" Азбука здоровья"
рабочая программа по теме

Заклюковская Мария Александровна

Программа по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по лечебной физической культуре

для детей с нарушением интеллекта.

«Азбука здоровья»

        Составитель: Заклюковская М.А

                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У большинства учащихся с отклонением интеллекта наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.

Настоящая программа составлена с учётом того, что у большинства учащихся имеются нарушения сердечно–сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсутствует согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение, разные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стёртые двигательные нарушения.

Необходимо учесть, что позвоночник - физический центр тела, каркас его мягких тканей и органов. Неправильная осанка, зажатость позвоночника приводит к неравномерному распределению нагрузки на суставы, связки, мышцы, отчего страдает опорно-двигательная система. При определённом искривлении тела внутренние органы отклоняются от нормального положения и зажимаются другими органами и тканями. Позвоночник не только поддерживает тело, но из него выходят главные нити нервной системы, поэтому любое смещение позвонков или их деформация приводит к нарушению работы всего организма. Патология осанки происходит из-за слабой мышечной системы, особенно мышц спины и живота, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием.

Программа составлена для учащихся 1-4 классов, в соответствии с учебным планом.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

1. Активизация защитных сил организма ребёнка.

2.Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации.

3.Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно–двигательного аппарата.

4.Воспитание в детях чувства свободы, уверенности в своих силах и возможностях своего тела.

5.Развитие общей организованности, внимания, фантазии, доброжелательности.

В программу включены следующие разделы:

1 раздел  

Корригирующие упражнения.

2 раздел

Упражнения для формирования правильной осанки.

3 раздел

Упражнения для профилактики плоскостопия.

4 раздел

Упражнения на тренажёрах.

5 раздел

Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат.

6 раздел

Упражнения под музыку на развитие чувства ритма, гармонии с окружающим миром.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

       Программа рассчитана на систематические занятия один раз в неделю. Начинаются занятия с разминочной, подготовительной части, которая проводится с различными предметами (резиновые и набивные мячи, мешочки с песком, обручи и гимнастические палки) или без них.

     Основная часть занятия построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а так же речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу сказки- фантазии в различных животных (кошка, змея, лошадка…), насекомых (муравей, бабочка и др.) и других персонажей живой природы.

      Упражнения, являющиеся основой этих сказок-игр, дети изучают в начале учебного курса. Они состоят из  7 разделов:

I.Укрепление мышц спины (Рис.1).

II.Укрепление мышц спины и брюшного пресса (Рис.2).

III.Упражнения для укрепления позвоночника.(рис.3)

IV.Упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бёдер, ног. (Рис.4).    

V.Упражнения для развития стоп. (Рис.5)

VI. Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса (Рис.6).

VII. Упражнения на равновесие (Рис.7).

     Заключительная часть занятия танцевально-игровая, в которой дети расслабляются, получают навыки общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве. Выполняются упражнения на растяжение позвоночника.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Для определения результативности занятий проводится сравнительное тестирование в начале и в конце учебного года. Тесты отличаются некоторой условностью, но позволяют, однако, с достаточной объективностью судить об уровне гибкости учащихся. Они включают в себя как активные, так и пассивные движения. Результаты теста выражаются в баллах:

3 очка - подвижность нормальная;

2 очка – подвижность ограниченная;

1 очко – сильно ограниченная подвижность;

   Оценка подвижности суставов в степени растянутости мышц позволит наглядно видеть, на какой отдел опорно-двигательного аппарата необходимо обратить внимание при индивидуальной работе с каждым учащимся. При проведении тестирования, учитывая направленность программы на работу с детьми с особыми проблемами в развитии, проверяется выполнение простейших команд (сесть, встать, повернуться направо, налево, лечь на спину, на живот). Результаты фиксируются в журнале ЛФК.

                                 

ПРОГРАММА

1 класс(34 часа)

Основы знаний:

Форма одежды, правила поведения и передвижения в кабинете ЛФК. Знание техники безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами. Правила личной гигиены. Построение в колонну, равнение в затылок. Размыкание на вытянутые руки вперёд. Повороты по ориентирам.

