программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"
методическая разработка на тему
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное место.
Образовательная программа «Азбука Здоровья» имеет социально –педагогическую направленность и общекультурный уровень освоения
По данным российской академии медицинских наук, лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми, а обследования школьников выявили, что 95% из них имеют те или иные дефекты в состоянии здоровья, то есть за время младенчества и дошкольной жизни доля больных детей не только не уменьшается, но даже и увеличивается. У большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения, обмена веществ и др.
Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка, не позволят ему чувствовать себя на равных со здоровыми сверстниками. Поэтому устранить все отклонения в здоровье ребенка надо как можно раньше, еще до школы.
Требования к детям в школе по сравнению с дошкольным периодом их жизни существенно возрастают. Меньше времени остается для игр и прогулок. Им приходится подолгу сидеть за партой, выполняя различные задания, а малоподвижный образ жизни – это удар по здоровью ребенка, тем более ослабленного. В результате снижаются защитные силы его организма, он чаще болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать школьную дисциплину, сосредоточиться на выполнении задания. Они плохо воспринимают новый материал, отстают в учебе.
Многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья школьников и подростков так же не наблюдается.
Современные научные исследования, в том числе материалы ВОЗ, убедительно показывают большую роль самого человека, его образа жизни в формировании и поддержании уровня индивидуального здоровья.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях.
Актуальность программы. Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности. Это может проявляться:
- в ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;
- в ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своем душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;
- в ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе, как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации.
Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное место.
Образовательная программа «Азбука Здоровья» имеет социально –педагогическую направленность и общекультурный уровень освоения
По данным российской академии медицинских наук, лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми, а обследования школьников выявили, что 95% из них имеют те или иные дефекты в состоянии здоровья, то есть за время младенчества и дошкольной жизни доля больных детей не только не уменьшается, но даже и увеличивается. У большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения, обмена веществ и др.
Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка, не позволят ему чувствовать себя на равных со здоровыми сверстниками. Поэтому устранить все отклонения в здоровье ребенка надо как можно раньше, еще до школы.
Требования к детям в школе по сравнению с дошкольным периодом их жизни существенно возрастают. Меньше времени остается для игр и прогулок. Им приходится подолгу сидеть за партой, выполняя различные задания, а малоподвижный образ жизни – это удар по здоровью ребенка, тем более ослабленного. В результате снижаются защитные силы его организма, он чаще болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать школьную дисциплину, сосредоточиться на выполнении задания. Они плохо воспринимают новый материал, отстают в учебе.
Многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья школьников и подростков так же не наблюдается.
Современные научные исследования, в том числе материалы ВОЗ, убедительно показывают большую роль самого человека, его образа жизни в формировании и поддержании уровня индивидуального здоровья.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях.
Актуальность программы. Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности. Это может проявляться:
- в ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;
- в ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своем душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;
- в ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе, как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации.
Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.
Цель и задачи программы.
Цель: Создание условий для физического, социального и психологического оздоровления детей, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний, расширение представления детей о здоровье.
Программа предполагает решение задач образовательного, развивающего, воспитательного и оздоровительного направления.
Обучающие задачи:
- формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков сознательно, вариативно, творчески использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя свой жизненный опыт;
- освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков сотрудничества;
Развивающие задачи:
- создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства через формирование модели игровой деятельности;
- предоставление возможности каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;
- развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
- воспитание ответственности за свое здоровье;
Оздоровительные задачи:
- улучшение показателей физического развития;
- снижение пропусков занятий по заболеваемости;
- улучшение общего самочувствия занимающихся;
Возраст занимающихся от 7 до 12 лет.
Срок реализации программы: один учебный год.
Формы и режим занятий: Групповые – 15человек, малыми группами (по звеньям), индивидуальные. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью – два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники будут знать:
1. Правила здорового образа жизни.
2. Основные понятия об органах человека.
3. Способы укрепления своего здоровья.
Воспитанники будут уметь:
1. Применять приемы повышения уровня физического развития и степени его гармоничности; формированию морально-волевых качеств.
