Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ
« Азбука здоровья»
Разработала воспитатель: Калинина И.А.
Пояснительная записка:
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.
Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др.Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ
Нормативная база для разработки программы :
· Закон РФ «Об образовании»
· Конституция Российской федерации
· Закон об основных гарантиях прав ребёнка
· Стандарты второго поколения
· Декларация прав и свобод человека
· Конвенция о правах ребёнка
· Устав школы
Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5 лет
Цель программы:
- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни
- Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
-Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Здоровый образ жизни включает в себя:
- двигательную активность
- личную гигиену
- правильное питание
- безопасность жизнедеятельности
- положительные эмоции
Формы работы:
-беседа,
-тренинг,
- практическое занятие
- ролевая игра
- конкурс рисунков
- диспут.
Принципы:
1. Доступность
2. Систематичность и последовательность
3. Наглядность
4. Динамичность
5. Дифференциация
Содержание программы
Ежедневно:
1)Утренняя гимнастика
2)Прогулки, экскурсии на свежем воздухе
3)Спортивный час
4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях
5)Проведение минуток безопасности
Ежемесячно:
«День здоровья»
Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:
1)«Здоровье человека»
2) «Личная гигиена»
3) « Режим дня»
4) «Питание и здоровье»
5) « Вредные привычки»
6) « Безопасность и здоровье»
7) «Профилактика заболеваний»
8) «Одежда и здоровье»
9) «Экология и здоровье»
Направления | Месяц проведения | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
«Здоровье человека» | Сентябрь | Я выбираю здоровье | Здоровье – бесценное богатство | В здоровом теле… | Ролевая игра «Мы за ЗОЖ» | «Формула здоровья» - дискуссия |
«Личная гигиена» | Октябрь | Гигиена полости рта. | Уход за волосами | Гигиена тела. | Нижнее белье. Уход за бельем. | «Как сохранить улыбку» - беседа, практическое занятие. |
« Режим дня» | Ноябрь | « Отдых и труд вместе идут». | «Сон. Гигиена сна» | «Режим дня в каникулы» | Утомление и переутомление | « Той режим дня» занятие-практикум |
«Питание и здоровье» | Декабрь | О вкусной и здоровой пище | О витаминах | Правильное питание. | Правила приема пищи. | «Коктейль здоровья» практическое занятие |
« Вредные привычки» | Январь | Алкоголь - наркотик – преступление | Вино вину творит | Не сломай судьбу свою | Конкурс плакатов, буклетов: «Скажем наркотику - нет!» | Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?» |
« Безопасность и здоровье» | Февраль | Дорога без опасностей | Если возник пожар… | Терроризм – угроза обществу | Поведение в экстремальной ситуации | «Опасные предметы» занятие практикум |
«Профилактика заболеваний» | Март | Забота о глазах | Движение- это жизнь | Правильная осанка | Как уберечься от ОРЗ | Спид болезнь 21 века |
«Одежда и здоровье» | Апрель | Как одеваться в разное время года. | Мода и здоровье | Развитие современной моды и её влияние на подростков | « Как одеваться в межсезонье» - практическое занятие | Как одеваться: стильно, модно, удобно? – дискуссия |
«Экология и здоровье» | Май | Лекарственные растения | Экология и здоровье | "Жизнь под угрозой" | Природа и здоровье человека | «Травяной чай» практическое занятие |
По окончании изучения курса учащиеся должны знать и уметь:
- Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
- средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура;
- правила безопасного поведения
- уметь оказывать первую помощь
- механизмы и способы поддержания здоровья.
- состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
- стремиться к физическому совершенству.
- различать хорошие и плохие привычки
- не иметь вредных привычек.
Литература:
1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005
2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007
3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.
4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.
5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.
6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.
7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200
8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.
9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"
В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...
Доклад на тему :" Воспитание здорового образа жизни у учащихся специальной коррекционной школы"
Доклад для выступлений на ШМО....
Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны
Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...
Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"
Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...
Воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Планирование и проведение мероприятий среди обучающихся в образовательных учреждениях по здоровому образу жизни
Материал для учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей...
«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...