ГРАМОТНОСТЬ: ПОЧЕМУ УХОДИТ И ОТКУДА ПРИХОДИТ.
статья по русскому языку по теме
В статье содержатся размышления автора о катастрофическом падении уровня грамотности, называются причины данного явления, указываются способы преодоления создавшейся кризисной ситуации, которые автор видит в повышении педагогического мастерства педагогов, в умении применять на уроках различные методы, технологии, способствующие формированию и развитию познавательного интереса к предмету, творческой активности и, как следствие, орфографической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_russkomu_yazyku.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАМОТНОСТЬ: ПОЧЕМУ УХОДИТ И ОТКУДА ПРИХОДИТ.
«Неумение читать и писать; отсутствие нужных знаний в какой-либо области; низкий уровень самосознания, критического мышления; преобладание аффективного над рефлексивным». Так в словарях трактуется понятие «неграмотность». В условиях современного общества обладать подобными качествами и характеристиками – значит сознательно обречь себя на духовное и материальное прозябание, сознательно отправиться на обочину жизни, стать неинтересным, ненужным. И общество, и государство сейчас делают ставку на грамотность, ибо это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человечества. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной тысячелетними поисками человеческого разума. Но возможность ещё не есть факт. Чему и как служит грамотность – это зависит от конкретных условий, в которых находится народное образование данной страны.
По отношению к нашему государству здесь возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, на рынке труда являются востребованными грамотные, коммуникабельные, инициативные специалисты, а с другой – быть грамотным сегодня просто не модно. Причины столь странного поворота вижу в следующем. Государство, посылая школе и другим структурам образовательного процесса определённый запрос, продолжает через СМИ навязывать ложные стереотипы о том, каким надо быть, чтобы добиться в этой жизни успеха. А надо быть циничным: зачем быть грамотным, если преподавательский корпус покупается и продаётся, зачем быть грамотным, если текстовый редактор Word с успехом исправит не только грамматические, но и орфографические, пунктуационные ошибки, зачем изучать грамматику, если модно говорить и писать «перевед», «канешна», «пожалусто», «медвед». Вообще стоит задуматься, насколько пагубно влияет на молодые умы тенденция использования ставшего в последнее время весьма модным так называемого «падонковского языка», при котором слова коверкаются, умышленно пишутся и произносятся неправильно. Общеизвестным является тот факт, что засорение речи сленговыми словами отравляют движения ума и сердца, подобно высокому уровню токсичности, сильно загазованному воздуху, отучают человека думать. А использование современного сленга не только стимулирует безграмотность, но и поощряет её.
И это только вершина айсберга. Не популяризирует улучшение грамотности и попустительское отношение многих родителей к вопросу воспитания детей. Такие родители и сами не желают нести ответственность за результаты воспитания, и детей воспитывают в духе вседозволенности при отсутствии всякой ответственности за свои поступки, презрительного отношения к труду. О настоящем, искреннем, интересе к учёбе своих детей, контроле хотя бы выполнения домашних заданий в этом случае можно только мечтать. Сегодня можно с уверенностью говорить, что ошибки современных школьников – результат распущенности.
Оставляет желать лучшего и уровень компетенции некоторых педагогов-словесников, их либо нежелание, либо неумение заинтересовать ребёнка, найти нужные аргументы, которые развеяли бы мифы о моде неграмотности, помогли увидеть молодому, ещё не познавшему секреты этого мира человеку, красоту, богатство, мощь русского языка.
Выход из сложившейся сложной ситуации вижу в следующем. Педагогам необходимо абстрагироваться от нападок на школу личностей истероидного типа с нереализованными амбициями и делать своё дело, а именно: постоянно заниматься повышением собственной квалификации, чтобы не потеряться в условиях интенсивнейшего движения человечества в «прекрасное далёко», не попасть в условия информационного голода, да и в конце концов чтобы не выглядеть глупо в глазах своих учеников. При углубленном изучении дисциплин филологического цикла акцентировать внимание на связи основных принципов русской орфографии с конкретными правилами написания (например, на морфологическом принципе основано написание проверяемых безударных гласных, правописание слов с непроизносимыми согласными и др.; знание особенностей фонематического подхода поможет устранить орфографическую слепоту подавляющего большинства учеников, непонимание связей между отдельными правилами). Нужно проявлять особую осторожность в применении новых методов, не проявляя «усердие не по разуму» (Л.Н.Щерба). Учитель-словесник обязательно должен владеть информацией из области психологии и физиологии, потому что психологическое направление в обучении грамотности исходит из законов деятельности головного мозга и законов восприятия человеком той или иной информации (в основном, идентификации). Это важно знать, потому что причиной орфографической безграмотности могут быть заболевания либо органической природы (дизлексия, дизграфия, алалия), либо приобретённые (рингофобия (стойкая неприязнь к чтению и русскому языку, вызванная наказаниями и всяческими ущемлениями желаний ребёнка как со стороны родителей, так и со стороны учителей), «школьный невроз»). Учитель не имеет права ставить диагнозы и заниматься лечением, это задача врачей, психологов, логопедов. Но тактично подсказать направление работы родителям он может. Кроме того, методы, использующие психологический инструментарий как