технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме  «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение и физические свойства водорода».

(подготовила и провела Блохина В.Н., учитель химии филиала МБОУ СШ №4 г. Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в с. Дубовое)

Цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Водород», а также для развития навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Планируемые результаты:

Предметные: создать условия для развития мотивации учащихся к изучению физических свойств и способов получения водорода; описывать и различать изученные газообразные вещества по физическим свойствам.

Метапредметные: создать условия для развития умений наблюдать, работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, обобщать знания, работать в группах, уметь логически мыслить.

Личностные: создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, подготовиться к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация к уроку «Водород», мультимедийный проектор и компьютер, учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия», 8 класс, М., «Просвещение», 2008г., материалы для демонстрационного опыта (гранулы цинка, соляная кислота, магний, серная кислота, штатив с пробирками, спиртовка, спички, натрий, фенолфталеин, вода дистиллированная, аппарат Киппа, лабораторный штатив, кристаллизатор с водой, держатель для пробирок, предметное стекло, пипетка, ПСХЭ.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Учитель читает обучающимся стихотворение и предлагает сформулировать тему и цель урока.

Прослушивание стихотворения, беседа, формулирование цели урока и задач

Ученые считают, что в день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснет Солнце, не станет воды…

Почему такое возможно, мы ответим немного позже.

А пока послушайте загадку:

(СЛАЙД 1) Вы со мной уже встречались.

Я – космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я – любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

- Ребята, о каком химическом элементе идет речь в этом стихотворении? (о водороде)

- Как бы вы сформулировали тему урока? («») (СЛАЙД 2)

-Для раскрытия темы урока сформулируем цели нашего урока (СЛАЙД 3)

- освоить знания о …

- выработать умения составлять …

- вырабатывать умения применять …..

Этап актуализации знаний

Для актуализации знаний предлагает составить план изучения, направляет деятельность обучающихся

Фронтальная - беседа

- Составьте план, по которому мы будем изучать водород. (СЛАЙД 4)

  1. Общая характеристика хим. элемента.
  2. Водород в природе.
  3. История открытия водорода.
  4. Получение и собирание водорода.
  5. Физические свойства водорода.

Этап изучения нового знания

1) Общая характеристика хим.

элемента.

2)Нахождение в природе.

3)История открытия водорода.

4) Получение водорода

а) в промышленности

б) в лаборатории

5) Физические свойства водорода

Организует работу  по плану характеристики хим. элемента

Проводит эвристическую беседу

Проводит работу по формированию умений использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач, преобразованию информации

Предлагает учащемуся сделать сообщение по теме

Организует беседу о промышленных источниках водорода.

Демонстрирует видеоопыты, организует лабораторную работу, проводит эвристическую беседу, формирует умение записывать химические формулы, уравнения реакций, закрепляет знание типов реакций и номенклатуры веществ.

Демонстрирует видеоопыты, проводит эвристическую беседу

Индивидуальная (работа по плану характеристики)

 Фронтальная (беседа)

 Работа в парах

Выступление обучающихся по результатам работы в парах

Индивидуальная (сообщение учащегося по теме, запись дат и имен)

Фронтальная

Просматривают видеоопыты, осуществляют лабораторный опыт (работа в парах), обсуждают результаты наблюдений, записывают уравнения реакций, называют вещества и тип хим. реакций

Фронтальная

Задание 1. Дайте характеристику химическому элементу водороду по плану. (СЛАЙД 5)

Задание 2. Известно, что если 100 миллионов атомов водорода расположить рядом друг с другом, то они образуют цепочку длиной всего лишь 1 сантиметр.

- Как вы думаете, каковы размеры атома водорода по сравнению с атомами других химических элементов? (Действительно, атом водорода самый маленький) (СЛАЙД 6)

Задание 3. Используя текст (в раздатке), данные диаграмм (СЛАЙД 7), проведите сравнительный анализ и опишите  нахождение водорода в природе. Заполните таблицу (СЛАЙД 8):

Нахождение в природе (в % по числу атомов)

во

Вселенной

на

Солнце

в земной коре

в организмах

92

90,7

17

50

- Назовите вещества, в состав которых входит водород.

