимо специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный на материале лексических тем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: 4. Заключение лор - врача:……………………………………………………...
1. Педиатр (эпикриз на ребёнка, поступающего в ГДОУ): .............................................................................................................
Ребёнок от беременности, протекавшей. ………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………........................................... …………………………………………………………………………………………………………
Роды …………………………………………………………………... ……………………………………………………………………………………….
При рождении: вес…....г, рост…….см, оценка по Апгар………/…..баллов ……....…………………………………………………………………………………...
На первом году ………………………………………………………………………………… 5. Заключение невропатолога:
Перенесённые инфекционные заболевания: ветряная оспа, корь, краснуха, ранние проявления ПЭП………………………………………………………………………………
коклюш, эпид. паротит, скарлатина, дифтерия, вирусный гепатит, (указать какого генеза, по синдромно)
дизентери ………………………………………………………………………………………………………………………
Прочие заболевания…… ………………………………. отмечалась ли задержка в моторном или речевом развитии………………
Травмы, операции ………………………… …………………………………… Неврологический статус……...……………………………………………….…………………… Аллергоанамнез...………………………………………………………………. общая и мелкая моторика………………………………..…………………………………………
Реакции на прививки .……………………………………………………………………………….……………………………………..
Наследственность Черепно-мозговая иннервация (ЧМИ) в т.ч. есть ли с-мы дизартрии
На дисп. учёте по Ф-30 …………………………………………………………………………………..………………………………..
Группа здоровья ……………. Физ. развитие…………………………………. ……………………………………………………………………………………..................................
Мед. группа по занятиям физ. воспитанием Мышечный тонус……………………………………………………………………………………
Режимные ограничения ………………………………………………………………………………………………………………..
Дата 20 г. Подпись ………………………………………………… Координация……………………………………………………………………………………………
2. Заключение врача - офтальмолога Рекомендации……………………………………………………………………...................... ……………………………………………………………………………………........................................ ……………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………….
3. Заключение врача-ортопеда или хирурга: 6. Заключение психиатра ( после 3-х лет ) :
……………………………………………………………………………………………………………………………. ( ул. Гастелло , 28 тел. 373 55 67 )
……………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….……………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….……………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………….………………………………………… …………………………………………..............................................................................
7. Заключение учителя - логопеда: Штамп НАПРАВЛЕНИЕ №_______
-понимание обращенной речи: понимает и выполняет простые инструкции, поликлиники: на территориальную психолого-
затруднение в понимании сложных синтаксических конструкций; возрастная норма. медико-педагогическую комиссию
- звукопроизношение: в стадии формирования; произносит отдельные звуки; ………………………..р-на, г…………………………..
звукокомплексы; полиморфное; мономорфное: ……………………………………………… Фамилия, имя ребёнка……………..………….......................................…………….
………………………………………………………………………………………………………………………… Дата рождения…………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………….. Домашний адрес………………………………………………………………………………………
-слоговая структура и звуконаполняемость: замена сложных по артику- Телефон:……………………………………………………………………………………………………
ляции звуков на лёгкие; не может воспроизвести слова сложной слоговой структуры; Из ГБДОУ №……………………………………………………………………………………………
тендеция к упрощению сл./стр. и выпадению согласных при стечении, возрастная N. Предварительное заключение……………………………………………………………….
-фонематические функции: не сформированы, не выделяет заданный звук на Ф.И.О. учителя-логопеда…………………….…….......……………………………………….
фоне слова, с простым анализом и синтезом не справляется, сформированы в доста- /подпись/
точной мере. Дата и время проведения ТПМПК...……..……………................................
-уровень развития связной речи: фразы нет, использует мимико-жестикуля- по адресу: ……………………………………………………………………………………………
торную речь; лепетная речь; речевой негативизм; в пределах возрастной N.
-словарный запас: в стадии формирования; ниже возрастной нормы; неточность Заведующий ГБДОУ№…………………………………………………….
Употребления слов, расхождение объёма пассивного и активного словаря, замена ./подпись/
обобщающих понятий словами конкретного значения4 обобщающие понятия сфор- ___________________________________________________________
мированы недостаточно; трудности актуализации слов; в пределах возрастной N. Перечень документов, представляемых на ТПМПК:
-грамматический строй речи: не сформирован, в стадии формирования, 1. Заявление родителей о выдаче направления на ТПМПК.
стойкие аграмматизмы в речи, незначительные аграмматизмы, сформирован. 2. Направление на ТПМПК.
- особенности поведения ребёнка во время обследования: контакт 3. Пед. характеристику воспитателя на ребёнка, посещающего ГБДОУ.
избирательный, повышенная истощаемость, дефицит внимания, двигательно- 4. Копию свидетельства о рождении.
расторможенный, контактен. 5. Папка с файлами.
- сопутствующие диагнозы……………………………………….……………………………………………… __________________________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………… Решение ТПМПК от…………..…………………………………………..
Логопедическое заключение:……………………………………………………………………………………. Протокол №…………………..... Per. №……………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. Зачислен в логопедическую группу ГБДОУ №..…………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. Сроком на.................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. Заключение ТПМПК……..……………………………………………………………………………….
Учитель-логопед:………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………
Члены ТПМПК:……………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Подпись……………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...
Психокоррекционное направление деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с заиканием
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи.К их нарушению приводят судороги мышц речевого ...
Научно-методическая деятельность учителя логопеда Катрухиной Ирины Федоровны
Представлен перечень проведенных семинаров, мастер-классов, докладов. выступлений и публикаций в СМИ....
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) Тема: "Прогулка по лесу"
В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда
Данный материал содержит информацию о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Монито...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...