технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока "Водород" | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение и физические свойства водорода».
(подготовила и провела Блохина В.Н., учитель химии филиала МБОУ СШ №4 г. Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в с. Дубовое)
Цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», а также для развития навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для развития мотивации учащихся к изучению физических свойств и способов получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам.
Метапредметные: создать условия для развития умений наблюдать, работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, обобщать знания, работать в группах, уметь логически мыслить.
Личностные: создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, подготовиться к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Водород», мультимедийный проектор и компьютер, учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия», 8 класс, М., «Просвещение», 2008г., материалы для демонстрационного опыта (гранулы цинка, соляная кислота, магний, серная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, фенолфталеин, вода дистиллированная, аппарат Киппа, лабораторный штатив, кристаллизатор с водой, держатель для пробирок, предметное стекло, пипетка, ПСХЭ.
Домашнее задание: §28, упр. 5, тесты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст. Нахождение водорода в природе.
Водород самый распространённый элемент во Вселенной: по современным данным, он составляет примерно 92% от общего числа ее атомов. Водород содержится в газовых туманностях, в межзвездном газе, кометах, входит в состав звезд. Для большинства звезд, в том числе и для Солнца, водород служит главным источником энергии, которая выделяется при превращении водорода в гелий. В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.
По своему химическому составу Солнце ничем не отличается от других звёзд и содержит по числу атомов: 90,7% – водорода , 9,1% – гелия, остальные элементы – 0,2 %. Внутри Солнца постоянно происходят реакции превращения водорода в гелий с большим выделением тепловой энергии.
Водород составляет около 1% от массы земной коры. По распространенности на Земле этот элемент занимает 9-е место. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого примерно равна 52%). В свободном состоянии он встречается сравнительно редко – содержится в нефтяных и вулканических газах. Большая часть атомов водорода связана в форме воды, нефти, природного газа, каменного угля и минералов.
Водород вместе с азотом, кислородом и углеродом входит в группу так называемых элементов-органогенов. Именно из этих элементов в основном и состоит организм человека. Доля водорода в нем по массе достигает 10%, а по числу атомов 50% (каждый второй атом в организме – водород). Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма наиболее важны вещества, в состав которых он входит, а именно вода, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст. История открытия водорода.
С древних времен людям были известны вещества, которые имеют кислый вкус, поэтому их назвали «кислоты». Например, лимонная кислота содержится в лимоне, яблочная кислота – в яблоке. Вещество с химической формулой HCl называется соляной кислотой.
Многие исследователи проводили опыты с кислотами. В 1745 году М.В.Ломоносов писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается «горючий пар». А в 1766 году английский химик Генри Кавендиш, ничего не зная о работах Ломоносова, тоже получил этот газ и назвал его «горючим воздухом». Он подробно изучил свойства этого газа и по праву считается его первооткрывателем. Французский химик Антуан Лавуазье дал этому веществу название «гидрогениум», то есть «рождающий воду». Русское наименование «водород» предложил профессор Санкт-Петербургского университета Михаил Соловьев в 1824 году.
Текст. Крушение дирижабля «Гинденбург».
В 1936 году в Германии был построен самый большой в мире летательный аппарат - дирижабль «Гинденбург». Его длина составляла 245 метров. Четыре мощных дизельных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км в час, то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. В гондоле под огромным днищем дирижабля находились шестнадцать водородных баллонетов, служивших для поднимания и опускания дирижабля.
3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» с 97 пассажирами и членами экипажа на борту совершил рейс через Атлантический океан в Соединенные Штаты Америки и готовился приземлиться на базе. Пилот развернул дирижабль против ветра, чтобы снизить скорость. Двигатели включились на задний ход для остановки судна. Послышался свист: по приказу капитана дирижабль начал выпускать водород, чтобы быстрее снизиться. Вдруг люди на земле услышали легкий «бум», как будто что-то лопнуло. Огонь мгновенно охватил весь «Гинденбург». Он сгорел дотла за 34 секунды.
Сразу после катастрофы пассажирские перевозки на дирижаблях запретили. Эпоха этих летательных аппаратов закончилась.
Внимание, вопрос: - На каком свойстве водорода было основано использование дирижаблей?
- Подумайте, что могло послужить причиной его крушения?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта для учащихся по практической работе №4 «Получение водорода и изучение его свойств»
В технологической карте "Практической работа №4 «Получение водорода и изучение его свойств» показана последовательность действий проведения практической работы. По этой карте дети могут бе...
Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода
Конспект урока, Аналих урока....
разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана...
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение
Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...
Технологическая карта урока химии по теме "Практическая работа "Получение водорода и изучение его свойств"
Технологическая карта у...
Технологическая карта урока по теме "Источники и каналы получения информации"
Технологическая карта урока по теме "Источники и каналы получения информации" составлена для урока технологии в 7 классе на основе материалов учебника "Технология. 7 класс. Авторы: Каза...
Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»
laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...