Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Конспект урока, Аналих урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_himii.doc | 88 КБ |
konspekt_uroka_po_himii.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ УРОКА
Дата проведения урока: 7 декабря 2011 г.
Учитель химии: Родина Людмила Николаевна
Класс: 8 класс
Тема урока: « Водород в природе. Водород как химический элемент . Физические свойства водорода»
Место урока в учебной программе: по программе «Ориентир» теме «Водород» дается после изучения темы «Кислород» (что соответствует традиционному подходу изучения курса химии в 8 классе). Основные понятия, свойства, получение и применение водорода отрабатываю на 4-х уроках:
1. Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические
свойства водорода.
2. Химические свойства водорода.
3. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение
водорода.
4. ПР № 4. «Получение водорода. Взаимодействие водорода с CuO»
К числу основных трудностей темы отношу:
- путаница понятий «химический элемент водород» и «простое вещество водород»; уравнивание реакции замещения алюминия с соляной кислотой; запись уравнения основного промышленного способа получения водорода.
Доминирующей целью урока считаю:
- сформировать понятия «химический элемент водород» и «простое вещество водород»;
- научить отличать понятия «химический элемент водород» и «простое вещество водород», опираясь на молекулярный состав веществ;
В соответствии с доминирующей целью урока выбран тип урока.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: - сформировать умение давать краткую характеристику
химического элемента по его положению в ПСХЭ,
на основе первоначальных химических понятий;
- сформировать понятия « химический элемент водород»
и «простое вещество водород»;
- научить отличать понятия «химический элемент
водород» и «простое вещество водород», опираясь
на состав и свойства веществ;
- развить представления о физических свойствах
простых веществ неметаллов на примере водорода;
РАЗВИВАЮЩАЯ: - способствовать овладению основными способами
мыслительной деятельности ( выделение главного,
сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, синтез);
- развивать познавательный интерес уч-ся к предмету;
- развивать грамотную химическую речь за счет обогащения
и усложнения ее словарного запаса;
- способствовать развитию сенсорной сферы (точности и
тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков
речи);
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - формирования стремления к новым знаниям;
- воспитания добросовестного отношения к выполнению
домашнего задания;
- воспитания дисциплинированности;
- воспитание эстетического вкуса.
Содержание деятельности учителя: объяснить новый материал.
Содержание деятельности уч-ся: воспринять материал, осмыслить,
осознать, обобщить и применить на практике
Условия получения положительного результата: опора на жизненный опыт, опора на полученные ранее знания, индивидуальный подход.
Показатели выполнения: - включение уч-ся в активную учебно-познавательную деятельность и качество ответов уч-ся;
- ТДЦ урока поставлена в полном объеме в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей уч-ся и психологических основ усвоения новых знаний. Направлена на формирование у уч-ся общеучебных и специальных умений и навыков, развитие мыслительной и познавательной деятельности, активности и воспитание личности.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть.
ТДЗ Подготовка уч-ся к началу работы на уроке. Концентрация внимания, создание благоприятного психологического климата.
Методы реализации (МО): Метод эмоционального стимулирования и мотивации деятельности.
Формы организации: общеклассные.
Виды деятельности: работа у доски.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТДЗ Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных
мотивов.
Методы реализации (МО): эмоциональное стимулирование, поощрение, словесные, наглядные, репродуктивные методы.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
Фронтальная
Виды деятельности: беседа, задания в тематической карте.
3. Усвоение новых знаний
ТДЗ Сформировать у уч-ся конкретные представления о химическом элементе водороде и веществе водороде, умения давать краткую характеристику элемента по положению в ПС, развить представления о физических свойствах неметаллов на примере водорода.
Методы реализации (МО): словесные, наглядные, репродуктивные логические, эмоциональное стимулирование, поощрение, информационные технологии.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
сочетание общеклассных и индивидуальных.
Виды деятельности: работа с опорным конспектом
4. Первичная проверка понимания учебного материала
ТДЗ определить осознанность усвоения уч-ся нового материала, выявить пробелы и
решить возможность перехода к следующему этапу.
Методы реализации (МО): логические, наглядные, поощрение, самоконтроль, тестовая технология.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
Фронтальная беседа, индивидуальная работа, взаимоконтроль.
