Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
план-конспект урока ( класс) на тему

Пермякова Надежда Константиновна

Конспект урока по развитию речи

2 класс «Особый ребенок»

Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»

(урок повторение)

Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

·          Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей.

·          Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за.

Коррекционно-развивающие:

·          Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов.

·          Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера.

·          Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах.

Коррекционно-воспитательные:

·          Воспитывать интерес к учебной деятельности.

·          Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе.

Словарь: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки: мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_y_urok_novyy.docx168.95 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_dlya_detey.pptx1.01 МБ
Файл samoanaliz_k_uroku.pptx83.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида

Конспект урока по развитию речи

2 класс «Особый ребенок»

Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»

(урок повторение)

Разработала и провела:

Пермякова Надежда Константиновна

учитель начальных классов

I кв. категории

Березники, 2015-2016 учебный год

Конспект урока по развитию речи

2 класс «Особый ребенок»

Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»

(урок повторение)

Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей.
  • Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов.
  • Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера.
  • Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе.

Словарь: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки: мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Картинки с изображением игрушек и школьных принадлежностей.
  • Предметы: мяч, машинка, карандаш, ручка, пенал.
  • Презентация к уроку.

Раздаточный материал:

  • Д/игра «Собери целое из нескольких частей» на каждого ребенка.

Ход урока:

Включается презентация. Слайд 1.

1. Орг. момент.

- Прозвенел и смолк звонок – вот и начался урок.

- Ребята, перед вами на доске картинки с изображением предметов. Одни пригодятся для игр, другие для занятий в школе. Давайте разложим их по назначению.

(Вызов детей к доске по очереди, ребенок берет картинку, называет предмет, используя фразу «Это мяч - игрушка» и т.д.)

2. Сообщение темы.

- И вы, наверное, догадались, о чём на уроке мы будем говорить? (об игрушках и школьных принадлежностях).

3. Повторение.

Слайд 2

Обобщающая беседа «Игрушки»

- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (игрушки)

- Почему? Для чего нужны игрушки? (чтобы в них играть)

- Кто изготавливает игрушки? (люди)

- Где их изготавливают? (на фабрике)

- Как нужно относиться к игрушкам? (бережно)

Итог: О каких предметах шла речь? (об игрушках)

Речевая игра «Слова – действия к предметам»

- Выберите картинку и подберите к ней слова-действия, подходящие по смыслу. (Например, мяч можно: ловить, кидать и тд)

Слайд 3.

- Перед вами нарисованы наполовину предметы, вы должны угадать, что это за предмет? (Вызов к  доске детей по очереди. Ребенок  говорит, и мы со всем классом прохлопываем это слово.)

Итог: Что отгадывали? (игрушки)

Слайд 4.

- Назовите предметы, которые вы видите, одним словом. (Вызов детей, пример: «Это карандаши, ими рисуют, это школьная принадлежность.»)

Итог: Что относится к игрушкам, а что к школьным принадлежностям?

Слайд 5.

- Давайте отгадаем загадки. (читает учитель, дети отгадывают)

Итог:  Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)

Слайд 6. 

- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (кукла)

Итог:  Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)

Слайд 7.

- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (книги)

Итог:  Как можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

4. Физминутка (проводит учитель, дети повторяют)

Утром все мы потянулись и друг другу улыбнулись.

В школу мы опять пошли, ручку, ранец принесли,

Чтоб учиться хорошо, а потом пойти в кино.

5. Закрепление. 

Слайд 8.

- Посмотрите и скажите, какие действия можно выполнять с этими игрушками? Например, мяч… что делают? - бросают, катают и т.д. (вызов детей)

Речевая игра «Что где находится?»

- Я буду класть предметы в определенные места, а вы скажите, куда я положила предмет. (ответы детей)

  • Тетрадь лежит … на чём? - на парте.
  • Ручка лежит ... в чём? – в пенале.
  • Машинка стоит…за чем? – за книгами.