- Теперь обратимся к проблеме, которую я затронула в начале урока: Почему возможно, что в день, когда запасы водорода иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснет Солнце, не станет воды…

Задание 4. Представьте результаты своей работы классу.

Задание 5.  Послушайте сообщение об истории открытия водорода и запишите даты и имена ученых-химиков, внесших вклад в изучение этого вещества.

Задание 6. Используя данные о нахождении водорода в природе, назовите из каких веществ его можно получить в промышленности.

(В промышленности водород получают из природного газа (главная составная часть которого – метан), либо из воды).

Задание 7. Посмотрите видеоопыт «Получение водорода и проверка его на чистоту» (СЛАЙД 9).

- Как можно получить водород в лаборатории?

- Как его собрать? Как называется такой метод собирания газов?

- Запишите уравнение данной реакции. Назовите ее тип и продукты реакции.

- Как доказать, что образовался именно водород, а не другой газ?

- Как собрать водород?

Задание 8. Проделайте лабораторный опыт. В одну группу пробирок с магнием, железом и медью добавьте по 1 мл раствора соляной кислоты, а в другую – по 1 мл раствора серной кислоты.

- Идут ли химические реакции?

- Назовите признак химических реакций?

- Сравните интенсивность выделения водорода в каждой реакции.

- Как вы думаете, что влияет на это?

Перед вами ряд активности металлов, составленный отечественным химиком Н.Н.Бекетовым. В данном ряду все металлы до водорода вытесняют его из растворов кислот.

- Запишите уравнения осуществленных вами реакций, назовите их тип и образовавшиеся продукты.

Задание 9. Посмотрите видеоопыт «Нерастворимость водорода в воде» (без звука) (СЛАЙД 10)

- Каким методом можно еще собрать водород и почему?

Задание 10. Посмотрите видеоопыт «Заполнение водородом мыльных пузырей» (без звука) (СЛАЙД 11).

- О каком физическом свойстве водорода вы можете сделать вывод?

- Зная, что молекулярная масса воздуха равна 29, рассчитайте, во сколько раз водород легче воздуха.

Задание 11. Прочитайте текст о дирижабле «Гинденбург» (в раздатке). (СЛАЙД 12)

- На каком свойстве водорода было основано использование дирижаблей?

- Подумайте, что могло послужить причиной его крушения?

Задание 12. Проверьте свою гипотезу, посмотрев видеоопыт «Взрыв смеси водорода и воздуха» (СЛАЙД 13).

- Водород – самый легкий газ. Почему же тогда водородом не заполняют воздушные шары?  

ЗАПОМНИТЕ! При получении водорода необходимо соблюдать технику безопасности и обязательно проверять его на чистоту.

Задание 13. Итак, каковы физические свойства водорода? Заполните обобщающую схему (СЛАЙД 14):

Этап самоконтроля

Учитель предлагает различные задания для первичного закрепления изучаемого материала, проверки его усвоения

Индивидуальная (самоконтроль правильности выполнения заданий)

 

Проверьте себя, насколько внимательны вы были на уроке.

Задание 14.  Выберите правильные утверждения, записав их номера. (СЛАЙДЫ 15 и 16)

  1. Водород – самый распространенный элемент во Вселенной.
  2. Водород – самый распространенный газ на Земле.
  3. Основным соединением водорода на нашей планете является вода.
  4. Большое количество атомов водорода входит в состав веществ, образующих живые организмы.
  5. Валентность водорода равна II.
  6. Формула простого вещества водорода Н2 .
  7. Водород тяжелее воздуха.
  8. Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.
  9. Чтобы собрать водород, пробирку надо держать вверх дном.
  10. Водород обнаруживают по характерному звуку «пах».

Ответы: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 10

Этап рефлексии учебной деятельности

Подведение итогов урока, организация рефлексии учебной деятельности

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Пора подвести итог урока. Какие цели и задачи мы ставили? Удалось ли нам их достичь?

Оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, отношение к изученному материалу.

1) На уроке я работал…

2)Своей работой на уроке я…

3)Урок  мне показался…

4) За урок  я…

5) Мое настроение…

6)Материал урока мне был…

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/не полезен


Домашнее задание: §28, упр. 5, тесты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст. Нахождение водорода в природе.