Виды деятельности: работа с заданиями в тематической карте, химический диктант, беседа.
5. Закрепление материала
ТДЗ организация деятельности уч-ся по применению изученного материала
Методы реализации (МО): эмоциональное стимулирование, поощрение, контроль, тестовая технология.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
Индивидуальная работа, контроль ЗУН
Виды деятельности: выполнение химического диктанта, фронтальная беседа.
6. Информация о домашнем задании:
ТДЗ закрепить знания уч-ся, полученные на уроке. Активизировать творческие способности детей, развивать познавательный интерес.
Методы реализации (МО): наглядные, словесные, дифференцированный подход.
7. Подведение итогов урока
ТДЗ дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности на уроке. Выявить недочеты.
Методы реализации: устное сообщение учителя.
Слайд № 1
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
«ХАРАКТЕИСТКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА»
- Химический знак
- Порядковый номер
- Период
- Группа
- Относительная атомная масса
- Валентность
Слайд № 1 (Самопроверка)
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
«ХАРАКТЕИСТКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА»
1.Химический знак H
2.Порядковый номер 1
3.Период 1
4.Группа I
5.Относительная атомная масса 1
6.Валентность I
Слайд № 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ
Н2S , NаН , NH3 , СаН2 , НСl , НF
Слайд № 2 (Ответы появляются постепенно)
I I I I I I I I I I I I I I I I
Н2S , NаН , NH3 , СаН2 , НСl , НF
Слайд № 3 «А»( с появлением постепенных ответов)
НОМЕНКЛАТУРА СОЕДИНЕНИЙ НЕМЕТАЛЛОВ С ВОДОРОДОМ
Пример: СЕРОВОДОРОД Н2S
По опорной схеме дайте название следующим соединениям:
НСl
НF
НСl ХЛОРОВОДОРОД
НF ФТОРОВОДОРОД
____________________________________________________
Слайд № 3 «Б»( с появлением постепенных ответов)
НОМЕНКЛАТУРА СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛОВ С ВОДОРОДОМ
Пример: ГИДРИД АЛЮМИНИЯ АIН3
По опорной схеме дайте название следующим соединениям:
КН
СаН2
КН ГИДРИД КАЛИЯ
СаН2 ГИДРИД КАЛЬЦИЯ
Слайд № 4
«ХАРАКТЕИСТКА ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА»
- Формула вещества
- Название вещества
- Тип вещества
- Относительная молекулярная масса вещества
- Графическая формула . Почему ?
- Массовые доли элементов
Слайд № 4 (Самопроверка)
«ХАРАКТЕИСТКА ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА»
1. Формула вещества Н2
2. Название вещества водород
3. Тип вещества простое ( Почему?)
4. Относительная молекулярная масса вещества Мr (Н2) = 2
5. Графическая формула Н – Н . (Почему ?)
6. Массовые доли элементов 100%
Слайд № 5 (для проверки задания по учебнику)
«ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДОРОДА»
- Агрегатное состояние – газ
- Цвет – не имеет
- Запах – не имеет
- Вкус – не имеет
- Плотность – 0,009 г/л
- Растворимость в воде – малорастворим
- Температура кипения – - 253
- Теплопроводимость – высокая
________________________________________________
Слайд № 6 «А»
Самостоятельна работа
- В воде содержится водород.
- Водород горит.
- Из кислот можно получить водород.
- Лимонная кислота содержит водород.
Слайд № 6 «Б»
Ключ для проверки.
Э П П Э
Слайд № 7. «А»
ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
«Давайте познакомимся»
- Водород – одноатомный газ
- Хорошо расворим в воде.
- Сложное вещество
- Немного тяжелее воздуха
- При обычных условия – бесцветный газ
- В природе встечается только в связанном виде
- Собирают в перевертнутый вверх дном сосуд
- Простое вещество
- Малорастворим в воде
- Газ, имеющий запах
- Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды
- Легче воздуха
- При обычных условия – жидкость
- Входит в состав воздуха
- Собирают в сосуд, поставленный на дно.
- Молекула водорода – двухатомна
Слайд № 7. «Б»
ОТВЕТЫ К ХИМИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ
«Давайте познакомимся»
3, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16 .