2. Снимать утомляемость, гипервозбудимость; повышать психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение.
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных заданий, тестов, викторин, праздников Здоровья.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | теоретических | практических |
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 2 | 2 | - |
2. | Культура здоровья. Навыки ЗОЖ. | 20 | 8 | 12 |
3. | Я и мой организм. | 30 | 10 | 20 |
4. | Мои чувства и настроение. | 20 | 8 | 12 |
5. | Пирамида здоровья. | 30 | 10 | 20 |
6. | Школа движений. | 38 | 8 | 30 |
7. | Итоговое занятие. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 144 | 48 | 96 |
Содержание программы:
Тема №1: «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете и зале. Беседа «О профилактике простудных заболеваний».
Практика: Игра: «Мое имя», подвижные игры.
Тема №2: «Культура здоровья. Навыки ЗОЖ» (20 часов).
Теория: Беседы: «Здоровье – всему голова!», «Что такое здоровье?», «Здоровый образ жизни», «Ценности ЗОЖ», «Забота о свое здоровье и здоровье окружающих», «Ответственность за свое здоровье», «Влияние физических упражнения на здоровье», «Мода и здоровье», «Вредные привычки», «Правила гигиены», «Режим дня», «Утренняя гигиеническая зарядка», «Польза занятий физкультурой и спортом для здоровья», «Правила закаливания. Обтирание и обливание», «Режим работы и отдыха», «Польза прогулок», «Здоровый сон – лучшее лекарство», «Правильное питание».
Практика: Подвижные игры. Упражнения для УГГ. Составление режима дня. Игра «Да-нет».
Тема №3: «Я и мой организм» (30 часов).
Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Мышцы, кости, суставы». «Скелет – наша опора», «Осанка – ровная спина». «Глаза – зеркало здоровья. Забота о глазах», «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Слух. Уход за ушами», «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце – главный орган нашего организма», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена», «Уход за руками и ногами», «Стопы. Профилактика плоскостопия».
Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Физкультминутки. Оздоровительные минутки: само - массаж ушной раковины, само - массаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения: «Держи осанку», «Гора», «Добрые слова», «Геометрические фигуры», «Радуга», «Математическая зарядка», «Веселая арифметика». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Котел», «Великаны, карлики». Игры малой подвижности: «Внимательные глазки», «Жмурки», «Запрещенное движение» и др.
Тема №4: «Мои чувства и настроение» (20 часов).
Теория: Беседы: «Мое настроение. Какое бывает настроение. От чего зависит настроение», «Настроение в школе. Настроение дома», «Юмор и смех», «Мой внутренний мир. Чувства, желания, ощущения, переживания», «Страна понимания». «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями», «Как мы улыбаемся? (сдержанно, хитро, искренне)».
Практика: Описываем и рисуем свои чувства. Упражнение «Слушаем себя». «Школа улыбок». Упражнение «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания – цветик сем - цветик (конкурс на самое лучшее желание)». «Подарок на всех (рисунок для группы)». Само - регуляция. Формирование навыка само - регуляции. Упражнения на релаксацию. Викторина: «Угадай чувство». Игры малой и средней подвижности.
Тема №5: «Пирамида здоровья» (30 часов).
Теория: Сказки для здоровья.
Практика: Обсуждение сказок. Рисунки. «Покажи героев сказки». «Кто я? На кого я похож?». Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само - регуляции. Релаксационные упражнения. Праздник Здоровья.
Тема №6: «Школа движения» (38 часов).
Теория: «Жизнь требует движения. Что такое гиподинамия?», «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». «Пластика движений», «Красивая походка». Фитбол-гимнастика.
Практика: Тесты. Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Комплексы упражнений для красивой осанки. Комплексы упражнений УГГ. Упражнения для развития гибкости, ловкости, силы, выносливости. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, эспандером. Комплексы упражнений на больших мячах. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Ритмическая гимнастика. Комплексы упражнений для красивой походки. Элементы спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон). Подвижные игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты.
Тема №7: «Итоговое занятие» (4 часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ обучения. Повторение и закрепление пройденного материала. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.
Практика: Подвижные игры.
