Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»
план-конспект урока по химии (9 класс)

«Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»

В настоящее время с переходом общеобразовательных школ на ФГОС в развивающем обучении особую актуальность приобретает системно-деятельностный подход, ориентирующий педагога на то, чтобы научить школьника учиться. Данный подход способствует формированию критического мышления у учащихся и позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения.

Современный урок соответствуют структуре продуктивного мыслительного акта: постановка проблемы – поиск путей ее решения – формулировка вывода.

Цели:

Образовательные: применить способ изучения простых веществ на уровне атома, молекулы и на уровне вещества по схеме «состав – строение – свойства»;

Развивающие: создать условия для выделения и осмысления учащимися способа изучения простых веществ по схеме «нахождение в природе – получение – физические свойства»;

 Воспитательные: соотнесения знаний с основным понятием химии – «химическое явление», для развития адекватной самооценки.

Содержание урока построено из 3-х этапов:

- ориентировочно-мотивационный;

- операционально-исполнительский;

- рефлексивно-оценочный.

В качестве средств обучения при деятельностном подходе выступают знания, полученные на предыдущих уроках, модель изучения состава, строения и свойств вещества на разных уровнях организации (атомарном, молекулярном и макроуровне), схема изучения простых веществ («нахождение в природе – получение – физические свойства»).         

Способ организации деятельности учащихся на уроке – групповой.

Ориентировочно-мотивационный этап:

Предлагается обучающимся система вопросов и заданий. Каждое из них имеет определенную «цену» в баллах. Обучающиеся по ходу урока оценивают себя сами.

Операционально-исполнительский этап:

    На этом этапе учащиеся работают в группах. Максимальное число баллов за задание учащийся получает лишь в том случае, если активно участвует в работе группы и выполняет задание правильно.

Рефлексивно-оценочный этап:

Учащиеся подсчитывают общее число баллов, полученных за урок, и оценивают свою работу по пятибалльной системе.

В зависимости от уровня знаний, выявленного в результате самооценки, индивидуально определяется домашнее задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Химия» 8-9 класс  О.С. Габриелян. Базовый уровень. 2 часа в неделю.

Тема: «Современный урок химии в 9-м классе – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»

УМК: Химия. 9 класс:  учебник/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: применить способ изучения простых веществ на уровне атома, молекулы и на уровне вещества по схеме «состав – строение – свойства»;

Развивающие: создать условия для выделения и осмысления учащимися способа изучения простых веществ по схеме «нахождение в природе – получение – физические свойства»;

Воспитательные: соотнесения знаний с основным понятием химии – «химическое явление», для развития адекватной самооценки.

Форма организации: групповая.

Приветствие учащихся. Отмечаю в электронном журнале отсутствующих на уроке.

На протяжении всего урока учащимся предлагается система вопросов и заданий, которые оцениваются в баллах. Баллы обучающиеся ставят себе сами.

Ориентировочно-мотивационный этап:

1. Каков путь познания химии? (Химические явления → вещества → молекулы → атомы → молекулы → вещества → химические превращения.) (1 балл.)

2. Какие уровни организации материи вы уже изучили? (Сначала получили лишь представления о химических явлениях, веществах, молекулах, атомах, затем подробно изучили атомы, из атомов «собирали» молекулы, из молекул – вещества. Сейчас изучаем макроуровень организации вещества.) (1 балл.)

3. На какие группы делят вещества по составу? (Простые и сложные.) (1 балл.)

4. Какие вещества и почему лучше изучать вначале? (Простые вещества. Лучше начать с простого, а затем постепенно усложнять объект изучения.) (1 балл.)

5. С какого простого вещества и почему вы начали изучение веществ? (С водорода, потому что это вещество состоит из молекул, образованных самыми простыми по составу атомами.) (1 балл)

6. Какое вещество следует изучить теперь?

Этот вопрос вызывает затруднение, поэтому предлагаются учащимся проанализировать картинки, изображенные на электронной доске.

В процессе обсуждения этих картинок обучающийся приходят к выводу, что в них идет речь о сере. Значит, это очень важное вещество, его и предстоит начать изучать на сегодняшнем уроке (1 балл)

- Озвучиваю тему урока. Исходя из темы урока обучающиеся ставят цель.

7. Как нужно изучать серу? Спланируйте свои действия (1 балл)

В результате обсуждения совместно с обучающимися составляется план изучения серы.

План

1. Состав, строение, свойства атома серы.

2. Состав, строение, свойства молекулы серы.

3. Нахождение в природе, получение, физические свойства простого веществ серы.

- Физкультминутка «Химическая гимнастика»:

1. Химический элемент – вращение плечами назад;

2. Вещество – вращение плечами назад;

3. Формулу простого вещества – поворот головы к правому плечу;

4. Формулу сложного вещества – поворот головы к левому плечу.

