МАГНИТОФОН ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ.
статья по теме
В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с алалией, осложненной заиканием.
Речевые занятия с заикающимися детьми не обходятся без использования технических средств. Например, широко может быть использован магнитофон на речевых занятиях.
Замечено, что огромным стимулом в активизации речевой работы самого заикающегося, мощным оздоровительным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построенном магнитофонном занятии, с последующей беседой у заикающегося ребенка повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, чтобы заикающийся ребенок перед микрофоном говорил правильно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАГНИТОФОН ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ
В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с алалией, осложненной заиканием.
Речевые занятия с заикающимися детьми не обходятся без использования технических средств. Например, широко может быть использован магнитофон на речевых занятиях.
Замечено, что огромным стимулом в активизации речевой работы самого заикающегося, мощным оздоровительным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построенном магнитофонном занятии, с последующей беседой у заикающегося ребенка повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, чтобы заикающийся ребенок перед микрофоном говорил правильно?
Для этого, широко использую облегченные формы и условия речи (сопряженная, отраженная речь и т. д.), кроме того, на первых магнитофонных занятиях материал для выступления заикающегося ребенка тщательно отбираю, репетирую его с учащимся. На магнитофонных занятиях необходимо предупреждать речевые спазмы у заикающегося ребенка или даже игнорировать их, не замечать случайное появление. Лучше выступление отложить, дать более легкое задание, объяснив это недостаточной подготовкой к выступлению, чем нанести ему психическую травму, зафиксировав внимание на речевых спазмах.
Выработке навыков правильной речи способствуют так называемые обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы, осторожно избегая возможных срывов, обратить внимание ребенка на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы.
После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающийся ребенок выступает перед микрофоном со своим текстом (произносит отдельные фразы, отвечает на вопросы, пересказывает содержание картинки или сказки и т. д.) в зависимости от этапа речевых занятий.
Задача ребенка - следить и управлять своим поведением, темпом и плавностью речи, звучностью, не допускать грамматических неправильностей в ней. Я фиксирую состояние речи и поведение ребенка в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, ребенок оценивает свою речь (говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т. д.). Затем предоставляю ему возможность прослушать еще раз его речь и предлагаю ребенку снова оценить. После этого подвожу общий итог, оцениваю речь ребенка и его умение дать правильную оценку своей речи, и обязательно выделяю положительное в выступлении и поведении ребенка на занятии.
Занятие с использованием магнитофона.
Имя и фамилия | Анализ выступления |
Замечания логопеда | Замечания учащегося до прослушивания своей речи | Замечания учащегося после прослушивания своей речи |
Дима А. Последовательный пересказ. «Сиротка» | Стоит спокойно, речь без напряжения, уверенная. Голос громкий. Дыхание смешанное, паузы правильные, темп неторопливый. Речь монотонная, без выделения логопедических ударений. Отрывистое произношение слов во фразе, первый слог звучит резко. | Резко начинаю слова. Волновался перед микрофоном. Говорил громко и свободно. | Говорил громко. Голос уверенный, волнение не чувствуется, хотя мне казалось, что это очень заметно. Резко начинал слова, особенно первый слог. В остальном говорил по правилам |
Женя К. Пересказ текста. «Летом» | Выступает неуверенно, лишние движения: переминается с ноги на ногу, перебирает руками край рубашки . голос тихий, темп речи выдерживает, дыхательные паузы равномерны, речь монотонна. Первый слог произносит резко, сделал несколько упоров на согласных (д”омой, к”олхозу). Рассказ составлен интересно. | Волновался перед микрофоном. Произносил слова отдельно. Больше замечаний нет. | Говорил резко, не всегда выделял первый слог. Делал напряжение на согласных. Речь неторопливая. |
Виолетта З. Раесказ «Осень» | Говорит тихим голосом, но уверенно. Стоит спокойно. Дыхание и темп речи правильные. Речь выразительна. Несколько раз резко начинала фразу, сделала один упор на согласном звуке, но исправила самостоятельно. | Говорила легко, сначала немного волновалась, затем волнение пропало. Напряженно произнесла согласный звук «б’» в слове «березы». В остальном требования соблюдала. | В общем речь хорошая. Неправильно произнесла первый раз слово «березы», но исправилась. |
Учитывая, что магнитофонные занятия вызывают определенную эмоциональную напряженность у заикающихся детей, можно первые занятия проводить, не предупреждая ребенка о включенном микрофоне.
Есть ли необходимость проводить обучающие магнитофонные занятия, ведь каждый человек достаточно хорошо слышит себя и без специальной аппаратуры?
На этот вопрос могу дать утвердительный ответ, т.к. обучающие магнитофонные занятия позволяют отвлечь внимание ребенка от фиксации на спазмах, направить его на выполнение определенных требований к собственной речи: неторопливый, спокойный темп, непринужденное и уверенно спокойное поведение в момент речи, звучность и выразительность, грамматическую правильность фразы, логическое и последовательное изложение речевого материала и т. д. Способствуя объективной оценке качеств собственной речи у заикающегося ребенка, магнитофонные занятия помогают воспитывать правильную речь.
В процессе речевых занятий с заикающимися детьми магнитофон использую регулярно, подтверждая завершение одного этапа работы и переход к другому более сложному. Магнитофонное занятие провожу с ребенком при переходе от ответов на вопросы к пересказу, от пересказов к рассказам. Запись речи и анализ ее может проводится и при разных видах деятельности заикающегося, на занятиях по развитию речи, счету, по эстетическому воспитанию, в играх, в утренниках и т. д. В итоге каждого такого занятия важно показать ребенку его правильную речь в разных условиях, т.е. (каждый раз все в новых и более сложных условиях) и научить его при этом правильно оценивать речь и управлять ею.
