Программа кружка "Азбука здоровья"
материал (6 класс) по теме

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области.

            Авторская программа кружка

                      «Азбука здоровья»      

                            5-6 класс.

                                Картамышева О. Н

                                      Учитель МОУ- средней

                                   общеобразовательной

                                          школы №1 п.Нарышкино.

П.Нарышкино.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

               Актуальность данного курса обусловлена следующими причинами.

Ухудшение социального положения и здоровья детей и подростков с каждым годом проявляется все более отчетливо. Можно без всякого преувеличения сказать, что к концу ХХ века в России началась эпидемия профессионального заболевания  школьника – гастрита и сколиоза. По данным авторских экспертов менее 10 % выпускников школ практически здоровы.

Курс «Твое здоровье» знакомит школьника с ним самим, его внутренними возможностями, парадоксами, конфликтами, тайнами и является продолжением курса «Азбука здоровья ( программа «Педагогика Здоровья» под ред. В.Н. Касаткина).

Цель курса – сформировать у школьника потребность в здоровье, повысить мотивацию на его действенное укрепление, обеспечить их необходимой для этого информацией.

Задачи курса:

Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира.

Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного.

Научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.

Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Первый раздел « Человек и окружающая среда» направлен на то, чтобы школьник научился понимать и познавать себя, свои возможности, видеть взаимосвязь человека с окружающим миром. Познать собственное «Я». Данный раздел специальной целью ставит осознание ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления личности и включает изучение следующих тем : « Быть здоровым», «Движение для здоровья».

Второй раздел программы «Как устроен человек» является одним из основных для развития познавательной деятельности учащихся. Они должны знать себя, видеть необходимость в занятии спортом, развитии и укреплении мышц спины, шеи. Приобретая знания, умения ребенок пропускает их через себя, воспринимая их «изнутри».

Третий раздел «Школа здорового питания» очень важен, так как пищу человек ежедневно  делает  «частью себя», поэтому детям необходимо культуру питания. Правильное питание – эффективный способ профилактики и предупреждения  заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития  сердечно-сосудистых заболеваний. Цель данного раздела: сформировать у школьников представление о влиянии питания на здоровье. Они должны научиться  разделять продукты питания по их пищевой и энергетической ценности, соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употреблении пищи.  У школьников необходимо развивать чувство собственной ответственности за правильное  развитие организма на основе рационального питания.

Четвертый раздел « Ослепительная улыбка на всю жизнь». Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В тоже время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе. Основным содержанием данного раздела является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, формирование у детей знаний и здоровых привычек , которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми на протяжении всей жизни.

Как человек воспринимает окружающий мир, умение видеть, слышать, чувствовать, различать многообразие окружающей среды поможет учащимся изучение тем в пятом разделе «Самопознание». Дети должны научиться беречь зрение, слух, уважительно относиться к людям, которые имеют  различные  функциональные нарушения органов чувств.

На протяжении всей жизни человек сталкивается с растительным и

животным миром. В шестом разделе «Мир вокруг нас»  учащиеся познакомятся с растениями, которые являются нашими полезными спутниками и помогают в борьбе с некоторыми заболеваниями, способствуют укреплению здоровья. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями родного края.

Человек вынужден жить  в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах. Одна из них – транспортный мир, среда дорожного движения. Экстремальные ситуации возникают  вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного  сосредоточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решения, от которого может зависеть жизнь и здоровье. Цель седьмого раздела «Будь осторожен!» - помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла.

Восьмой раздел «Профилактика аддиктивного поведения» направлен на формирование у детей, прежде всего навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком), дети должны осознать возможность очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости, иметь собственную жизненную позицию, формировать круг интересов, уметь отстаивать свою точку зрения.

Как вести себя дома и в гостях, в общественных местах , изучить особенности своего мышления, памяти, видеть индивидуальные особенности своего организма, уметь управлять своими эмоциями, настроением  научатся учащиеся при изучении девятого раздела

 « Я и другие».

Методика проведения занятий предполагает  выполнение практических работ, проведение игр, тестированных работ. Обучение строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент  на самостоятельное экспериментирование  и поисковую активность самих детей.


                              Основные требования к знаниям, умениям  учащихся

Класс


   Раздел


    Основные требования

5 класс






















































































6 класс


1. Человек и окружающая среда.










2. Как устроен человек.






3.Школа здорового питания.















4.Ослепительная улыбка на всю жизнь.






5.Самопознание.









6.Мир вокруг нас.







7.Будь осторожен!






8.Профилактика аддиктивного поведения.





9. Я и другие.











1.Человек и окружающая среда.












2.Как устроен человек.







3.Школа здорового питания.







4.Ослепительная улыбка на всю жизнь.





5.Самопознание.