Операционально-исполнительский этап:

На этом этапе учащиеся работают в группах. Каждое задание они обсуждают совместно. Максимальное число баллов за задание учащийся получает лишь в том случае, если активно участвует в работе группы и выполняет задание правильно. Эти схемы обсуждаются фронтально.

1. Охарактеризуйте серу вначале как атом, затем как простое вещество по схеме «состав – строение – свойства», и смоделируйте способ изучения серы на разных уровнях [1] (4 балла.)

2. Обсудите, какая сера и где находится сера в природе, смоделируйте способ изучения нахождения химического элемента серы в природе. [2] (2 балла.)

3. Охарактеризуйте способы получения серы в природе, промышленности, лаборатории. [3] (3 балла.)

Вывод урока: Сера – жизненно важный химический элемент. Входит в состав живой и неживой природы. Имеет широкое применение в разных отраслях промышленности. Основным источником серы – химическая промышленность.

Рефлексивно-оценочный этап:

1. Чем вы занимались на уроке? (На примере серы применили известные способы изучения вещества на атомарном и макроуровне организации) (1 балл)

2. Как характеризуют простое вещество? (3 балла.)

3. Для чего вы изучали серу? (Для того чтобы научиться объяснять химические реакции с ее участием.) (1 балл.)

После этого учащиеся подсчитывают общее число баллов, полученных за урок, и оценивают свою работу по пятибалльной системе:

- 19-22 балла – «5»;

- 15-18 баллов – «4»;

- 10-14 баллов – «3»;

- 9 и менее баллов – «2».

Эти отметки выставляются в электронный журнал. В зависимости от уровня знаний, выявленного в результате самооценки, учащиеся выбирают, что им необходимо выполнить дома: прочитать §26, поработать со словарем, ответить на вопросы на с.188, осмыслить записи в тетради.

[1] - Модель способа изучения серы на разных уровнях

Таблица 1

Признаки

Химический элемент

Простое вещество

Положение элемента в Периодической системе

№ 16, VI группа, главная подгруппа, 3-й период (малый)

_

Состав

3216 S(16p+ 16n0) 16е-

Циклические молекулы S8.

Строение

… 3s23p4

Кристаллическая решетка – молекулярная, ковалентная неполярная связь.

Свойства

Аr=32; Э.О.=2,58; Типичный неметалл; менее активный, чем кислород; окислитель и восстановитель. Валентность: II, IV, VI.

Физические свойства: хрупкое, желтого цвета, нерастворима в воде, но хорошо растворяется в органических растворителях; =2,07 г/см3 (н. у.); пл=119С0

[2] - Модель способа изучения нахождения химического элемента в природе

Таблица 2

Нахождение серы в природе

В свободном состоянии

В связанном состоянии

Широко встречается (самородная сера)

Составляет 0,05% массы земной  коры. Сульфиды: железный колчедан (FeS2), цинковая обманка (ZnS), свинцовый блеск (PbS); сульфаты (кристаллогидраты): глауберова соль (Na2SO4 *10H2O), гипс (СaSO4 *2H2O), в нефти.

[3] - Модель способа изучения получения серы в природе, промышленности, лаборатории

Таблица 3

Получение серы

В природе

В промышленности

В лаборатории

При выветривании сульфидов (пирита), или же накапливается в морских осадках, нефтях и битумах биохимическим путём.

1) Выплавление из руды нагретым водяным паром;

2) Окисление сероводорода: 2H2S + O2 = 2H2O + 2S;

3) H2S = H2 + S;

4) 2H2S + SO2 = 3S + 2H2O;

5) Восстановление сернистым газом: SO2 + C = CO2 + S.

1) Действие соляной кислоты на р-р тиосульфат натрия:  

а) Na2S2O3(р-р) + 2HCl = H2S2O3 + 2NaCl;

б) H2S2O3 = S + SO2 +H2O;

2) Окисление сероводорода хлором, бромом и йодом:

а) Н2S (р-р/газ) + Сl2 = 2НСl (р-р) + S;

б) Н2S (р-р/газ) + Вг2 = 2НВг (р-р) + S;

в) Н2S (р-р) + I2 (р-р) = 2НI (р-р) + S.

Список литературы

1. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. Л., 1998.                                                                                                    

2.  Химия. 9 класс:  учебник/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.

3. Сатбалдина С. Т. Организация учебной деятельности при изучении химии. Учебное пособие. Ч. 1, 2. Баш. Пед. Ин-т. – Уфа, 1996. – 187 с.                                                                                                    

4. Файзуллина Н. Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода // Химия в школе. № 3. 2009. с.19-20.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Презентация к уроку: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе....

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства...

Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода

Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного  подхода"...

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"

Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» выполнена на основе учебника авторов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Хими...