Вводная часть занятия

1.Корригирующие упражнения.

Основная стойка. Положения рук: на поясе, за голову. Поднимания на носки, на пятки, стойка на внешней стороне стопы, носки вместе пятки врозь (медвежонок), стойка на внутренней стороне стопы, носки врозь, пятки вместе (балеринка). Простейшие сочетания изученных движений. (1 четверть)

2.Упражнения для формирования правильной осанки.                            

Ходьба под музыку в колонне по одному за учителем с мешочками на голове. Руки на поясе.(1,2 четверть). Ходьба за направляющим по ориентирам с соблюдением ритма.(3,4 четверть)

3.Упражнения для профилактики плоскостопия:

а) ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внешней и внутренней стороне стопы (руки на пояс) под музыку за учителем.(1 и 2 четверть).

б) занятие на тренажёре « Массаж стоп» (1,2,3,4 четверти по 2 минуты.

в) упражнения на шведской стенке по профилактике плоскостопия и улучшению координации движений. Лазание и спуск произвольным способом. (1,2,3,4 четверть).

4.Разминка без предметов для всех групп мышц, под музыку по примеру учителя.

Основная часть занятия

1.Корригирующие упражнения. Освоение главных исходных положений:

  1. Поза «внимательного ученика»;
  2. Поза «удовольствия»;
  3. Лёжа на животе, руки в упоре у плеч;
  4. Лёжа на спине. Руки вдоль тела ладонями к полу;(1 четверть)

Простейшие дыхательные упражнения (1,2,3,4 четверть)

  1. Вдох: нюхаем цветок;
  2. Выдох: греем руки;

Упражнения для формирования правильной осанки из разделов 1-7 выполняемые по примеру и с помощью учителя.(1-4 четверти)

3.Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнение « Ходьба» по примеру.(1-4 четверть).

4.упражнения на равновесие «Петушок» по примеру и с помощью учителя.(1-4 четверти)

Эта часть проводится в виде сказки, рассказанной учителем, где дети выполняют роли зверей, насекомых, птиц и т.д.

Общее число упражнений не превышает 8.

Заключительная часть занятия.

1 четверть

1.Танец с использованием движений изученных в течение занятий.

2 -4четверть

Танец по примеру учителя

2.Упражнения на фитболах , простейшие покачивания с помощью учителя.

3.Упражнения « Вис» на шведской стенке из положения стоя на нижней перекладине лицом к снаряду.

4.Упражнения по ориентированию в пространстве: игры с обручами «найди свой домик», «Кто лишний».

5. Обсуждение занятий и задание на дом.

Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся.

Знать: форму одежды для занятий, правила поведения на занятиях ЛФК, в тренажёрном зале.

Уметь: ходить в колонне по одному на носках, пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, ходить с мешочком на голове, выполнять за учителем любые из упражнений, перечисленных в основной части.

2 класс (34 часа)

Основы знаний:

Понятие «направляющий», чередование вдоха и выдоха во время выполнения упражнений. Построения и перестроения. Построение в шеренгу, равнение по носкам в шеренге. Выполнение приветствия. Расчёт на первый и второй.

Вводная часть занятия.

1.Корригирующие упражнения.                                                                                  Основная стойка ноги в шестой позиции. Положения рук: перед собой, вверх на пояс, за головой, в «замок». Стойка в положении « Медвежонок», «Балеринка».(1 четверть)

Ходьба с мешочками на голове за направляющим. Повороты по ориентирам, различные положения рук. Движения под музыку с соблюдением ритма.

