Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»
методическая разработка по химии (8 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения различать простые вещества - неметаллы и простые вещества - металлы.

Образовательные задачи: совершенствовать знания учащихся о химических элементах на примере неметаллов, ознакомить с физическими свойствами простых веществ - неметаллов, их отличием от металлов, явлением аллотропии, показать относительность деления веществ на металлы и неметаллы.

Задачи развития: развивать самостоятельность, логическое и критическое мышление учащихся, умения сравнивать вещества, работать с презентацией и учебником как источниками информации.

Задача воспитания: формировать способность учащихся к самооценке результатов деятельности, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_v-va_nemetally.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»

Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения различать простые вещества - неметаллы и простые вещества - металлы.

Образовательные задачи: совершенствовать знания учащихся о химических элементах на примере неметаллов, ознакомить с физическими свойствами простых веществ - неметаллов, их отличием от металлов, явлением аллотропии, показать относительность деления веществ на металлы и неметаллы.

Задачи развития: развивать самостоятельность, логическое и критическое мышление учащихся, умения сравнивать вещества, работать с презентацией и учебником как источниками информации.

Задача воспитания: формировать способность учащихся к самооценке результатов деятельности, коммуникативные навыки.

Ход урока

Стадия вызова

Предлагаю восьмиклассникам послушать стихотворный отрывок и записать с помощью символов упомянутые химические элементы. Один из учащихся выполняет это задание на обратной стороне доски.

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Дал нам Космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера их отец.

А ещё ты должен знать:

Всем им ртуть - родная мать.

? Исключите из полученного ряда символ лишнего химического элемента. Какой это элемент? (Сера)

? Почему? (Сера - это неметалл.)

Сообщаю, что на сегодняшнем занятии мы будем говорить о неметаллах. Учащиеся записывают тему урока. Демонстрирую на слайде его цель. На доске записываю ключевые слова: неметаллы, электроотрицательность, галогены, инертные газы, жидкие, твёрдые, газообразные, жёлтый, красный, чёрный, белый, аллотропия. К ним мы вернёмся в конце урока.

? Что вы знаете о неметаллах?

Учащиеся выполняют в парах задание 1: читают утверждения и ставят знак «+»‚ если согласны, и знак «-»‚ если не согласны.

Задание 1

1. В Периодической системе неметаллов больше, чем металлов.

2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток.

3. Белый фосфор ядовит.

4. Кислород образует два газа: .

5. Инертные газы не вступают в химические реакции.

6. «Оловянная чума» - заболевание.

7. Кислород играет особую роль в жизнедеятельности организмов.

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром - газы.

Актуализация знаний

Предлагаю вспомнить некоторые сведения о простых веществах - металлах. С этой целью учащиеся выполняют задание 2.

Задание 2

Закончите предложения.
1. В атомах металлов на внешнем энергетическом уровне __ электронов.
2. Для всех металлов характерен __ блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию__, за исключением __

4. Все металлы __ цвета, за исключением __
5. Все металлы проводят __ и __
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них __ связи.
7. Определите вид химической связи:
 - __, Na - __, KCl - __, HCl - __

Затем учащиеся сверяют свои ответы с эталоном на экране.

 

Стадия осмысления

Итак, что же такое неметаллы? Предлагаю учащимся найти определение в учебнике.

Из известных 114 химических элементов всего 22 относят к неметаллам. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то все неметаллы окажутся в верхнем треугольнике Периодической системы, в нижнем треугольнике и в побочных подгруппах верхнего - металлы.

Рассказываю о важности элементов - неметаллов в жизни человека (состав воздуха, органических веществ в организме и др.), о разных физических свойствах неметаллов (агрегатное состояние, цвет и др.). Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, демонстрирую образцы веществ – неметаллов: серу, йод, красный фосфор, уголь, бром.

? В Периодической системе есть две главные подгруппы, образованные только элементами - неметаллами. Найдите их, укажите номера групп. Как называются эти элементы? Почему?

Учащиеся, которым было дано опережающее задание, рассказывают об инертных газах и о галогенах.

Закрепление

Работая в парах, учащиеся сравнивают строение атомов неметаллов и металлов на примере атомов лития и фтора. Один ученик выполняет это задание на доске. В процессе обсуждения формулируем вывод: неметаллы - более электроотрицательные элементы, чем металлы.

? Что такое электроотрицательность?

? Какая химическая связь в простых веществах - неметаллах?

Затем продолжается работа в парах: школьники составляют электронные и структурные формулы молекул хлора, кислорода, азота. Один ученик выполняет это задание на доске.

Для неметаллов характерна аллотропия. Чтобы понять суть этого явления, предлагаю занимательное задание 3, составленное учашимся.

Задание 3

Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самых распространённых химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашёную известь, а природный газ и нефть - в водородное облако. Похитители скрывают его под именами Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен. Угадайте, о каком химическом элементе идёт речь.

Автор задания даёт определение понятия аллотропии, затем учащиеся находят его в учебнике и знакомятся с аллотропными видоизменениями кислорода и фосфора по слайдам презентации.

? Характерна ли аллотропия для металлов?

Слушаем сообщение учащегося об «оловянной чуме» (опережающее задание).

Рефлексия

Подводим итоги урока. Обращаю внимание класса на ключевые слова.

? Что они означают?

Один из учащихся составляет рассказ из этих слов и сам оценивает свой ответ.

? Достигнута ли цель урока?

Затем учащиеся возвращаются к утверждениям, включённым в задание 1, и вновь ставят знаки «+» и «-» напротив каждого.

После этого, работая в группах по 2-4 человека, школьники составляют синквейны на тему «Неметаллы» (используя материал учебника), а затем желающие зачитывают их своим товарищам.

Демонстрирую на слайде загадки о неметаллах и их аллотропных видоизменениях, учащиеся отгадывают их.

Предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке. Для этого они заканчивают предложенные фразы и выставляют себе отметки.

Сегодня я понял, что...

Теперь я могу….

Мне захотелось...

Сегодня на уроке я работал на..

На дом, помимо соответствующего параграфа и упражнений из учебника, предлагаю следующее задание.

  • Подготовьте (по желанию) сообщения на темы:

а) «Озоновые дыры»;

б) «Аллотропные  видоизменения неметаллов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...

Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»

Открытыйурок  по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...

Урок в 8 классе на тему: "Простые вещества-неметаллы. Аллотропия"

Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации....

Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»

Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»...

урок по теме "Простые вещества - неметаллы"

Урок проводился в рамках "Единого методического дня"...