Тематическая карта ученика.
Урок № 1 по теме: «ВОДОРОД»
Тема урока: «Водород в природе. Водород как химический элемент . Физические свойства водорода.
Задачи:
Должны знать: физические свойства водорода.
Должны уметь: различать «химический элемент» от «простого вещества»
Цель: научиться отличать «химический элемент водород» и «простое вещество водород».
Проблемный вопрос:
Почему водород самый легкий ?
План урока:
- Водород – как химический элемент.
- Водород – ка простое вещество.
Физические свойства водорода.
- Водород в природе.
Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы.
- Слайд №1. Задание № 1.
По опорному конспекту дайте характеристику водороду, как химическому элементу, исходя из положения в ПСХЭ.
- Слайд № 2. Задание № 2
Найдите различия в качественном составе формул и определите валентность элементов в соединениях.
- Слайд №3. Задание № 3.
По опорной схеме названия соединениям.
- Слайд №4. Задание № 4
По опорной схеме дайте характеристику водороду, как простому веществу.
- Работа с учебником. Задание № 5.
Прочитайте текст учебника из параграфа 6.3. и по плану запишите в тетради физические свойства водорода.
План:
- Агрегатное состояние –
- Цвет –
- Запах –
- Вкус –
- Плотность –
- Растворимость в воде –
- Температура кипения –
- Теплопроводимость –
- Работа с рисунком учебником. Задание № 6
Рассмотрите рис. 6.1, 6.2. на стр.112 и ответьте на вопросы:
- Почему водород можно переливать из одного стакана в другой?
- Где это свойство можно применять?
- Мультимедийный фрагмент. Задание № 7.
Просмотрите фрагмент и ответьте на вопросы:
1.
2.
8. Работа с учебником. Задание № 8.
Выполните письменно задание № 2 (б,д,е) на стр. 110.учебника.
- Слайд № 6. Задание № 9.
На слайде записано задание, а в тетради запишите только букву «Э», если в этом предложении речь идет о водороде как об элементе, или букву «П», если речь идет о водороде как об простом веществе.
- Работа с текстом. Задание № 10.
Найдите в тексте стихотворения слова, где водород, как химический элемент и где, как простое вещество:
Из атомов мир создавала Природа
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды.
- Слайд № 7. Задание № 11
На слайде записаны утверждающие выражения, выберите те, которые подходят водороду и выпишите в тетрадь только цифры.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
в 8 «Б» классе
Учителя химии Родиной Людмилы Николаевны
ГБОУ СОШ № 922
Тема урока: « Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода»
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: - сформировать умение давать краткую характеристику
химического элемента по его положению в ПСХЭ,
на основе первоначальных химических понятий;
- сформировать понятия « химический элемент водород»
и «простое вещество водород»;
- научить отличать понятия «химический элемент
водород» и «простое вещество водород», опираясь
на состав и свойства веществ;
- развить представления о физических свойствах
простых веществ неметаллов на примере водорода;
РАЗВИВАЮЩАЯ: - способствовать овладению основными способами
мыслительной деятельности ( выделение главного,
сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, синтез);
- развивать познавательный интерес уч-ся к предмету;
- развивать грамотную химическую речь за счет обогащения
и усложнения ее словарного запаса;
- способствовать развитию сенсорной сферы (точности и
тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков
речи);
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - формирования стремления к новым знаниям;
- воспитания добросовестного отношения к выполнению
домашнего задания;
- воспитания дисциплинированности;
- воспитание эстетического вкуса.
Оборудование:
- Презентация к уроку, экран.
- Мультимедийный диск.
- Тематическая карта ученика.
