Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
план-конспект урока ( класс) на тему
Конспект урока по развитию речи
2 класс «Особый ребенок»
Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»
(урок повторение)
Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей.
· Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов.
· Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера.
· Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах.
Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать интерес к учебной деятельности.
· Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе.
Словарь: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки: мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_y_urok_novyy.docx | 168.95 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_dlya_detey.pptx | 1.01 МБ |
samoanaliz_k_uroku.pptx | 83.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида
Конспект урока по развитию речи
2 класс «Особый ребенок»
Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»
(урок повторение)
Разработала и провела:
Пермякова Надежда Константиновна
учитель начальных классов
I кв. категории
Березники, 2015-2016 учебный год
Конспект урока по развитию речи
2 класс «Особый ребенок»
Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»
(урок повторение)
Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей.
- Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов.
- Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера.
- Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
- Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе.
Словарь: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки: мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- Картинки с изображением игрушек и школьных принадлежностей.
- Предметы: мяч, машинка, карандаш, ручка, пенал.
- Презентация к уроку.
Раздаточный материал:
- Д/игра «Собери целое из нескольких частей» на каждого ребенка.
Ход урока:
Включается презентация. Слайд 1.
1. Орг. момент.
- Прозвенел и смолк звонок – вот и начался урок.
- Ребята, перед вами на доске картинки с изображением предметов. Одни пригодятся для игр, другие для занятий в школе. Давайте разложим их по назначению.
(Вызов детей к доске по очереди, ребенок берет картинку, называет предмет, используя фразу «Это мяч - игрушка» и т.д.)
2. Сообщение темы.
- И вы, наверное, догадались, о чём на уроке мы будем говорить? (об игрушках и школьных принадлежностях).
3. Повторение.
Слайд 2
Обобщающая беседа «Игрушки»
- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (игрушки)
- Почему? Для чего нужны игрушки? (чтобы в них играть)
- Кто изготавливает игрушки? (люди)
- Где их изготавливают? (на фабрике)
- Как нужно относиться к игрушкам? (бережно)
Итог: О каких предметах шла речь? (об игрушках)
Речевая игра «Слова – действия к предметам»
- Выберите картинку и подберите к ней слова-действия, подходящие по смыслу. (Например, мяч можно: ловить, кидать и тд)
Слайд 3.
- Перед вами нарисованы наполовину предметы, вы должны угадать, что это за предмет? (Вызов к доске детей по очереди. Ребенок говорит, и мы со всем классом прохлопываем это слово.)
Итог: Что отгадывали? (игрушки)
Слайд 4.
- Назовите предметы, которые вы видите, одним словом. (Вызов детей, пример: «Это карандаши, ими рисуют, это школьная принадлежность.»)
Итог: Что относится к игрушкам, а что к школьным принадлежностям?
Слайд 5.
- Давайте отгадаем загадки. (читает учитель, дети отгадывают)
Итог: Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)
Слайд 6.
- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (кукла)
Итог: Как можно одним словом назвать эти предметы? (школьные принадлежности)
Слайд 7.
- Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? (книги)
Итог: Как можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
4. Физминутка (проводит учитель, дети повторяют)
Утром все мы потянулись и друг другу улыбнулись.
В школу мы опять пошли, ручку, ранец принесли,
Чтоб учиться хорошо, а потом пойти в кино.
5. Закрепление.
Слайд 8.
- Посмотрите и скажите, какие действия можно выполнять с этими игрушками? Например, мяч… что делают? - бросают, катают и т.д. (вызов детей)
Речевая игра «Что где находится?»
- Я буду класть предметы в определенные места, а вы скажите, куда я положила предмет. (ответы детей)
- Тетрадь лежит … на чём? - на парте.
- Ручка лежит ... в чём? – в пенале.
- Машинка стоит…за чем? – за книгами.