6.Мир вокруг нас.









7.Будь осторожен!






8.Профилактика аддиктивного поведения.





9. Я и другие.


Учащиеся должны уметь составлять режим дня, знать и оценивать значение свежего воздух, уметь чередовать умственную и физическую деятельность, иметь представление о моде и здоровье, иметь представление о влиянии и взаимодействии окружающей среды и человека.





Учащиеся должны знать части своего тела, иметь представление о группах мышц, как осуществляется движение, значение физических упражнений на здоровье человека, как происходит дыхание, дыхательная гимнастика.



Учащиеся должны, знать на какие группы, и по каким признакам делятся продукты питания, иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма. Знать традиции русской кухни, иметь навыки соблюдения режима питания, знать правила хранения продуктов питания, иметь представление о сроке годности продукта, о приготовлении пищи.





Дети должны знать строение полости рта, зубов их функции, иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, владеть основными правилами гигиены полости рта.



Учащиеся должны знать о значении органов зрения, слуха, обоняния в жизни человека, должны уметь различать свои ощущения, соблюдать правила гигиены, нормы поведения в обществе. Уметь проводить офтальмологическую зарядку, оценивать её  значение.



Иметь представление о многообразии растений, какое место они занимают в жизни человека, знать о лекарственных растениях,  об опасности ядовитых  представителей растительного мира. Знать и понимать важность правил поведения в природе.


Должны знать о сложности движения транспорта и пешеходов,  учиться контролировать свои действия при экстремальных ситуациях. Иметь представление о навыках поведения.





Дети должны знать, что такое активное и пассивное курение, уметь видеть отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье человека.




Знать правила вежливости, необходимость их соблюдения в школе и дома, учиться контролировать свои эмоции, знать особенности своей памяти, внимания, мышления, иметь представление о психическом здоровье.






Вести дневник здоровья, делать наблюдения, выводы, вести сравнительный анализ, знать виды закаливания, представления о защитных силах своего организма, иметь представление о народной медицине, уметь разрабатывать комплекс упражнений для проведения утренней зарядки, знать о значении двигательной активности на здоровье человека, стремиться  заниматься в спортивных секциях.




Знать части тела человека, основную работу систем органов человека, их взаимосвязь, значение сохранения правильной осанки, проведение дыхательной гимнастики, значение и гигиена кожи.





Владеть понятием о режиме питания, как и где, хранить продукты питания, Знать о роли белков, жиров, углеводов в жизни человека, для роста и развития организма, о влиянии питания на индивидуальное здоровье.




Знать и понимать смысл взаимосвязи: Здоровое питание – здоровые зубы – здоровый организм. Соблюдать правила ухода за полостью рта, необходимость посещения стоматолога.



Знать о значении органов чувств в жизни человека, заботиться о сохранении своего зрения, слуха, соблюдать правила гигиены. Проводить офтальмологическую зарядку.




Знать группы растений, как их использовать, лекарственные растения и правила их применения, оказание первой медицинской помощи при укусах насекомыми и животными. Соблюдать правила поведения в природе.

.



Знать важность соблюдения правил дорожного движения, уметь оценивать и правильно себя вести в сложившихся экстремальных ситуациях.




Знать о «вредных» и «полезных» привычках, значимость и необходимость вести здоровый образ жизни, уметь сказать «нет» «вредным» привычкам.




Видеть важность соблюдения правил поведения в общественных местах, в школе, дома, учиться управлять своими эмоциями, развитие памяти, наблюдательности, уметь фантазировать, иметь представление о психическом здоровье, о влиянии стресса на состояние здоровья человека.

















раздел

              Тематическое планирование    5 класс

    Количество часов

   1

Быть здоровым

   2

Строение организма

   3

Питание и эмоциональное состояние

   4

Правила ухода за зубами

   5

Самопознание через ощущение,чувство,образ

   6

Растительный мир. Поведение в незнакомой природной среде

   7

Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма.

   8

Привычки «вредные» и «полезные»

   9

Межличностные отношения.

Итоговое занятие                                          



раздел

              Тематическое планирование 6 класс

Количество часов

   1

Быть здоровым

   2

Строение организма

   3

Питание и эмоциональное состояние

   4

Правила ухода за зубами

   5

Самопознание через ощущение,чувство,образ

   6

Растительный мир. Поведение в незнакомой природной среде

   7

Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма.

   8

Привычки «вредные» и «полезные»

   9

Межличностные отношения.

Итоговое занятие                                          


                           


  Раздел



              Тема


Класс, количество  

            часов

5класс

6класс


1.Человек

         и окружающая среда.

























2.Как устроен человек













3. Школа здорового питания.















4.  Ослепительная улыбка на всю жизнь.











5. Самопознание.














6. Мир вокруг нас.