Дидактическая игра: «Составь целое»

Инструкция: Я раздаю вам разрезные картинки, вы должны из нескольких частей создать одно целое. (дети собирают)

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Показываются реальные предметы и задаются по ним вопросы:

- Он тонкий, длинный, нужен для рисования. Что это? (карандаш)

- Для чего нужен этот предмет? (для рисования)

- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – школьная принадлежность)

- Он круглый, резиновый, его бросают, кидают. Что это? (мяч)

- Для чего он нужен? (для игры)

- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – игрушка)

Итог: что отгадывали? (загадки)

6. Итог урока.

- Чем отличаются игрушки от школьных принадлежностей? (игрушками дети играют, а школьные принадлежности нужны для занятий в школе)

- Как нужно относиться к этим школьным принадлежностям? (бережно)

7. Рефлексия «Цветок»

Вырос цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам доброту и сияние.

Дружно дают под землёй корешки.

- Молодцы!  Все старались на уроке.

- Ребята, а как называется наш урок, когда мы учимся правильно говорить? (развитие речи)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игрушки и школьные принадлежности

Слайд 2

Называние предметов словом

Слайд 3

Угадайте игрушку

Слайд 4

Называние предметов словом

Слайд 5

В школе это первый друг, Без неё мы как без рук! Только стержень поменяй И пиши, черти, решай . (ручка) В ней обложка и листки Пишут в ней ученики Сочиненья и примеры, Чертят графики и сферы. (тетрадь) Из неё ты всё узнаешь, В разных странах побываешь, В ней вопросы и ответы, Интересные сюжеты. (книга) Сантиметры чем измерить Может в школе ученик? Трудно в это вам поверить, Но ответ простой …(линейка ). Отгадайте загадки

Слайд 6

Что лишнее?

Слайд 7

Что лишнее?

Слайд 8

Как играют этими игрушками?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида Самоанализ к открытому уроку по развитию речи во 2 классе II четверть Тема : «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение) Разработала и провела: Пермякова Надежда Константиновна учитель начальных классов I кв. категории Березники, 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Цель : Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта в условиях учебного процесса.

Слайд 3

Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей. Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за. Коррекционно-развивающие: Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов. Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера. Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к учебной деятельности. Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе .

Слайд 4

Ожидаемые результаты: У учащихся в процессе урока осуществляется уточнение представлений о значении игрушек и школьных принадлежностях. Формирование правильного грамматического строя речи через умение строить фразу, используя предлоги в, на, за. Происходит коррекция и развитие операций анализа и синтеза, обобщения, фонематического слуха, зрительного восприятия. Реализуется потребность дете й учиться в детском коллективе.

Слайд 5

Используемые методы и приёмы: словесные (построение словосочетаний и предложений при ответах на вопросы учителя), наглядные (работа с предметными картинками электронного варианта, работа с реальными предметами), фронтальная и индивидуальная работа с использованием мультимедийного оборудования, рефлексия, здоровьесберегающие технологии ( физминутка , пальчиковая гимнастика ).

Слайд 6

Формы работы учителя с учащимися: фронтальная; индивидуальная. Осуществлялось стимулирующая помощь учителем через организацию психолого-педагогического сопровождения нуждающихся учащихся.

Слайд 7

Особенности построения урока: Урок построен с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития учащихся. Учебный материал был подобран и распределён по принципу «от простого к сложному », отражает межпредметные связи (математика, ознакомление с окружающим, СБО). Частая смена видов деятельности способствует активизации познавательных интересов учащихся и избежанию умственной перегрузки. Создание комфортной эмоционально-психологической атмосферы.

Слайд 8

В процессе урока учащиеся обогатили словарный запас понятиями: слова-предметы: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки : мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка, слова-действия: играть, бросать, собирать, катать.

Слайд 9

Процесс коррекции и развития грамматического строя речи осуществлялось через: упражнения в подборе слов-действий к существительным, упражнения в составлении фраз по демонстративным действиям, упражнения в уточнении усвоения обобщенных понятий: игрушки, школьные принадлежности.

Слайд 10

Таким образом , цель достигнута, образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи решены на оптимальном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов по...

Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"

Познакомиться с  биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....

Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"

Использование опорных схем на уроках  ручного труда в классах "Особый ребенок"...

Конспект урока по предмету "Человек" класс "Особый ребенок" "Хранение одежды и обуви"

Конспект урока по предмету "Человек"  5 класс "Особый ребенок"  тема:"Хранение одежды и обуви"...