Психокоррекционное направление деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с заиканием
методическая разработка по теме

Сапунова Анна Владимировна

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи.

К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах –  в артикуляторном (в мышцах языка и губ), в голосовом, и в дыхательном. Что ведет к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекция заикания35.33 КБ

Предварительный просмотр:

1. Психокоррекционное направление деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с заиканием

2. Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи.

К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах –  в артикуляторном (в мышцах языка и губ), в голосовом, и в дыхательном. Что ведет к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

3.Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных и речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому. До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др.

Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

4. Для заикающихся характерно ощущение постоянной тревоги, волнения, страха, неуверенности, стеснительности. По сути, в случае заикания можно говорить о речевом рефлексе тревоги, как правило, проявляющимся уже при потребности в коммуникации и, безусловно, в ее процессе. Поэтому, стремясь достичь устойчивых результатов, мы многими тропинками поднимаемся к одной вершине, название которой – спокойствие во время речи, спокойствие за результат высказывания. 

5. В настоящее время широкое распространение получил комплексный лечебно-педагогический подход преодоления заикания, включающий в себя:

– лечебно-оздоровительные  мероприятия (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания), целью которых является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений в их психофизическом состоянии;

– коррекционно-педагогическое  воздействие (воздействие логопедов, воспитателей и родителей), целью которого,  является устранение речевых дефектов и психологических изменений у заикающихся.

6. При устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом.

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении  уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы. 

 В связи с актуальностью данной проблемы я остановлюсь на психокоррекцонном направлении в работе с детьми с заиканием.

7. Уже более пятнадцати лет,  существует программа «Устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников», созданная Л.А. Белик, А.Э. Ракитиной на базе методики профессора Лилии Андроновой–Арутюнян, по которой работает наш детский сад. 

По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада нарушений:

- речевые судороги;

- постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи;

- желание скрыть дефект.

Все это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

8. Психокоррекционная  работа осуществляется через систему игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также подготовку детей к школе, которые включаются в непосредственно образовательную и совместную деятельность.

9. В своих занятиях я использую элементы релаксации, психогимнастики, сказкотерапии  с  целью гармонизации эмоционально-волевой сферы детей.  

Обязательными для всех заикающихся дошкольников являются овладение навыками мышечного расслабления и работа над дыханием и голосом.
1. Снятие мышечных зажимов, позволяет избавиться от первой триады нарушений – речевых судорог.

Здесь большое внимание уделяется 

-организации специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи),

10.- релаксации – во время которой, дети учатся регулировать свое эмоциональное и мышечное состояние.

11. Релаксации, включают в себя три этапа обучения:

- мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

- мышечная релаксация по представлению (внушение покоя и расслабленности);

- внушение мышечной и эмоциональной релаксации; введение формул правильной речи и уверенного поведения.

Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. 

12. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением способствует проявлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создает представление об отдыхе, спокойствии. Позволяет ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением в отдельных группах мышц.

13. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. Проще всего ощутить напряжение мышц в руках, здесь используются  упражнения 14. «Кулачки», 15. «Штанга»,

16. «Олени»,  в ногах упражнения 17. «На пляже», 18.  «Кораблик».

Затем используются упражнения на снятие напряжения в области живота, упражнение 19. «Шарик», 20. «Стульчик», мышц шеи 

21. «Любопытная Варвара», на расслабление мышц артикуляционного аппарата 22. «Хоботок», «Рот на замок», «Лягушки».

23. Мышечная релаксация по представлению (внушение покоя и расслабленности).

В использовании таких приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки. Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.

1 этап

Лечь удобно и расслабиться.

2 этап

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

24. Упражнения «На лесной поляне», 25. «Ковер самолет».

26. Внушение мышечного и эмоционального расслабления, введение формул правильной речи.
          После выполнения упражнений создаются игровые ситуации, в процессе которых вводятся «формулы внушения расслабления» на начальном этапе: Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные отдыхают…  Ноги усталые, расслабленные отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея теплые, расслабленные. Во время расслабления возможно погладить каждого ребенка по спине. Каждое предложение формулы повторяется 2 раза. Важное значение имеет интонация и голос логопеда, он должен быть мягкий и спокойный. Такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме. Это первая ступень аутогенной тренировки, поэтому на фоне расслабления вводится «формула правильной речи». «Мы говорим неторопливо и спокойно». 

«С каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нравится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи».
По сути каждое логопедическое занятие носить психотерапевтическую направленность и включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организационный момент, элементы-внушения).

Опыт работы показал, что заикающиеся дошкольники испытывают трудности в выражении основных эмоций, таких как страх, удивление, грусть, гнев, радость и поэтому, им трудно перенести данные эмоциональные состояния в речь. Заикающиеся дошкольники не различают в речи интонационную выразительность по типу высказывания: повествовательная, вопросительная, восклицательная.

27. Используя приемы психогимнастики – мы помогаем детям

- понять собственное эмоциональное состояние;

- выражать свои чувства и понимать чувства других людей через мимику, жесты, таким образом переносить их на интонацию;

- преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других,

- снять психическое напряжение.

В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

28. В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика, как невербальный метод работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности.

29.У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

30. Детям предлагаются игровые упражнения по развитию мимики

• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).

• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

• “Обиделись” (опускают уголки губ).

• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

31. Игровые упражнения по развитию пантомимики

• “Расцвели, как цветы”.

•“Завяли, как травка”.

•“Полетим, как птицы”.

•“Идет медведь по лесу”.

• “Крадется волк за зайцем”.

• “Плывут уточки”.

•“Идут пингвины”.

•“Жук перевернулся на спину”.

•“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

•“Мчатся олени” 

32. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

Проблема особенностей страхов в поведение детей с заиканием старшего дошкольного возраста являлась всегда актуальной.   В свою практику я  внедряю специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии.

33. Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.

Передача ребенку правил поведения и знаний при чтении и анализе истории должно проходить в искренней, дружеской, ненавязчивой и уместной обстановке.

34. Цель психологически направленных игр и сказок состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Для достижения психоррекционного эффекта одного прочтения сказки недостаточно. Немаловажное значение имеет анализ, обыгрывание, выводы и оценка по её содержанию.

35. Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность её решения, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок имеет определенную направленность.

36. Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Что могут дать психологические сказки детям?

37. 1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».

2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности».

3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Сказки показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

38. Итак, применение отдельных приемов в работе могут иметь место, но как показала практика, только при  использовании всего психокоррекционного комплекса  упражнений, можно достигнуть максимального эффекта в коррекции заикания:

- скоррегировать личность;

- эмоционально волевую сферу и поведение ребенка;

- снять мышечные зажимы;

- дать возможность раскрыться перед другими людьми;

-  помочь заикающемуся повысить самооценку и наладить контакт с собеседником;

- обрести новое душевное состояние-которое так необходимо детям с заиканием во время акта речи.

Все это позволит вместе с речевым дефектом устранить и его невротическую составляющую, сформировать новое устойчивое состояние, близкое к норме, когда можно  будет считать, что заикание ушло навсегда.

Релаксация «Водопад»

“ВОДОПАД”
Сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) Тема: "Прогулка по лесу"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...