Конспект урока по развитию речи "Хлеб - всему голова".
план-конспект урока по теме

Кавкаева Анастасия Николаевна

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида, содержит задания на развитие связной, устной речи, логического мышления, грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_3_klasse.docx799.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 3 классе.

Тема: «Хлеб – всему голова».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Цели урока:

  • познакомить с процессом появления хлеба, как продукта питания;
  • развивать познавательную активность речи, логическое мышление;
  • воспитывать уважение и бережное отношение к труду и хлебу;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки с текстом, заданием, картинками для составления последовательности и рассказа, презентация, пословицы, хлебобулочные изделия., музыкальные произведения: русская народная песенка «Каравай»,

«Хлеб - Всему Голова» – Ольга Воронец

Ход урока:

  1. Оргмомент. Включаю фоном «Каравай».
  2. Целеполагание и мотивация.

Учитель:        Бываю я черным,

                Бываю я белым,

                Румяным бываю

                И чуть подгорелым – иногда.

                Да ведь это не беда!

                Что это? (Хлеб)

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами поговорим на тему: Хлеб – всему голова.

- Как вы считаете, откуда берется хлеб?

- Я сейчас хочу, чтобы вы разложили перед собой в правильной последовательности сначала карточки красного цвета, а потом карточки зеленого цвета.

Самостоятельная работа детей.

- Объясните, почему именно в такой последовательности вы разложили картинки?

Дети: потому что сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин.

- Чем отличается первая серия картинок от второй?

Дети: На верхних рисунках показано как раньше хлеб выращивали, а на нижних, как выращивают его сейчас при помощи машин.

Учитель: Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили свое внимание на злаковые растения. Вы знаете, что это за растения? (нет) Злаки это растения, цветы которых – колоски с зернами и усиками. Посмотрите на колос овса, и вы все поймете. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, из которой варили кашу. Первый хлеб имел вид жидкой каши. И уже потом еще через некоторое время люди научились сначала печь лепешки, а затем и хлеб.

- Скажите, из чего же делают хлеб?

- Давайте проверим, правильно ли вы расставили картинки.

Показ презентации.

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 284.jpg

1 слайд  Обложка презентации.        

2 слайд

Раньше на Руси

хлебороба называли хлебопашцем.

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

3 слайд

Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы.

4 слайд

Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

5 слайд

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

6 слайд

Потом зерно везли на мельницу, там его перемалывали в мягкую муку.

7 слайд

Муку хранили бережно в амбарах и из нее пекли хлеб.

8 слайд

А вот так раньше встречали гостей.

9слайд

Теперь же, выращивать хлеб людям  помогают десятки умных и сильных машин.

10 слайд

Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором.

11 слайд

Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

12 слайд

   Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

13 слайд

Вот и пшеница взошла!

14 слайд

Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу, обмалывают ее и очищенное зерно сразу сыплется в машину.

15 слайд

А затем на грузовиках зерно отвозят на мельницы.

16 слайд

С  мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод.

17 слайд

Из муки на хлебозаводе пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Физкультминутка

На опушке дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

Учитель: - Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь. Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем измеряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастит. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась. Давайте вместе с зёрнышком проделаем тяжелый путь.

По мере чтения стихотворений, запишем профессии людей, которые трудятся над производством хлеба.

     Да не сразу стали зёрна            

     Хлебом, тем, что на столе.

    Люди долго и упорно                                                                                    

    Потрудились на земле.

    Из колхозного двора

    Вышли в поле трактора.

    Далеко в просторе чистом  

    Слышен говор тракторов.

    За деревней, за лесами  

    Раздаётся в поле гром.

    Это тракторы с плугами

    Пашут мягкий чернозём.

    Распахали землю разом –

    Вышли сеялки с зерном.    

  Кто работает на тракторе?

    Ржаной росток зелёный

   Оглядывает поле –

   Смешной и удивлённый,

   Как первоклашка в школе.

   Зелёный росток,

   Весёлый росток,

   Ты только что пробился из зёрнышка.

   Расти, колосок!

   Расти, колосок!

   Расти, колосок, до солнышка!

  Посеяли хлеб хлеборобы весною    

  Созрел он,  

  И встал золотою стеною.

 И слышит страна –

 За уборку пора!

  Для хлеба комбайны нужны!