Ход урока
Этапы (время) | Цели деятельности учителя | Деятельность учащихся | Методическое обеспечение и оборудование. |
1.Оргмомент 1 мин. | ТДЗ: подготовка учащихся к началу работы на уроке, концентрация внимания, создание условий психологической комфортности. | ||
2. Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности. 5 мин. | ТДЗ Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. | ||
Цели выполнения заданий: вспомнить простые и сложные вещества; найти вещества в состав которых входит водород. | Выполняют задания:
зашифровано. 1,2 задание на доске (два ученика); 3 задание в тетрадях всех учащихся. | Запись на доске (заранее) | |
Мотивация 1 мин | Во время ВОВ этот легкий газ имел огромное значение для защиты над Москвой и дети любят этот газ, им заполняют воздушные шары. и сегодня водород - ценен, как химическое сырье и является перспективным элементом для энергетики будущего. Водород – экологически чистое топливо, так как, сгорая, он образует воду - вещество, нечуждое природе. И мы сегодня на уроке узнаем на каких же физических свойствах основано применение водорода. | ||
3. Усвоение новых знаний 16 мин. | ТДЗ Сформировать у уч-ся конкретные представления о химическом элементе водороде и веществе водороде, умения давать краткую характеристику элемента по положению в ПС, развить представления о физических свойствах неметаллов на примере водорода. | ||
1.Водород – как химический элемент. Задание № 1. Цель: сформировать умение давать краткую характеристику химического элемента по его положению в ПСХЭ, на основе первоначальных химических понятий. Задание № 2. Цель: показать, что водород образует соединения с большинством элементов ПСХЭ и закрепить понятие «валентность»
Задание № 3 Цель: разъяснить учащимся особенности номенклатуры химических соединений с водородам и закрепить название формул. 2. Водород – как простое вещество. Физические свойства водорода. Проблемный вопрос: Почему водород самый легкий???
Цель: сформировать умение давать краткую характеристику водороду, как простому веществу.
Цель: сформировать у учащихся конкретное представление о водороде, как химическом веществе. 3 Фронтальный опрос. Цель: научить находить зависимость применение водорода от физических свойств. 3.Водород в природе. Проблемный вопрос: Почему на звездах и в космическом пространстве отсутствует молекула водорода?
Фронтальный опрос. Цель: показать распространенность водорода во Вселенной и на Земле. | Выполняют задание №1. Делают записи в тетради по опорной схеме. Самопроверка по слайду. Выполняют задание №2. Фронтальная беседа. На доске записывают формулы в веществ и проставляют валентности. Выполняют задание № 3. Записывают в тетрадях формулы веществ, называют данные соединения. Обращают внимание, что есть вещества, которые имеют собственное название. Выполняют задание № 4. По опорной схеме делают запись в тетрадях. Отвечают на проблемный вопрос. Выполняют задание № 5 по плану ( в тематической карте). Работают с учебником. Записывают в тетрадь физические свойства водорода. Проверяют задания по слайду. Отвечают на вопросы. Выполняют задание № 6. Работают с рисунком и отвечают устно на вопросы из тематической карты. Выполняют задание № 7. Смотрят фрагмент и отвечают устно на вопросы. | Слайд № 1 Слайд № 2. (соединения водорода с разными элементами. Слайд № 3. Запись на доске формул Слайд № 4. (самопроверка) «Характеристика химического вещества» Учебник Л.С.Гузея . ( параграф 6.3. стр. 113). Тематическая карта. Слайд № 5. (для проверки задания по учебнику) Учебник Л.С.Гузея . ( рис. 6.1. и 6.2. , стр 112) Тематическая карта. Мультимедийный фрагмент. Тематическая карта. | |
4. Первичная проверка понимания учебного материала 7 мин. | ТДЗ определить осознанность усвоения уч-ся нового материала, выявить пробелы и принять решение о возможности перехода к следующему этапу. | ||
1. Задание № 8. Цель: проверить правильность написания и названия соединений с водородом.