Как один из вариантов обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае ребенок сначала прослушивает выступление, заучивает текст. Затем вместе с ним отрабатываем воспроизведение до мельчайших интонационных нюансов, записываю на магнитофон. При сравнении с оригиналом, констатирую сходства и различия.
Своеобразным видом магнитофонных занятий являются так называемые сравнительные магнитофонные занятия, когда заикающемуся ученику предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. Здесь следует, прежде всего, сказать о самом первом использовании магнитофона в начале речевых занятий. Это скорее не занятие, а первичная фиксация состояния речи ребенка перед началом занятий. При включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для пересказывания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофон фиксирует случаи запинок в речи ребенка: их место во фразе, частоту, длительность.
В последующем первая запись речи заикающегося ребенка служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в настоящее время.
Сравнительные магнитофонные занятия проводятся не часто, методика их проведения следующая: на соответствующем этапе речевых занятий ребенок выступает перед микрофоном с отрепетированным заранее текстом. Затем ему дается возможность прослушать последовательно его речь перед началом занятий (первичная запись речи) и сегодняшнее выступление.
Сравнительные магнитофонные занятия, построенные на контрасте двух записей речи одного и того же ребенка, очень полезны для повышения его постоянной активности в стремлении избавиться от заикания. Эти занятия помогают ему также изжить у себя чувство ложного стыда перед окружающими за свою речь, за использование в своей речи логопедических приемов. Микрофонные занятия убеждают ребенка в том, насколько легче воспринимается на слух его речь построенная, по указаниям логопеда.
Сравнительные магнитофонные занятия, таким образом, особенно эффективно действуют на тех детей, кто стесняется дома заниматься, кто в сложной и даже обыденной обстановке предпочитает пользоваться неправильными, зато привычными образцами речи.
Поскольку для устранения заикания учащимся (особенно при переходе в другие школы) после окончания речевых занятий предстоит еще систематическое наблюдение за своей речью, ежедневное закрепление приобретенных на занятиях умений и навыков, становится вполне ясным, какое значение для него приобретает заключительная беседа логопеда. Сравнительное магнитофонное занятие с рекомендациями логопеда являются мощным толчком, для дальнейшей речевой работы в домашних или бесконтрольных условиях.
Следует сделать основной вывод - использование магнитофона в речевых занятиях с заикающимися детьми необходимо. Роль магнитофонных занятий достаточно серьезна в преодолении заикания. Они способствуют объективной оценке состояния речи заикающихся до занятий, на разных этапах и после окончания их.
Использование магнитофона на речевых занятиях в известной мере повышает ответственность заикающихся детей за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность, дисциплинирует, заставляет добиваться конкретной цели, разнообразит и в известной мере заинтересовывает занимающихся.
Выступление перед микрофоном - это довольно сложный акт, требующий определенных волевых усилий и умения держаться. Большинство заикающихся детей жалуется на волнение при выступлении. Поэтому магнитофонные занятия помогают прививать навыки правильной речи в усложненной обстановке.
Магнитофонные занятия - это своеобразный экзамен на проверку усвоенных речевых навыков на различных этапах коррекционной работы, совершенствующие речевой анализ, с помощью которого заикающиеся добиваются более эффективного применения правильных навыков речи. Они помогают ему разбираться в характерных особенностях собственной речи, отмечая положительные и отрицательные стороны.
Магнитофонные занятия - это прекрасное средство положительного воздействия на психику заикающегося. Они способствуют вытеснению у него представлений о своей безнадежно дефектной речи. Позволяют почувствовать реальную возможность говорить свободно, как все, убедиться в эффективности занятий, стимулируют к необходимой работе над своей речью, над собой. В этом случае использование магнитофона в речевых занятиях есть не что иное, как психотерапия заикания с привлечением самого заикающегося. А заикающийся своей активностью, добившийся избавления от мучительного недуга, будет всегда помнить, что его здоровая речь «есть его собственное приобретение - плод труда и энергии и уже никогда не отнимется от него» (Г. Д. Неткачев).
Литература:
- В.И. Селиверстов. Заикание у детей.
- И.Г.Выгодский, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская. Устранение заикания в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме "Что тебе приходится делать дома?"
Урок по теме «Что тебе приходится делать дома?» в 5 «А» классе ГОУ СОШ № 183 СОУО Департамента образования г. Москва Учитель английского языка Латышева И.Р. Да...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».
Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....
Прошлое приходит к потомкам.
Музей истории Кубанского казачества и нашей станицы....
ГРАМОТНОСТЬ: ПОЧЕМУ УХОДИТ И ОТКУДА ПРИХОДИТ.
В статье содержатся размышления автора о катастрофическом падении уровня грамотности, называются причины данного явления, указываются способы преодоления создавшейся кризисной ситуации, которые автор ...
Прощай, Зима! Приходи, Весна!
Цель: продолжить работу по изучению русских традиций и обычаев. Задачи: ознакомить детей с русским народным праздником развитие эмоциональности у детей через игровую деятельность с использованием фо...
Презентация "Магнитофон приходит на помощь."
В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с а...
Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения. ( Из опыта работы)
Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения. ...