  Пора!

   Хлеб созрел,

   Но к нам на стол

   Прямо с поля не пошёл.

    С поля

   Даже в магазины

   Хлебу ехать рановато.

   Он уселся на машину

   И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

 И опять собраться в путь

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

 Сладкие коврижки,

Маковые пышки

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

 Запись в тетрадь слов, обозначающих профессии.

 (Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец)

Это только часть профессий, связанных с хлебом, но ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал и много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб.

- Придумайте слова, имеющие общую часть со словом хлеб. ( Хлебушек, хлебный, хлебница, хлебзавод хлебопекарня, хлебороб).

IV. Практическая работа.

Учитель: Назовите мне самого известного сказочного персонажа, который был хлебобулочным изделием. Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который называется «Колобок».

- Верно, мы отправимся туда по тропинке.

Едем в поле

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку объехали

И в магазин приехали!

(Дети под музыку идут в магазин «Колобок», по «Тропе здоровья»)

- Что продают в хлебобулочном магазине?

- Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.

Дети должны правильно расставить названия продуктов.

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 295.jpg

- Каждый день в интернате, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт - хлеб! Как вы думаете почему?

Игра: «Один - много».

- Давайте прочитаем с вами рассказ Якова Тайца, который называется «Все здесь»

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 301.jpg

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

— Бабушка, а тут что растет?

— Хлеб, внученька.

— Хлеб? А булки где?

— И булки здесь, внученька.

— А баранки?

— И баранки здесь.

— А пряники?

— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

Вопросы:

  1. Что увидела Надя в поле?
  2. Как называются эти колосья?
  3. Какую муку делают из ржи, из пшеницы?
  4. Что пекут из ржаной муки?
  5. Что пекут из пшеничной муки?

- А теперь я вам предлагаю выполнить задание на карточке. Здесь нужно по названию злака, написать название муки и название хлеба.  Например: рожь – ржаная мука, ржаной хлеб и т. д.

мука

хлеб

рожь

ржаная

ржаной

пшеница

кукуруза

рис

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 307.jpg

V. Закрепление.

- Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? Помогите правильно сложить пословицы:

Хлеб батюшка                        а стоит много труда.

Не велик кусок пирога                 нет обеда.

Без хлеба                                вода матушка.

(выходят дети к доске по той же «Тропе здоровья»).

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 316.jpg

- Запишите их к себе в тетрадь.

- Хлеб батюшка, хлеб – кормилец. Хлеб всегда был и остается самой большой ценностью. Без хлеба не обходиться не одно русское гулянье, ни одна русская традиция. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали с войны. Во время ВОВ жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Враги осадили город со всех сторон. Людям нечем было питаться. Жители города получали 125 граммов хлеба на весь день.

- А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»

С.В.Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

    / Вопрос: что он сделал?/-/Ответы детей./

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.        

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с него сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех его поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

 -Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл

Как мальчики относились к хлебу? А как поступили бы вы, увидев такую картину? Никогда не забывайте, что хлеб – наше богатство, ведь многие люди вложили в него свой труд, он очень ценен. Какие основные правила обращения с хлебом можно вывести из этого стихотворения?

  • Хлеба надо брать столько, сколько съешь.
  • Хлеб надо всегда доедать.
  • Хлеб нельзя бросать на пол.

Запишите это себе в тетрадь.

- А какие обычаи существовали у людей с давних пор у русского народа?

- А еще у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Давайте сейчас этот обычай и совершим, угостив и наших гостей.

Учитель:                 Каравай земли и неба

На твоем столе

Ничего сильнее хлеба

Нету на Земле.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук! (передаю каравай Ангелине)

Ангелина:                В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля. (Ангелина передает каравай Рите)

Маргарита:                В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка храниться

И земли родной. (Рита угощает гостей)

C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\7 лет\Изображение 322.jpg

VI . Итог урока. Рефлексия.

 Что нового узнали?

Чему учились на уроке?

                Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Отношение к хлебу в народном быту было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар. Коробушку с хлебом всегда ставили на лавку под иконы или накрывали его белой скатертью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

План-конспект урока ИЗО 6 класс "Конструкция головы человека и ее основные пропорции"

План - конспект урога 6 класс "Конструкция головы человека и ее основные пропорции" с технологической картой....