ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | физика | Класс | 7 |
Тема урока | Способы нахождения объёма и плотности вещества. Закон Архимеда
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
закрепить знания учащихся по теме «Плотность вещества»; научить применять знания по данной теме в различных жизненных ситуациях. | формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
| развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся |
Решаемые учебные проблемы | Урок посвящен решению ситуационной задачи «Архимед царю помог, и тебе с того урок», в процессе решения которой учащиеся учатся применять физические знания в нестандартных ситуациях. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Плотность, масса, объём, единицы измерения этих величин, формулы для расчёта |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор, видеосюжет Легенды об Архимеде |
Образовательные интернет-ресурсы |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
Деятельность учителя Организовать игровую деятельность учащихся. Отслеживать (контролировать) правильность написания формул и физических величин | Деятельность учащихся – игровая. Заселите остров формулами Повторяют обозначения физических величин, формулы для расчёта. Контролируют правильность написания формул одноклассниками. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.
Постановка проблемной задачи Всем нам хорошо известно, что 1 кг железа и 1 кг ртути занимают разные объемы, а о телах одинаковых по форме и объему нельзя однозначно сказать, что их массы одинаковы, все зависит от того, из какого вещества они сделаны. - Какую емкость надо взять с собой для покупки в магазине 1 кг подсолнечного масла или меда? - Можно ли верить продавцу на рынке, который утверждает, что в пол-литровой банке содержится почти 700 г меда?
| Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Для того чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем: . Массу тела можно определить с помощью весов. А как найти объем тела? Если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то его объем находится по формуле: V=abc Если же у него какая-то другая форма? |
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя.Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
Деятельность учителя Мотивирует учащихся на изучение нового материала. Подводит учащихся к идее сформулировать тему урока. Записывает тему на доске. -Мы знаем формулы для расчёта плотности, объёма, массы тела. -Но мы затрудняемся находить объём тела неправильной формы. -Кто попробует сформулировать тему урока. | Деятельность учащихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения. Формулируют тему урока. Тема урока: Способы нахождения объёма и плотности вещества.
|
4. ЭТАП планирования. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; - формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
|
Деятельность учителя Мотивирует учащихся на составление плана решения трудности, цели и задачи учения. Записывает цели урока на доске. Цели: -научиться находить объём тела неправильной формы, -решить поставленную задачу, -научиться применять знания на практике в повседневной жизни. | Деятельность учащихся Трудности в решении проблемы по нахождению объёма тела неправильной формы. Составление плана предстоящей деятельности - научиться находить объём тела неправильной формы, -решить поставленную задачу. Вывод: необходимо получить новое знание, чтобы в повседневных жизненных ситуациях уметь это знание применять.
|
5 ЭТАП"Открытие" нового знании. Основные задачи учителя:Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
Деятельность учителя 1. Сообщает учащимся о существовании Легенды об Архимеде и его способе определения объёма тела неправильной геометрическое формы. Если же у него какая-то другая форма, то его объем можно найти методом, который был открыт древнегреческим ученым Архимедом в III в. до н.э. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия. Его отец, астроном Фидий, был родственником Гиерона, ставшего в 270 г. до н.э. царем города, в котором они жили. До нас дошли не все сочинения Архимеда. О многих его открытиях стало известно благодаря более поздним авторам, в сохранившихся трудах которых описываются его изобретения. Так, например, римский архитектор Витрувий в одном из сочинений рассказал историю определение объёма золотой короны царя Гиерона. 2. Демонстрирует Видеофрагмент.
| Деятельность учащихся 1. Знакомятся с легендой об Архимеде и способе определения объём тела неправильной формы. 2. Обсуждают метод. 3. Формулируют правило и записывают в тетради.
|
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учителя Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. 1. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем все новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ ? 2. Кусок пластилина скатали в шарик. Изменилась ли его плотность? 3. Докажи, что из двух тел равного объема плотность больше у того тела, масса которого больше. 4. Что необходимо знать, чтобы сравнить плотности шаров на четвертых весах?
5. В воздушный шарик накачали дополнительную порцию воздуха. При этом масса шарика возросла в 4 раза, а объем – только вдвое. Во сколько раз возросла плотность воздуха в шарике? 6.Для измерения плотности пластилина взяли его кусок массой 100 г. Как изменятся результаты измерений, если будет взят кусок массой 200 г?
7. Имеются две банки: с медом и молоком (см. рисунок). Сравните массы этих веществ.
8. Имеются 3 кг меда и 3 кг молока. Сравните их объемы. 9. Докажите, что из двух тел равной массы плотность больше у того тела, объем которого меньше. 10. Железный и алюминиевый стержни имеют одинаковые диаметры и массы. Какой из них длиннее? Организует работу в группах при работе с заданиями № 5-10
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) | Деятельность учеников - Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..» - Выполняют задания на новый материал (всем классом) № 1-4 - Выполняют задания на новый материал (по группам) № 5-10 - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
- Формулируют правило нахождения объёма тела неправильной формы, плотности тела, массы тела.
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию . 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». |
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя -Давайте вспомни тему и задачи урока(записаны на доске). - Мы познакомились со способом определения объёма тела неправильной формы. - Потренировались в нахождении плотности и массы различных тел. - Применили полученные знания для решения задач, которые встречаются в повседневной жизни.. - Используя свои новые знания ответим на вопрос, вызвавший в начале урока у нас затруднение: - Какую емкость надо взять с собой для покупки в магазине 1 кг подсолнечного масла или меда? - Можно ли верить продавцу на рынке, который утверждает, что в пол-литровой банке содержится почти 700 г меда? - Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? -Можем ли мы утверждать, что научились решать задачи на расчёт массы и плотности тел? - Следовательно надо ещё потренироваться и выполнить домашнее задание. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:называют тему и задачи урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. - Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: Какую емкость надо взять с собой для покупки в магазине 1 кг подсолнечного масла или меда? Можно ли верить продавцу на рынке, который утверждает, что в пол-литровой банке содержится почти 700 г меда? Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
- Вероятно появится мнение о том, что не у всех сформировались прочные знания и есть ещё затруднения при решении практических задач.
|
8 ЭТАП Домашнее задание 1. Экспериментальное задание. Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Проделав необходимые измерения, определите плотность мыла. 2. Предложите способ, позволяющий определить однородно ли тело (например, есть ли в теле полость). 3. Используя прикладные программы ПК сформировать кроссворд или закодировать изречение по теме урока. |