7. Будь осторожен!









8. Профилактика аддиктивного поведения.




9. Я и другие.














        Быть здоровым.

Введение. Оформление дневника здоровья. Возникновение и развитие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Режим дня. Значение свежего воздуха для организма, температурный режим. Значение закаливания для организма. Воздушные, водные, солнечные процедуры. Загар. Защитные силы организма. Сон и его значение. Факторы окружающей среды, воздействующие на организм. Терморегуляция. Чередование умственной и физической деятельности в учебном процессе. Мода и здоровье. Мир моего дома. Экология помещения. Народная медицина. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомляемость. Движение для здоровья. Проведение зарядки. Разработка комплекса упражнений.  Двигательная активность и здоровье человека. Гиподинамия. Влияние зарядки на различные группы мышц. Элементы двигательного режима. Мой любимый вид спорта.


Строение организма.

Части тела их функции, скелетные мышцы, кожа. Система органов человека. Отделы скелета. Значение мышц шеи, спины, туловища. Строение позвоночника. Правильная осанка. Как мы дышим. Дыхательная гимнастика. Нарушение органов дыхания. Кожа- зеркало здоровья, как орган выделения и дыхания.


Питание и эмоциональное состояние. Как мы едим, что мы едим. Режим питания. Как и где хранить продукты питания. Определение качества продуктов. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины, их значение для роста и развития организма. Питание и индивидуальное здоровье. Авитаминоз. Приготовление пищи. Составление меню. Норма питания.


Правила ухода за зубами. Здоровое питание- здоровые зубы – здоровый организм. Строение зубов. Заболевание зубов и десен, их предупреждения. Выбор зубной пасты. Посещение стоматолога. Понятие о молочных и постоянных зубах.


Самопознание через ощущение, чувство , образ. Зрение и забота о нем. Зрительные ощущения. Понятие о нарушении зрения. Строение органа слуха , особенности слуховых ощущений. Осязание , обоняние Значение органов чувств. Офтальмологическая зарядка.


Растительный мир. Поведение в незнакомой природной среде. Лекарственные растения. Их значение и использование человеком. Ядовитые грибы, растения, животные. Укусы животных и насекомых. Оказание первой медицинской помощи. Правила поведения в природе.


Правила дорожного движения. Предупреждение травматизма. Первая помощь при травмах. Поведение при возникновении экстремальных ситуациях.


Привычки « вредные» и «полезные». Курить – здоровью вредить. Влияние табака на организм. Наркотики. Алкоголь.



Межличностные отношения. Правила вежливости. Вежливые слова и обращения. Вежливость в школе и дома. Переживания,  настроение, эмоции. Внимание, наблюдательность, память, мышление. Мир фантазий. Отношение с окружающими. Поведение в общественных местах. Психическое здоровье. Стресс как фактор, влияющий на здоровье.


Итоговое занятие





   6ч.




























































































































































6ч.



























































































































































Учащиеся должны знать:

понятие «здоровый образ жизни»,

значение свежего воздуха и  закаливания для организма,

о влиянии факторах окружающей среды на организм человека,

о роли движений для человека,  

знать части тела их функции, отделы скелета,

понятие правильной осанки,

знать где и как хранить продукты питания,

 о витаминах и их значении для роста и развития организма,  

знать о гигиене полости рта,  

о восприятии мира через органы чувств,

многообразии растений и использовании их человеком,

правила поведения в природе,

правила дорожного движения,

знать о правилах поведения в общественных местах, при встрече с незнакомыми людьми.

Учащиеся должны уметь:

вести дневник здоровья,

составлять режим дня,

проводить утреннюю зарядку,

определять качество продуктов,

уметь составлять меню,

соблюдать гигиену полости рта,

выбирать зубную пасту,

распознавать  ядовитые растения, грибы,

уметь сказать «нет» вредным привычкам,

уметь правильно себя вести при встрече с незнакомым людям,

уметь вежливо себя вести  в школе и дома,

преодолевать стрессовые ситуации.

                           Список используемой литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: учеб,
пособие для 9-10 кл. сред, шк.: Факультатив, курс - М:
просвещение, 1998 - 192стр.

2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение
жизненно авжным навыкам в школе: Пособие для классных
руководителей \Под ред Н.П. Майоровой. - СПб.:
Издательство «Образование-Культура», 2002 - 288стр.

3. Ольгин О. От абрикоса до яблока.- М.: Текст, 1994г

4. Родионов В.А. Я и другие. Ярославль: Академия развития,
2001г.

5. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Для
учащихся 5-7 классов. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский
и К°» 1998г.

6. Титов С.В. Здравствуй лето! Волгоград: Учитель, 2003г.

7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.
-М.: Просвещение, 1988 - 191стр.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...