из классической психологии, так и на основе нейролингвистического программирования помогают убрать у ребёнка психологические проблемы обучения (неуверенность в себе, боязнь ответа в классе), привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала. Безграмотность порождается и нежеланием в принципе заниматься языком. Поэтому задача каждого учителя – сделать свой урок максимально привлекательным и по-настоящему современным. Даже использование информационных технологий может стать благом, если грамотно продумать способы их введения в структуру уроков русского языка. Хочу заранее оговориться: применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно полностью заменять традиционные методы и приёмы обучения. Но сам факт проведения урока в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Из «внешней мотивации» вырастает интерес к предмету. Следует также обратить внимание на тот факт, что использование ПК развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные, развивает логическое мышление. Всё это качества, необходимые для анализа орфограмм. Если нет возможности использовать компьютер, обращайте внимание на другие методы. Благо, их достаточное количество. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала, при котором неизвестные факты преподносятся в виде интересного, эмоционального рассказа. Вообще «на эмоциях» информация в память записывается значительно надёжнее. Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Помимо остальных достоинств, она помогает формированию фонематического восприятия слова, а это залог успеха в формировании орфографической грамотности. Можно и нужно использовать следующие виды игр: «Почтальон», «Шифровальщик» (с элементами «Лишнее»), «Составь слово», «Замени словосочетания одним словом», «Кто лучше знает карту?» (Польша – польский, Англия – английский и т.д.), «Кто больше?» (синонимические ряды, антонимичные пары), сочинение рассказов по опорным схемам. Уместны вопросы-шутки: «чем кончается день и ночь?» (мягким знаком), «что стоит посередине земли?» (буква «м»), «что можно сделать с носом?» (фразеологизмы «задирать нос», «вешать нос», «остаться с носом», «совать нос не в свои дела»). Желательно так строить работу, чтобы у ребёнка оказывались задействованными все анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные. При обучении грамоте не стоит недооценивать и этимологию слов. Академик Л.В. Щерба писал об этом: «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, даёт этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им новые формы». Поэтому при объяснении трудных слов важно учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» - от зреть, «вчера» - от вечер, вечерний и т.д. При этимологическом анализе слов оказывается задействованной не только механическая память, но и логические размышления самого учащегося, что существенно улучшает орфографическую грамотность. А вот списывание с правильных образцов, на мой взгляд, не даст нужного эффекта, так как механизация письма является идеалом лишь до известного предела. Процесс письма должен быть сознательным. Должна возникнуть привычка автоматического анализа. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и решать ту или иную проблему. Приучают с напряжённым, подстёгнутым вниманием быстро разрешить орфографическую проблему кажущиеся банальными диктовки с оценками. Механизм грамоты приобретается, несомненно, чтением. Но чтением интересной художественной, особенно классической, или научной литературы, которая даёт пищу не только нашему сознанию в форме фактов, событий, красочных описаний, но и тренирует наше подсознание на создание правильных оборотов речи, грамматически верного письма, расстановки знаков препинания, то есть формирует чувство языка. Сент-Экзюпери писал: «Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Поэтому, работая на уроках с текстом, следует обращать особое внимание на содержание текста, его смысловой анализ. Этим самым можно увеличить интенсивность накопления в памяти орфографических образцов единиц языка.
Безусловно, это только небольшая часть масштабной работы по развитию сначала познавательного интереса к урокам русского языка, а затем, как следствие, орфографической грамотности. Несмотря на сложившиеся непростые условия, учителя-словесники должны продолжать заниматься своим благородным делом по принципу «кто, если не мы». И всегда нужно помнить мудрые слова К.Д. Ушинского: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда приходит слово (сценарий + презентация)
Логопедическое занятие для учащихся младших классов для развития мышления, воображения, фонематического слуха....
Урок-исследование.Откуда в наш дом приходит электричество.
Урок-исследование. Первый класс Откуда в наш дом приходит электричество. Цель урока: раскрыть роль электричества в быту Задачи: развивать речь, мышление, связную речь, память; воспитывать чувст...
Конспект интерактивного урока по предмету географии в 7 классе на тему:"Откуда приходит чистая вода в Санкт-Петербург".
Урок знакомит учащихся о воде как о важном веществе, без которого невозможна жизнь; с видами больших водоемов вокруг Санкт-Петербурга, с системой водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга. ...
Откуда приходят двойки?
Статья о трудностях обучения первоклассников чтению и письму и о том, как их преодолеть....
Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"
Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...
Почему уходят из дома дети?
В статье рассматриваются причины, почему дети уходят из дома...
почему уход по-английски не сразу появился.
Этот фразеологизм слышали многие, но так и не знают, как оно возникло. Но не стоит забывать, что англичане придумали похожий фразеологизм во времена Семилетней войны. Сейчас разберём историю выражения...