3. Упражнения по профилактике плоскостопия:

а) ходьба на носках, на пятках (руки за головой), внешней и внутренней стороне стопы (руки на поясе) под музыку с соблюдением ритма. За направляющим по ориентирам.(1-4 четверть)

б) упражнение на тренажёрах для массажа стоп, массажные коврики, мячики.(1-4 четверть)

в) упражнения на шведской стенке. Лазание вверх- вниз приставным шагом.(1-4 четверть)

4. Разминка с гимнастическими палками для всех групп мышц. Под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1-2 четверть). По примеру назначенного учителем ведущего.(3-4 четверть)

 Основная часть занятия

Проводится в виде сказки, которую рассказывает учитель, а роли исполняют ученики. Они помогают давать характеристики героям сказки и оценивают ситуацию. Количество упражнений в этой части не превышает 8-9.

1.Корригирующие упражнения. Упражнение «Месяц» (1-4 четверть)

2.Дыхательные упражнения: простейшие приёмы дыхательной гимнастики Стрельниковой (на каждый шаг на месте с поворотом головы показать, как принюхивается лисичка, ищущая след) по примеру учителя (1-4 четверть).

3. Упражнения для формирования правильной осанки. Любые упражнения из разделов 1-5 выполняемые по примеру и с помощью учителя (1-2 четверть), без помощи учителя (3-4 четверть)

4. Упражнения по профилактике плоскостопия из раздела 5 любые 2.выполняемые по примеру и с помощью учителя в 1 четверти и без помощи во 2-4 четверти.

Заключительная часть занятия

1.Танец. Разучивание нового танца. Повторение старого. Танцевальные игры. (1-4 четверть).

2.Упражнения на фитболах.

3.Вис на шведской стенке из положения стоя лицом к снаряду на половине высоты. (1-4 четверть)

4. Обсуждения занятий и задание на дом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: построение и равнение в шеренге, построение из одной шеренги в две.

Уметь: технически правильно 4-5 раз повторить за учителем любое упражнение (всех разделов) с самостоятельно выполнять разминку с гимнастическими палками.

3 класс (34 часа)

Основы знаний: значение ЛФК для здоровья. Формирование понятия «аккуратность», умение придумать вместе с учителем сюжет основной части.

Вводная часть занятия:

1.Корригирующие упражнения. Выполнение на память упражнения «Потягушки» с переходом в положение «внимательного ученика»(1-4 четверть)

2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с мешочком на голове с различными положениями рук за направляющим под музыку с соблюдением ритма, строя и интервала. Сохранение осанки при выполнении упражнения: на каждый шаг коснутся высоко поднятым коленом локтя противоположной руки (1-4 четверть).

3.Упражнения для профилактики плоскостопия:

а) ходьба на носках на пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Те же упражнения с гимнастической палкой под музыку с соблюдением ритма, за направляющим. (1-4 четверть)

б) упражнение на тренажёрах для массажа стоп, массажные коврики, мячики.(1-4 четверть).

в) упражнения на шведской стенке. Лазание вверх, вниз одноимённым способом.(1-4 четверть).

4.Разминка с резиновым мячом под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1-4 четверть).

Основная часть занятия

Проводится в форме сказки, рассказа, фантазии. Которые придумывают учащиеся вместе с учителем. Общее выполнение упражнений 9-10.

1.Коригирующие упражнения.                                                                            

По команде учителя из позы, стоя на четвереньках поднять одновременно правую руку и левую ногу. Сохранить позу  4 секунды.

2. Дыхательные упражнения: простейшие упражнения по системе Бутейко. Вдох на 1/5 обычного в позе «Кучера», задержать дыхание в основной стойке и в  позе согнувшись, выдох из паузы на вдохе носом (1-4 четверть).

3. Упражнения для профилактики  правильной осанки.

Любые 8-9 упражнений из разделов 1-7 на память с небольшими напоминаниями – уточнение учителя, выполняемые за ведущим. Правильное дыхание в сочетании с движениями. Сложность элементов средняя (1-4 четверть).

4. Упражнения для профилактики плоскостопия: любые из раздела 5, выполняемые за учителем.(1-4 четверть)

5.Упражнения на равновесие: любое из упражнений раздела 7, выполняемое за ведущим.(1-4четверть)

Заключительная часть занятия.

1.Танцы. Повторение известных, разучивание нового танца, танцевальные игры.

