Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»
методическая разработка по химии (8 класс)
Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения различать простые вещества - неметаллы и простые вещества - металлы.
Образовательные задачи: совершенствовать знания учащихся о химических элементах на примере неметаллов, ознакомить с физическими свойствами простых веществ - неметаллов, их отличием от металлов, явлением аллотропии, показать относительность деления веществ на металлы и неметаллы.
Задачи развития: развивать самостоятельность, логическое и критическое мышление учащихся, умения сравнивать вещества, работать с презентацией и учебником как источниками информации.
Задача воспитания: формировать способность учащихся к самооценке результатов деятельности, коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_v-va_nemetally.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»
Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и технологии развития критического мышления.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения различать простые вещества - неметаллы и простые вещества - металлы.
Образовательные задачи: совершенствовать знания учащихся о химических элементах на примере неметаллов, ознакомить с физическими свойствами простых веществ - неметаллов, их отличием от металлов, явлением аллотропии, показать относительность деления веществ на металлы и неметаллы.
Задачи развития: развивать самостоятельность, логическое и критическое мышление учащихся, умения сравнивать вещества, работать с презентацией и учебником как источниками информации.
Задача воспитания: формировать способность учащихся к самооценке результатов деятельности, коммуникативные навыки.
Ход урока
Стадия вызова
Предлагаю восьмиклассникам послушать стихотворный отрывок и записать с помощью символов упомянутые химические элементы. Один из учащихся выполняет это задание на обратной стороне доски.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера их отец.
А ещё ты должен знать:
Всем им ртуть - родная мать.
? Исключите из полученного ряда символ лишнего химического элемента. Какой это элемент? (Сера)
? Почему? (Сера - это неметалл.)
Сообщаю, что на сегодняшнем занятии мы будем говорить о неметаллах. Учащиеся записывают тему урока. Демонстрирую на слайде его цель. На доске записываю ключевые слова: неметаллы, электроотрицательность, галогены, инертные газы, жидкие, твёрдые, газообразные, жёлтый, красный, чёрный, белый, аллотропия. К ним мы вернёмся в конце урока.
? Что вы знаете о неметаллах?
Учащиеся выполняют в парах задание 1: читают утверждения и ставят знак «+»‚ если согласны, и знак «-»‚ если не согласны.
Задание 1
1. В Периодической системе неметаллов больше, чем металлов.
2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток.
3. Белый фосфор ядовит.
4. Кислород образует два газа: .
5. Инертные газы не вступают в химические реакции.
6. «Оловянная чума» - заболевание.
7. Кислород играет особую роль в жизнедеятельности организмов.
8. При обычных условиях фтор, хлор и бром - газы.
Актуализация знаний
Предлагаю вспомнить некоторые сведения о простых веществах - металлах. С этой целью учащиеся выполняют задание 2.
Задание 2
Закончите предложения.
1. В атомах металлов на внешнем энергетическом уровне __ электронов.
2. Для всех металлов характерен __ блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию__, за исключением __
4. Все металлы __ цвета, за исключением __
5. Все металлы проводят __ и __
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них __ связи.
7. Определите вид химической связи: - __, Na - __, KCl - __, HCl - __
Затем учащиеся сверяют свои ответы с эталоном на экране.
Стадия осмысления
Итак, что же такое неметаллы? Предлагаю учащимся найти определение в учебнике.
Из известных 114 химических элементов всего 22 относят к неметаллам. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то все неметаллы окажутся в верхнем треугольнике Периодической системы, в нижнем треугольнике и в побочных подгруппах верхнего - металлы.
Рассказываю о важности элементов - неметаллов в жизни человека (состав воздуха, органических веществ в организме и др.), о разных физических свойствах неметаллов (агрегатное состояние, цвет и др.). Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, демонстрирую образцы веществ – неметаллов: серу, йод, красный фосфор, уголь, бром.
? В Периодической системе есть две главные подгруппы, образованные только элементами - неметаллами. Найдите их, укажите номера групп. Как называются эти элементы? Почему?
Учащиеся, которым было дано опережающее задание, рассказывают об инертных газах и о галогенах.
Закрепление
Работая в парах, учащиеся сравнивают строение атомов неметаллов и металлов на примере атомов лития и фтора. Один ученик выполняет это задание на доске. В процессе обсуждения формулируем вывод: неметаллы - более электроотрицательные элементы, чем металлы.
? Что такое электроотрицательность?
? Какая химическая связь в простых веществах - неметаллах?
Затем продолжается работа в парах: школьники составляют электронные и структурные формулы молекул хлора, кислорода, азота. Один ученик выполняет это задание на доске.
Для неметаллов характерна аллотропия. Чтобы понять суть этого явления, предлагаю занимательное задание 3, составленное учашимся.
Задание 3
Внимание! Внимание! Внимание!
Похищен один из самых распространённых химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашёную известь, а природный газ и нефть - в водородное облако. Похитители скрывают его под именами Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен. Угадайте, о каком химическом элементе идёт речь.
Автор задания даёт определение понятия аллотропии, затем учащиеся находят его в учебнике и знакомятся с аллотропными видоизменениями кислорода и фосфора по слайдам презентации.
? Характерна ли аллотропия для металлов?
Слушаем сообщение учащегося об «оловянной чуме» (опережающее задание).
Рефлексия
Подводим итоги урока. Обращаю внимание класса на ключевые слова.
? Что они означают?
Один из учащихся составляет рассказ из этих слов и сам оценивает свой ответ.
? Достигнута ли цель урока?
Затем учащиеся возвращаются к утверждениям, включённым в задание 1, и вновь ставят знаки «+» и «-» напротив каждого.
После этого, работая в группах по 2-4 человека, школьники составляют синквейны на тему «Неметаллы» (используя материал учебника), а затем желающие зачитывают их своим товарищам.
Демонстрирую на слайде загадки о неметаллах и их аллотропных видоизменениях, учащиеся отгадывают их.
Предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке. Для этого они заканчивают предложенные фразы и выставляют себе отметки.
Сегодня я понял, что...
Теперь я могу….
Мне захотелось...
Сегодня на уроке я работал на..
На дом, помимо соответствующего параграфа и упражнений из учебника, предлагаю следующее задание.
- Подготовьте (по желанию) сообщения на темы:
а) «Озоновые дыры»;
б) «Аллотропные видоизменения неметаллов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе на тему: «Простые вещества - неметаллы».
Разработка урока химии...
урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"
Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...
Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»
Открытыйурок по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Простые вещества - неметаллы"
урок системно-деятельностного типа...
Урок в 8 классе на тему: "Простые вещества-неметаллы. Аллотропия"
Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации....
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»...
урок по теме "Простые вещества - неметаллы"
Урок проводился в рамках "Единого методического дня"...