Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_v_8.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.
Задачи урока:
- Способствовать повторению и запоминанию важнейших понятий курса химии 8 класса для подготовки учащихся к естественному и быстрому усвоению нового материала.
- Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся, через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
- Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.
Оборудование: карточки со знаками химических элементов, индивидуальные карточки для контроля знания названий и произношений знаков химических элементов; таблички с терминами по строению атома (см. Приложение №2), образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор.
Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.
По середине доски записана тема урока, а ниже записан план урока:
- Повторение материала прошлого урока.
- Проведение разминки: а) термины, б) строение атома, в) знаки химических. элементов, г) химическая связь.
- Изучение нового материала (текст учебника, рабочая тетрадь).
- Запись домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Также на доске начерчены схемы-конструкторы: по видам химической связи и по строению атома:
Рисунок №1
HCI. NaCI. H2. PH3. F2
Рисунок № 2
Изобразить схемы строения атомов
AI; P: S:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение материала прошлого урока:
Ребята. Что мы изучали на прошлом уроке? (Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы», при этом учитель хвалит детей за сообразительность).
(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока:)
- Что такое металлы?
- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?
- В чем особенности строения их атомов?
- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?
- Какие свойства металлов Вам известны ?
А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Учитель опять обращает внимание учащихся на текст стихотворения и получает версии учащихся: «Сера находится в 6 группе, и у нее на внешнем уровне больше чем 3 электрона, значит, она не является металлом!»)
Итак, ребята, правильно – сера не является металлом! (учитель благодарит детей за помощь). А чем же она является? (учащиеся помогают: « Сера не является металлом, значит она – неметалл!»).
3. Сообщение темы урока:
Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы».
(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).
Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! (учащиеся формулируют цели урока, а учитель обобщает сказанное,)
Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:
- разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
- найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
- изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.
И все в сравнении с металлами!
4. План урока:
Сегодня мы будем работать по следующему плану (учитель обращает внимание учащихся на план урока, записанный на доске – см. Оформление.)
5. Разминка (учитель обращает внимание учащихся на план урока на доске):
А) Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)
- Окружающие нас предметы – это ….? (физические тела)
- То, из чего они состоят, называется - …? (веществом)
- Вещество состоит из -…? (молекул)
- А молекулы состоят из -…? (атомов)
- Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)
- Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
- Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
- Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (
Б) Строение атома, виды химической связи:
(Учитель обращает внимание учащихся на схему-рисунок, начерченный на доске – см. Рисунок №1, виды химической связи, и на таблички с названиями составных частей строения атома – см. Рисунок №2. Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему, прикрепив (с помощью скотча) таблички к схеме на доске. Учащиеся по желанию, по одному выходят к доске, выбирают термин и прикрепляют его к схеме, давая пояснения). Получается следующая схема:
Атом ---ядро----электроны
протоны и нейтроны
В) Знаки: (Учитель обращается к учащимся с вопросами, направленными на актуализацию следующего раздела разминки):
Ребята, а зачем нужны знаки химических элементов? Какую роль они играют в химии?(Учащиеся отмечают особую важность знаков хим. элементов для химии; они сравнивают знаки хим. элементов в химии с буквами в русском языке).
Хорошо, ребята, если Вы понимаете важность знаков хим. элементов для химии, то можете продемонстрировать их знание! (Учитель просит приготовить индивидуальные карточки со знаками хим. элементов и предлагает учащимся поработать с ними – см. Приложение №3.) Учитель проводит фронтальную проверку знаний знаков хим. элементов: их русских названий и произношений, затем предлагает учащимся поработать в парах, а затем предлагает индивидуальную работу:
Я предлагаю, Вам ребята, самим выбрать в какой форме Вы будете демонстрировать свои знания – письменно, на карточках (см. «Приложение№3») или устно - по случайно выбранным индивидуальным карточкам. (Учащиеся осуществляют выбор и приступают к работе – одни письменно, другие - устно по случайно выбранным карточкам, произнося русское название элемента и его химическое произношение; после устных ответов учащихся по 5 выбранным карточкам, учитель собирает карточки у ребят, работающих письменно, и говорит, что оценки за эту работу ребята узнают в конце урока).
Г) Химическая связь:
(Учитель обращает внимание учащихся на схему, начерченную на доске (см. Рисунок № 1) и просит учащихся помочь заполнить её): Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему. (Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают название хим. связей вместо знаков вопроса, дают пояснения, приводят примеры веществ по просьбе учителя.)
(Учитель благодарит учащихся за активную 6. Новый материал:
А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – п. 14, с. 51 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение).
Ребята, откройте п. 14 и найдите таблицу 3. В данной таблице приведены сведения о физических свойствах металлов и неметаллов. Сравните физические свойства металлов и физические свойства неметаллов и найдите общее и различное. ( Учащиеся работают с учебником в течение нескольких минут, а затем обсуждают с учителем выявленные сходства и различия физических свойств металлов и неметаллов.)
Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы, затем выполните задание №1 на стр. 38 в рабочих тетрадях. ( Учащиеся выполняют задание, а после обсуждают его с учителем)
Теперь, ребята, вспомните строение атомов и выполните задание № 3 на стр. 54 в рабочей тетради, затем выберите один из предложенных неметаллов и запишите его электронную формулу. (Учащиеся выполняют задание, а затем по желанию выходят к доске, записывают электронные формулы выбранных атомов неметаллов. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, благодарит за работу, а затем обобщает с помощью ребят в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов. После учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).
7. Домашнее задание:
Ребята, запишите домашнее задание – п. 14, задания в рабочей тетради № 4-8. (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию). Название параграфа совпадает с темой нашего урока, изучив параграф, Вы закрепите все то, что сегодня узнали о неметаллах, а также подготовьте сообщение о названии благородных газов; и ответьте на вопросы 4,5 п.14.
8. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:
(Пока учащиеся работали в рабочих тетрадях, учитель проверил карточки учеников, которые выбрали письменную проверку знаний знаков хим. элементов).
Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока в целом и в частности по категориям правильность, самостоятельность, оригинальность ответов, при этом особо оценивает творческий подход, а затем выставляет отметки каждому.
9. Итоги урока (Рефлексия):
(Учитель обращается к ученикам):
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
(Учащиеся формулируют цель урока). Достигли ли мы сегодня этой цели? (Дети утвердительно отвечают, что достигли в полной мере!). Если наш урок достиг своей цели, значит, мы работали плодотворно и мы – молодцы!
Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).
Спасибо, Вам, ребята за работу на уроке! До свидания!
Урок окончен.
Используемая литература:
- Учебник О. С. Габриелян «Химия 8 класс», - М.: Дрофа, 2005 г;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по химии 8 класс по теме "Простые вещества" по УМК О.С.Габриеляна
Контрольная работа по теме "Простые вещества"- химия 8 класс по УМК О.С.Габриелян. 25 вариантов, 4 задания....
Урок в 8 классе на тему: «Простые вещества - неметаллы».
Разработка урока химии...
Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»
Открытыйурок по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Простые вещества - неметаллы"
урок системно-деятельностного типа...
Урок в 8 классе на тему: "Простые вещества-неметаллы. Аллотропия"
Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации....
Разработка урока химии 8 класс по теме "Простые и сложные вещества"
Цель: - Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента. - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и ...
Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»
Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического по...