2. Упражнения на фитболах.

3.Вис на шведской стенке из положения, стоя спиной к снаряду на любой высоте по индивидуальному выбору учащегося без помощи учителя, вис углом с помощью учителя.(1-4 четверть)

4. Обсуждение занятия и задания на дом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: что такое дыхательная пауза, как сочетать дыхание и движение.

Уметь: фантазировать на заданную тему, выполнять вис углом, выполнять упражнения из разделов 1-7 технически верно с небольшими уточнениями учителя.

4 класс (34 часа)

Основы знаний: Травматизм во время занятий и его предупреждение.

Вводная часть занятия.

1.Упражнения для формирования правильной осанки.

Ходьба с мешочками на голове с разнообразными движениями, рук сохранение осанки при выполнении прямого и бокового галопа за направляющим (1-4 четверть).

2.Упражнения для профилактики плоскостопия:

а) ходьба на пятках, носках, внешней и внутренней сторонах стопы, с резиновым мячом, под музыку с сохранением ритма.(1-4 четверть)

б) упражнения на фитболах;

в) упражнения на шведской стенке. Лазание вверх и вниз разноименным способом .(1-4 четверть)

3.Разминка с набивными мячами для всех групп мышц под музыку по примеру ведущего, выбранного учителем.(1-4 четверть)

Основная часть занятия.

Проводится в форме фантазий  на заданный состав упражнений с помощью учителя.

  1. Корригирующие упражнения.

Уметь выполнять упражнения из исходного положения, стоя на носках, руки в стороны глаза закрыты, соединить перед грудью пальцы рук .(1-4 четверть)

2.Дыхательные упражнения.

Повторить максимальную паузу с наклоном вперёд 2-3 раза, выходя из паузы на дополнительный выдох носом (в зависимости от индивидуальной возможности) по примеру учителя (1-4 четверть).

3.Упражнения для формирования правильной осанки.

Любые 9-10 упражнений 1,2,3,4,6 на различные группы мышц по словесному обозначению учителя. Правильное сочетание движения с дыханием. Выполнение за ведущим выбранного учителем.  Количество повторений упражнений от 5до 10 в зависимости от индивидуальных возможностей.(1-4 четверть)

4.Упражнения по профилактике плоскостопия: любое упражнение из раздела выполняемого по примеру ведущего выбранного учителем. Количество повторений упражнений 5-6 раз (1-4 четверть)

5.Упражнения на равновесие: любое упражнение раздела семь. Выполнение за ведущим выбранного учителем. Количество повторений 3-4 на каждой ноге. (1-4 четверть)

Заключительная часть занятия.

1.Танцы и танцевальные игры. «Утята», «Полька», «Стирка», «Кузнечик»    произвольные. (1-4 четверть)

2.Упражнения на фитболах.

3.Вис углом на шведской стенке без помощи учителя. Вытягивание на наклонной доске. Количество повторений индивидуально. (1-4 четверть).

4. Обсуждение занятия. Задание на дом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: названия основных упражнений, игр.

Уметь: выполнять любое упражнение из разделов 1-7 самостоятельно. 

                         

                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа специальной (коррекционной) школы по  ЛФК для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург « Образование» 1994г.
  2. Программа по физической культуре для детей VIII вида под ред.Воронкова С.М.: «Владос» 2006год.
  3. Путь к здоровью Зубков А.И.М.:Совспорт.1999г.
  4. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.М.: «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г. Под ред.Г.А.Халемского.
  5. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов: « феникс» 2002 г.Менхин Ю,В.,Менхин А.В.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по здоровьесбережению "Азбука здоровья"

Внеклассное мероприятие по теме "Здоровьесбережения" для 1-2 классов...

внеклассное занятие "Азбука здоровья"

Внеклассное занятие по формированию ЗОЖ в коррекционной школе...

Программа кружка "Азбука здоровья"

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...

программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья"

Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьников "Азбука здоровья".Задачи:Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему з...

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...


 

Комментарии

Большое спасибо за материал.