Дидактическая игра: «Составь целое»
Инструкция: Я раздаю вам разрезные картинки, вы должны из нескольких частей создать одно целое. (дети собирают)
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Показываются реальные предметы и задаются по ним вопросы:
- Он тонкий, длинный, нужен для рисования. Что это? (карандаш)
- Для чего нужен этот предмет? (для рисования)
- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – школьная принадлежность)
- Он круглый, резиновый, его бросают, кидают. Что это? (мяч)
- Для чего он нужен? (для игры)
- Этот предмет игрушка или школьная принадлежность? (это – игрушка)
Итог: что отгадывали? (загадки)
6. Итог урока.
- Чем отличаются игрушки от школьных принадлежностей? (игрушками дети играют, а школьные принадлежности нужны для занятий в школе)
- Как нужно относиться к этим школьным принадлежностям? (бережно)
7. Рефлексия «Цветок»
Вырос цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам доброту и сияние.
Дружно дают под землёй корешки.
- Молодцы! Все старались на уроке.
- Ребята, а как называется наш урок, когда мы учимся правильно говорить? (развитие речи)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Называние предметов словом
Угадайте игрушку
Называние предметов словом
В школе это первый друг, Без неё мы как без рук! Только стержень поменяй И пиши, черти, решай . (ручка) В ней обложка и листки Пишут в ней ученики Сочиненья и примеры, Чертят графики и сферы. (тетрадь) Из неё ты всё узнаешь, В разных странах побываешь, В ней вопросы и ответы, Интересные сюжеты. (книга) Сантиметры чем измерить Может в школе ученик? Трудно в это вам поверить, Но ответ простой …(линейка ). Отгадайте загадки
Что лишнее?
Что лишнее?
Как играют этими игрушками?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта в условиях учебного процесса.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнить представления о значении игрушек учебных принадлежностей. Формировать умение строить фразу, используя предлоги в, на, за. Коррекционно-развивающие: Развивать операции анализа и синтеза, обобщения на основе упражнений в классификации предметов. Развивать грамматический строй речи на основе игр речевого характера. Развивать фонематический слух через упражнения на определение количества слогов в словах. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к учебной деятельности. Прививать умение работать со сверстниками в детском коллективе .
Ожидаемые результаты: У учащихся в процессе урока осуществляется уточнение представлений о значении игрушек и школьных принадлежностях. Формирование правильного грамматического строя речи через умение строить фразу, используя предлоги в, на, за. Происходит коррекция и развитие операций анализа и синтеза, обобщения, фонематического слуха, зрительного восприятия. Реализуется потребность дете й учиться в детском коллективе.
Используемые методы и приёмы: словесные (построение словосочетаний и предложений при ответах на вопросы учителя), наглядные (работа с предметными картинками электронного варианта, работа с реальными предметами), фронтальная и индивидуальная работа с использованием мультимедийного оборудования, рефлексия, здоровьесберегающие технологии ( физминутка , пальчиковая гимнастика ).
Формы работы учителя с учащимися: фронтальная; индивидуальная. Осуществлялось стимулирующая помощь учителем через организацию психолого-педагогического сопровождения нуждающихся учащихся.
Особенности построения урока: Урок построен с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития учащихся. Учебный материал был подобран и распределён по принципу «от простого к сложному », отражает межпредметные связи (математика, ознакомление с окружающим, СБО). Частая смена видов деятельности способствует активизации познавательных интересов учащихся и избежанию умственной перегрузки. Создание комфортной эмоционально-психологической атмосферы.
В процессе урока учащиеся обогатили словарный запас понятиями: слова-предметы: школьные принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаши, игрушки : мяч, кукла, машинка, мишка, пирамидка, слова-действия: играть, бросать, собирать, катать.
Процесс коррекции и развития грамматического строя речи осуществлялось через: упражнения в подборе слов-действий к существительным, упражнения в составлении фраз по демонстративным действиям, упражнения в уточнении усвоения обобщенных понятий: игрушки, школьные принадлежности.
Таким образом , цель достигнута, образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи решены на оптимальном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»
Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов по...
Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"
Познакомиться с биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"
Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"...
Конспект урока по предмету "Человек" класс "Особый ребенок" "Хранение одежды и обуви"
Конспект урока по предмету "Человек" 5 класс "Особый ребенок" тема:"Хранение одежды и обуви"...