Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения. ( Из опыта работы)
статья на тему

Павлова  Людмила Алексеевна

Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.13.56 КБ

Предварительный просмотр:

    Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения.

                                     ( Из опыта работы)

    Особенности психического здоровья проблемных детей требуют определенной коррекционной работы в процессе  воспитания и обучения.

    Именно через обучение мы вводим детей в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий срок узнает то, что человечество накапливало годами. Овладение сознательным чтением является залогом успешного усвоения знаний и умений, народная пословица гласит: «Чтение- лучшее учение»

    Не умеет читать ребенок - не сможет писать (на осознанном уровне), решать, не будет развита монологическая речь, мышление.

    Слабо читающие дети не могут трудиться в общем темпе, да и «сильные» учащиеся страдают, сидя в ожидании. После продолжительных поисков методов и приемов  обучения таких ребят  чтению я стала использовать звуковой ориентир- магнитофон.

    Метод работы с магнитофоном подразделяется на несколько этапов.

Первый этап, это простое восприятие на слух программного текста. Цель: развитие интереса, активизация внимания, воображения, эстетических чувств. Для продуктивности работы необходимо помнить о временных границах использования технических средств на уроках, предъявляемых санитарными нормами (не более 6-10 минут), а так же – о требованиях, предъявляемых к качеству аудио записи: четкости, чистоты звучания, громкости.

    После того, как ребята научились слушать звукозапись, магнитофон используется как средство развития внимания, как звуковой ориентир.

Прием слежения за звуковым ориентиром проводится  после первичного прочтения текста учителем и проверкой восприятия.

Цель: не потерять место, где звучит голос магнитофона. Ребенок  поднимает руку, если отстал от звукового ориентира и ему требуется помощь учителя, причем темп воспроизведения звукозаписи должен соответствовать темпу чтения основной части детей.

    После того, как дети научились следить по тексту, наступает время чтения вполголоса  вместе  со звуковым ориентиром. Начитывая текст по слогам, учитель дает образец правильного слогового слияния, особенно при стечении согласных. Цель этого этапа: отработка правильности, скорости чтения, развитие внимания.

На этом этапе чтение возможно как коллективное, так и индивидуальное - «цепочкой».                                

    С развитием успешности чтения  появляется возможность отработки скорости чтения, увеличивая при записи текста количество слов в минуту.

 Впоследствии, в качестве звукового ориентира может выступать  «сильный» ученик.

    Конечно же, работа над каждым этапом проходит не один урок, а достаточно продолжительное время, до достижения желаемого результата, но уже последний этап  делает работу на уроке интереснее, увлекая детей в состязательность на скорость, выразительность чтения. Этот метод  также облегчает работу над обучением чтению по ролям, развивает артикуляцию звукового аппарата, повышает самооценку, уверенность в своих силах.

    Иногда приходится сталкиваться, особенно при проверке домашнего задания, с недовольством ребенка к замечанию учителя по поводу правильности прочтения, ведь он готовился к уроку! Именно магнитофон  может выступить в качестве арбитра при решении спорного вопроса.

    Практика показала успешность данного метода в коррекции обучения чтению,  при условии регулярности использования.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьников в коррекции экологического поведения взрослых (из опыта работы)

Роль  школьников  в  коррекции  экологического  поведения взрослых               (из опыта  работы)...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)

Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики...

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)...