Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда
методическая разработка

Алейник Мария Михайловна

Данный материал содержит информацию  о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Мониторинг позволяет выявить нарушения в развитии ребёнка, внести коррективы в содержание коррекционно - логопедической работы, отследить положительную динамику (или констатировать её отсутствие), а также  констатировать результаты проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kak_odno_iz_napravleniy_v_rabote_uchitelya.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ

Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Содержание логопедической работы включает в себя несколько направлений, каждое из которых является составной частью целостного коррекционно– педагогического процесса, направленного на реабилитацию детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями в их речевом развитии.

Одним из актуальных направлений является мониторинг, который включает в себя скрининг–диагностику, входную, промежуточную и итоговую или контрольную диагностики. Целью скрининг – диагностики является выявление детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Скрининг-диагностика проводится в течение всего учебного года. Обследуется речевое развитие всех детей, посещающих ДОУ, в том числе и вновь поступивших. Списочный состав детей, у которых выявлены речевые нарушения, заносится в журнал регистрации. Эти дети являются как бы резервом для комплектования новых речевых групп.

В начале нового учебного года учитель – логопед комплектует речевую группу из тех детей, которые занесены в журнал регистрации, зачисляя в речевую группу в первую очередь тех, которые в этом году или на следующий год пойдут в школу. В ходе стартовой (входной) диагностики специалист устанавливает причину, структуру и степень выраженности речевых нарушений у этих детей. Это позволяет ему сформулировать объективное логопедическое заключение на каждого ребёнка, наметить индивидуальные программы коррекционно-логопедической работы на период, соответствующий данному виду речевого нарушения; а также определить тактику, выбор средств и способов коррекционного воздействия. В ходе диагностики учитель – логопед обследует уровень речевого развития ребёнка, его вербальные возможности, а также моторную, познавательную, эмоционально–волевую сферы ребёнка, сформированность психических процессов, которые являются как бы «пусковыми» в развитии речи.

Обследуя уровень речевого развития ребёнка учитель – логопед отмечает, всеми ли частями речи пользуются дети; достаточный ли запас видовых и родовых понятий, может ли ребёнок пользоваться обобщающими понятиями, объединять предметы по общим признакам, подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и слова, имеющие одинаковое лексическое значение (синонимы). Для исследования качественной стороны речи проверяет возможности понимания ребёнком переносных значений некоторых имён прилагательных (как он понимает, например, выражение: «золотые руки», предлагает ребёнку назвать одно или несколько многозначных слов.

При обследовании грамматических средств языка учитель–логопед выясняет, овладел ли ребёнок на чисто практическом уровне закономерностями словоизменения и словообразования. Умеет ли грамматически правильно согласовывать слова между собой при построении предложений разных синтаксических конструкций; образовывать множественное число существительных; согласовывать прилагательные с существительными, а существительные с числительными. Понимает ли ребёнок значение простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например: в коробке, на коробке, под коробкой и т. п.). Владеет ли навыками образования относительных прилагательных с однотипными окончаниями и образования притяжательных прилагательных; умеет ли на чисто практическом уровне образовывать слова суффиксальным и префиксальным способом.

Обследуя связную речь, учитель – логопед предлагает ребёнку пересказать текст (объём текста зависит от возраста ребёнка, составить рассказ по сюжетной картинке, по серии картин. При этом обращает внимание на умение программировать своё высказывание, пользоваться разными типами предложений, передавать предметно–смысловые отношения ситуации, изображённой на картине, устанавливать причинно – следственные и временные связи, воспроизводить все смысловые звенья рассказа.

При обследовании общей моторики отмечает силу, точность, координацию движений, переключаемость от одного движения к другому, синхронность движений и навыки овладения ребёнком ОВД.

Очень важным моментом является обследование артикуляционной моторики. Логопед исследует подвижность органов артикуляции, объём и точность выполняемых движений; наличие добавочных, лишних движений, переключаемость с одного движения на другое; мышечный тонус губ, языка, мимической мускулатуры.

Традиционными способами обследуется произношение всех групп звуков родного языка, дыхание (физиологическое, речевое, голос, темп и ритм речи, интонационная выразительность.

Для уточнения причин и характера речевых нарушений разного генеза учитель–логопед знакомится с данными медицинского и педагогического анамнеза, уточняет сведения о раннем развитии каждого воспитанника. Результатом проведенной стартовой диагностики является подготовка материалов для ПМПк с целью утверждения списочного состава речевой группы и проведения индивидуальных и групповых занятий по коррекции речевых нарушений.

В начале 2ого полугодия проводится промежуточная диагностика, которая позволяет выявить положительную динамику или, напротив, констатировать отсутствие положительной динамики и внести коррективы в содержание коррекционно–педагогической работы, в индивидуальную программу развития ребёнка.

Контрольная диагностика проводится в конце учебного года, она представляет собой анализ результативности коррекционно-педагогического процесса. Результаты диагностики фиксируются в речевой карте и в аналитическом и статистическом отчётах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Протоколы мониторинга качества освоения  программы коррекционно-развивающей работыучителя-логопеда за 2019-2020 уч.г, 2020-2021 уч.г, 2021-2022 уч.г...

«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»

Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...