Методическое обеспечение программы:
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теорию (беседа), и практическую часть (освоение приемов, упражнений).
Все выполненные задания фиксируются, что дает возможность педагогу наблюдать за достижениями учащихся, а детям самим анализировать и оценивать свою работу.
Программа включает в себя конкурсы, викторины, игры, эстафеты, праздники Здоровья. В конце учебного года вручаются грамоты, благодарности, подарки.
Используются различные формы организации занятий:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный. Говоря о способах организации занятий необходимо выделить следующие методы:
- словесные (устное изложение, беседа, лекция),
- наглядные (демонстрация наглядных пособий),
- практические (тренировочные упражнения).
- демонстрации упражнений
- иллюстративные
- методы разучивания упражнений
- игровой
- индивидуальный.
Занятия по программе проводятся в форме:
занятия - игра, викторина, конкурс, беседа, тренинг, эстафет.
Основными методами являются – игра, тренинг. Для детей так же характерно соревнование. Коллективные игры поддерживают соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и честным отношением друг к другу.
Главное в обучении - индивидуальный подход к каждому ребенку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всякое поощрение стремления быть здоровым, заниматься физической культурой, трудиться.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничестве с учащимися, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимовыручки, помощи, достижения общих побед, результатов, преодоление трудностей на пути самореализации личности ребенка.
Дидактический материал:
1.Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
2. Методическая литература, разработки открытых уроков, сценарии занятий.
3. Наглядные пособия: плакаты, схемы, альбомы, фотографии, репродукции, рисунки.
4. Раздаточный материал: карточки с комплексами упражнений.
5. Аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений
6. Видеоматериалы.
Техническое оснащение занятий.
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием. Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
Вспомогательное оборудование и мебель:
Столы, стулья, шкафы и полки для хранения методических разработок, литературы, мелкого спортивного инвентаря.
Спортивный инвентарь:
- мячи большие гимнастические
- мячи разных размеров
- массажные коврики
- массажные мячики и кольца
- обручи
- палки гимнастические
- гимнастические скамейки
- скакалки
- эспандеры
- коврики гимнастические
- дартс
- диск «Здоровье»
- кегли
- теннисные мячи
- ракетки и мячи для настольного тенниса
- ракетки и воланы для игры в бадминтон
- клюшки и мячи для мини – хоккея
- мешочки с песком
- утяжелители
- гантели
Формы занятий
Раздел программы | Беседа | Тестир. | Инструктаж | Учебная игра | Практ.задание | Самост.работа | Анализ | Опрос | Демонстр. упр. | Контр.упр | Тренинг | Викторина | Соревнования - Эстафеты |
1 | Вводное занятие Знакомство с программой. Техника безопасности. | + | + | + | + |
2 | Культура здоровья, Навыки ЗОЖ. | + | + | + | + | + | + |
3 | Я и мой организм. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Мои чувства и настроение. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Пирамида здоровья. | + | + | + | + | + | + |
6 | Школа движений. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Итоговое занятие. | + | + | + | + | + | + |
Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:
- Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000г.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000г.
- Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975г.
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003г
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000г.
- Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002г.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999г.
- Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005г.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
- Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
- Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989г.
- Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
- Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003г.
- Тюрин А. Самомассаж. СПб: Питер, 1997г.
- Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.
Список литературы для детей:
- Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000г.
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000г.
- Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002г.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999г.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа дополнительного образования "Здоровый образ жизни"
Актуальность и практическая значимость занятий по данной программе выражается в сформированности определенного уровня знаний и умений в области анатомии, физиологии, гигиены и здоровьесбережения, навы...
Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды"
Приведен учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды". Программа предназначена для учеников 7-9 классов. Содержание программы раскрывает понятие о яв...
Программа дополнительного образования "Копилка здоровья" (5-8 кл.)
Программа дополнительного образования «Копилка здоровья» направлена на формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, устойчивой потребности в здоровом образе жизни.Новизну программ...
Программа дополнительного образования «Уроки здоровья»
Программа дополнительного образования «Уроки здоровья»...
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Программа дополнительного образования «Маршруты Здорового образа жизни.» .
Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального,психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной шк...