конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида
план-конспект по теме

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах 1, 2 видаучебной программой определены содержание и последовательность обучения разговорной речи. Основной задачей обучения языку является овладение глухими диалогической речью как средством общения. Первоначальный период речевой коммуникации-понимание обращения и выполнение приказания, выражение просьбы, желания.

Обучение разговорной речи начинаетсяс усвоения побудительных предложений, таких как "сядь, встань, дай". Они просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этого действия.Использование побудительных предложений  облегчает понимание детьми назначение слова и фразы,т.к. речь педагога тебует немедленного выплнения сказанного.

Использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и понимания обращенной речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речи в норме.

С начала учебного года я сдетьми  проговариваю на всех уроках простые поручения и приказания. Сначала мы это делаем отраженно-сопряженно, затем прошу ребенка самостоятельно проговорить изучаемый словарь. а затем организую такую игровую ситуанию, где ребенок будет вынужден самостоятельно проговорить изучаемое предложение-поручение или предложение-просьбу. Ситуация организуется по схеме "Учитель-ученик". а затем " ученик-ученик". Изучение нового слова просьбы или слова -поручения проходит по плану6глобальне восприятие, отраженно-сопряженное проговаривание, выделение ударения,орфоэпические нормы в слове, демонстрация действия всеми детьми.Далее ввожу это слово в маленький диалоги стараюсь обыграть этоу стуацию сразу устно, с менее подготовленными детьми этот диалог сначала нужно проситать, проиграть с опорой на текст,а потом уже попытаться проговорить в устной форме.После того, как дети усвоят понимание нового слова- просьбы, организуется работа "маленького учителя". Она требует от ребенка большой собранности. ведь ребенок становится учителем,он садится за учительский стол, учит чему-то своих одноклассников.Новые слова-поручения и слова-просьбы я ввожу и на уроки развития остатояного слуха, придумываю с этими словами различные сочетания и отрабатываю уже только на слух.За первый учебный год дети понимают и выплняют такие поручения  и могут их проговорить сами, как " иди сюда, покажи, возьми, надень, вымой, положи, сними"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_porucheniya_i_prikazaniya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема : Поручения и приказания как начальный этап формирования и развития речи слабослышащих школьников.

Цель: развивать навык обращения друг к другу с поручением, понимать обращение товарища, выполнять его, развивать навык диалогической речи, закрепление понимания вопроса Кто там? Что там?, умение его задавать, развивать слуховое восприятие

-закрепить название одежды, ввести новые слова в словарь, расширять кругозор

-воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам, развивать вкус ребенка, умение одеваться красиво и уместно

Ход урока

1.Орг.момент:-Проверьте аппараты. Ты слышишь? 

К нам пришли сегодня гости. Они хотят познакомиться с вами поближе, послушать, как вы научились говорить .Говорите правильно, следите за звуками.

2.РОС: Как тебя  зовут? Спроси у … как его(её) зовут. Как твоя фамилия? Спроси у … как его фамилия. Где папа? Где мама?

Мама сейчас дома. Но она постоянно заботится о вас. Мама скучает без вас,и наверняка она сейчас думает, чем вас накормить вкусным, как вас понарядней одеть на следующую неделю. Давайте посмотрим, какую одежду  вам мама положила на этой неделе в сумки.

3.Сообщение цели урока

-Возьмите в шкафу сумки  Дети ставят сумки рядом с собой.

Стук в дверь.

Ой, слышите? Кто там? Рита, открой дверь. Кто там?

-Там кукла.

- Спроси у детей ,кто это?

-Это кукла.

-Давайте придумаем ей имя.  ( Имя на букву ,которую автоматизируем на этой неделе на фонетической зарядке)

-Ой, а кукла плачет. Что случилось?

Рассматриваем сумку куклы. Там пусто. Я сообщаю, что кукла растеряла свои вещи, как они называются, она тоже не знает. И как ей одеваться- кукла тоже не умеет. Ребята, надо ей помочь. Поможем?

-Да.

4. Игра «Как называется одежда»

Я спрашиваю у первого ребенка – Что у тебя в сумке?

- У меня майка

-спроси у … что у него

-Что у тебя?

-У меня  колготки и т.д.Дети называют всю известную им одежду.

- А что это?  (платье) Новое слово.  Читаем хором табличку, выделяем ударение, проговариваем слово ( каждый ребенок). Это слово мы потом запишем в словарики.

-Обращаемся к кукле – Ну, запомнила название одежды? И еще запомни: Вещи должны находится в порядке. Посмотри в сумки к ребятам. Там порядок. Мама заботится о нас, а мы радуем маму. Мы тоже умеем наводить порядок в своих вещах.

5.Игра «Одень куклу»

Теперь, когда кукла знает, как называются вещи, мы научим её что с чем можно надевать и куда так ходить.

Я показываю куклу в бальном платье. –кукла идет в школу. Верно?

-Неверно.

- Ксюша, одень куклу в школу.

- Я надела кукле сарафан и водолазку. Кукла идет в школу.(хором)

- Я что –то устала. Давай ты будешь маленьким учителем. . Давай задания ребятам.

 Таблички «Кукла идет на улицу» «Кукла идет на праздник»

- Надень куртку и брюки

-я надела куртку и брюки.

- Ребята,тут чего-то не хватает. На улице замерзнут ноги без сапог. Хором –кукла идет на улицу

Новое слово «Сапоги»-чтение хором, ставим ударение, проговаривание индивидуально.

-Это слово вы должны запомнить

- Надень юбку и кофту

-Я надела юбку и кофту. Кукла идет в гости (хором)

- Надень платье.

-Я надела платье. Кукла идет на праздник .(хором)

- я думаю, что кукла запомнила, куда что надевают.

6. Физминутка  «Где наши руки»

-А где наши ручки?

-А вот наши ручки!

-А где наши ноги?

-А вот наши ноги.

_А вот это глазки,

А вот это ушки,

А вот это щёки- мягкие подушки ( во время физминутки дети делают самомассаж тех частей тела, которые показывают)

7.  Игра «Собираем сумку кукле»

-Ребята, теперь наша кукла знает, как называются вещи гардероба, куда что одевать. Давайте соберем кукле сумку.

Ведущая Рита. Девочка закрывает глаза, дети разбирают одежду.

-у кого кофта?

-у меня кофта

-Дай кофту

-на кофту.

Таким образом собираются все предметы гардероба.

-Ребята, что там?

-Там (перечисляют).

- Ну теперь наша кукла счастлива и довольна и она говорит вам большое спасибо за помощь. Пока, ребята.

- Пока.

8. Итог

- Вы сегодня так хорошо работали, правильно говорили! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"

конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе...

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...

конспект урока по географии в 7 классе школы 8-го вида

Конспект урока по географии "Зона арктических пустынь.Положение на карте". 7класс школа VIII вида...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...