Цель: проверить усвоение понятий «химический элемент» и «простое вещество». | Три ученика у доски выполняет письменно задание , а все учащиеся в тетрадях. Выполняют задание № 9 На слайде читают текст, а тетрадь записывают букву с нужным ответом. Выполняют задание № 10 Читают отрывок стихотворения и находят в тексте слова, где водород, как химический элемент и где, как простое вещество. | Учебник Л.С.Гузея Задание № 2 на стр. 110. (б,д,е) Слайд № 6 с ключом для проверки. Тематическая карта ( отрывок из стихотворения) | |
5. Закрепление материала 5 мин. | ТДЗ: организация деятельности уч-ся по применению изученного материала | ||
Химический диктант. Цель: закрепить изучение нового материала и выявить пробелы. | Выполняют задание № 11 «Давайте познакомимся» | Слайд № 7 с ключом для проверки. | |
6. Д/задание 2 мин. | ТДЗ закрепить знания уч-ся, полученные на уроке. Активизировать творческие способности детей, развивать познавательный интерес. | ||
Разъяснить выполнение письменных заданий. Параграфы 6.1., 6.2., 6.3.; задание №2 (стр.110) по образцу, как выполняли в классе – всем учащимся класса. Задание 9, 10* (113 стр.) - по выбору. | Записывают в дневники | На доске запись д/задания. | |
7. Подведение итогов. 3 мин. | ТДЗ дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности на уроке. Выявить недочеты. | ||
Беседа по вопросам:
Выставление отметок с комментированием . | Отвечают на вопросы. Подают дневники для отметки . |
Раздаточная карта для учащихся на парту.
Урок № 1 по теме: «ВОДОРОД»
Тема урока: «Водород в природе. Водород как химический элемент . Физические свойства водорода.
Задачи:
Должны знать: физические свойства водорода.
Должны уметь: различать понятия «химический элемент» и «простогое вещество»
Цель: научиться отличать «химический элемент водород» и «простое вещество водород».
Проблемный вопрос:
Почему водород самый легкий ???
План урока:
- Водород – как химический элемент.
- Водород – ка простое вещество.
Физические свойства водорода.
- Водород в природе.
Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы.
- Слайд №1. Задание № 1.
По опорному конспекту дайте характеристику водороду, как химическому элементу, исходя из положения в ПСХЭ.
- Слайд № 2. Задание № 2
Найдите различия в качественном составе формул и определите валентность элементов в соединениях.
- Слайд №3. Задание № 3.
По опорной схеме названия соединениям.
- Слайд №4. Задание № 4
По опорной схеме дайте характеристику водороду, как простому веществу.
- Работа с учебником. Задание № 5.
Прочитайте текст учебника из параграфа 6.3. и по плану запишите в тетради физические свойства водорода.
План:
- Агрегатное состояние –
- Цвет –
- Запах –
- Вкус –
- Плотность –
- Растворимость в воде –
- Температура кипения –
- Теплопроводимость –
- Работа с рисунком учебником. Задание № 6
Рассмотрите рис. 6.1, 6.2. на стр.112 и ответьте на вопросы:
- Почему водород можно переливать из одного стакана в другой?
- Где это свойство можно применять?
- Мультимедийный фрагмент. Задание № 7.
Просмотрите фрагмент и ответьте на вопросы:
1.Какие основные источники водорода на земле?
2.В каких условиях находиться водород в межзвездном пространстве.
- Работа с учебником. Задание № 8.
Выполните письменно задание № 2 (б,д,е) на стр. 110.учебника.
Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний.
1. Слайд № 6. Задание № 9.
На слайде записано задание, а в тетради запишите только букву «Э», если в этом предложении речь идет о водороде как об элементе, или букву «П», если речь идет о водороде как об простом веществе.
- Работа с текстом. Задание № 10.
Найдите в тексте стихотворения слова, где водород, как химический элемент и где, как простое вещество:
Из атомов мир создавала Природа
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды.
- Слайд № 7. Задание № 11
На слайде записаны утверждающие выражения, выберите те, которые подходят водороду и выпишите в тетрадь только цифры.
Д /задание: параграфы 6.1., 6.2., 6.3.; задание №2 (стр.110) по образцу, как выполняли в классе – всем учащимся класса.
Задание 9, 10* (113 стр.) - по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"
Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого этапа ...
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.
Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».
Урок по теме «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» разработан для УМК по программе курса «Химия 8 класс» под редакцией Г. Е. Рудзит...
разработка урока по предмету химия для 8 класса по теме: Водород.Получение водорода и физические свойства водорода.
урок по премету химия в 8 классе на тему: Водород по учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана...
Тема: Фосфор,его химические и физические свойства.
I. Организационный момент II.1)Почти весь материал по фосфору вам известен,поэтому данный урок будет строиться в плане повторения и систематизации уже известных вам сведений. Характеристика P по пол...
Железо, его химические и физические свойства
Разработка конспекта урока по химиии....
технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"
Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....