            Водород самый распространённый элемент во Вселенной: по современным данным, он составляет примерно 92% от общего числа ее атомов. Водород содержится в газовых туманностях, в межзвездном газе, кометах, входит в состав звезд. Для большинства звезд, в том числе и для Солнца, водород служит главным источником энергии, которая выделяется при превращении водорода в гелий. В условиях звёздных температур и межзвёздного пространства этот элемент существует в виде отдельных атомов.

            По своему химическому составу Солнце ничем не отличается от других звёзд и содержит по числу атомов: 90,7% – водорода , 9,1% – гелия, остальные элементы – 0,2 %. Внутри Солнца постоянно происходят реакции превращения водорода в гелий с большим выделением тепловой энергии.

            Водород составляет около 1% от массы земной коры. По распространенности на Земле этот элемент занимает 9-е место. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% (второе место после кислорода, доля атомов которого примерно равна 52%). В свободном состоянии он встречается сравнительно редко – содержится в нефтяных и вулканических газах. Большая часть атомов водорода связана в форме воды, нефти, природного газа, каменного угля и минералов.

            Водород вместе с азотом, кислородом и углеродом входит в группу так называемых элементов-органогенов. Именно из этих элементов в основном и состоит организм человека. Доля водорода в нем по массе достигает 10%, а по числу атомов 50% (каждый второй атом в организме – водород). Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма наиболее важны вещества, в состав которых он входит, а именно вода, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст. История открытия водорода.

С древних времен людям были известны вещества, которые имеют кислый вкус, поэтому их назвали «кислоты». Например, лимонная кислота содержится в лимоне, яблочная кислота – в яблоке. Вещество с химической формулой HCl называется соляной кислотой.

Многие исследователи проводили опыты с кислотами. В 1745 году М.В.Ломоносов писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается «горючий пар». А в 1766 году английский химик Генри Кавендиш, ничего не зная о работах Ломоносова, тоже получил этот газ и назвал его «горючим воздухом». Он подробно изучил свойства этого газа и по праву считается его первооткрывателем.  Французский химик Антуан Лавуазье дал этому веществу название «гидрогениум», то есть «рождающий воду». Русское наименование «водород» предложил профессор Санкт-Петербургского университета Михаил Соловьев в 1824 году.

Текст. Крушение дирижабля «Гинденбург».

В 1936 году в Германии был построен самый большой в мире летательный аппарат - дирижабль «Гинденбург». Его длина составляла 245 метров. Четыре мощных дизельных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км в час, то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. В гондоле под огромным днищем дирижабля находились шестнадцать водородных баллонетов, служивших для поднимания и опускания дирижабля.

3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» с 97 пассажирами и членами экипажа на борту совершил рейс через Атлантический океан в Соединенные Штаты Америки и готовился приземлиться на базе. Пилот развернул дирижабль против ветра, чтобы снизить скорость. Двигатели включились на задний ход для остановки судна. Послышался свист: по приказу капитана дирижабль начал выпускать водород, чтобы быстрее снизиться. Вдруг люди на земле услышали легкий «бум», как будто что-то лопнуло. Огонь мгновенно охватил весь «Гинденбург». Он сгорел дотла за 34 секунды.

Сразу после катастрофы пассажирские перевозки на дирижаблях запретили. Эпоха этих летательных аппаратов закончилась.

Внимание, вопрос: - На каком свойстве водорода было основано использование дирижаблей?

- Подумайте, что могло послужить причиной его крушения?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта для учащихся по практической работе №4 «Получение водорода и изучение его свойств»

В технологической карте "Практической работа №4  «Получение водорода и изучение его свойств» показана последовательность действий проведения  практической работы. По этой карте дети могут бе...

разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.

урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и  Ф.Г.Фельдмана...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...

Технологическая карта урока по теме "Источники и каналы получения информации"

Технологическая карта урока по теме "Источники и каналы получения информации" составлена для урока технологии в 7 классе на основе материалов учебника "Технология. 7 класс. Авторы: Каза...

Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»

laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...