Урок в 8 классе на тему: "Простые вещества-неметаллы. Аллотропия"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_veshchestva-nemetally.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Кичесова Мария Федоровна | ||||
Район | Сеченовский район | ||||
Место работы | МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школа | ||||
Должность | Учитель химии | ||||
Общая информация | |||||
Образовательная область, учебный предмет | Химия | ||||
Класс | 8 класс | ||||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс О.С. Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику. О.С. Габриелян, Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян, А.В.Купцова тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» | ||||
Тема учебного занятия | Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации. | ||||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Простые вещества – неметаллы | ||||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая глава «Простые вещества»
| ||||
Учебная задача | Создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами. | ||||
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: определять положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, получат знания о неметаллах, их строении, физических свойствах, химической связи, понятии «аллотропии». | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебнику и рабочей тетради, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; осуществлять логические рассуждения, делать выводы, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; сформируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; адекватную позитивную самооценку. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | - имеют опыт работы с различными источниками информации; - знают формы существования химического элемента, виды агрегатных состояний веществ, виды химической связи и механизм их образования, физические свойства металлов, расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева; - могут определять положение химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, определить вид химической связи и написать механизм ее образования; - могут сравнивать физические свойства веществ; - обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением; - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности. | ||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||
- заполнение таблиц в рабочей тетради - фронтальная работа в эвристической беседе - выполнение тестовых заданий | - выполнение проблемно-поисковых задач - заполнение таблиц в рабочей тетради | - работа в инструктивной карте - участие в дискуссии | |||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Систематизировать, анализировать учебный материал | Применять полученные знания в жизни. | Проводить поиск информации, составлять логически выстроенный рассказ, формулировать и обосновывать заключение, выводы. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
1. О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 2. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 3. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс 4. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» О.С. Габриелян, | Л.Ю.Аликберова. Полезная химия: задачи и истории. М., Дрофа, 2005г. | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» http://school-collection.edu.ru Федеральный центр инормационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ | Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы" http://fcior.edu.ru/card/13852/trenazher-prostye-veshchestva-metally-i-nemetally.html Физические свойства галогенов и их получение http://fcior.edu.ru/card/1307/fizicheskie-svoystva-galogenov-i-ih-poluchenie.html | ||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического значения полученных знаний. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1.Организационный этап – 2 мин. 2.Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 5 мин. 4. Введение новых знаний – 28 мин. 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 7 мин. 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| У подростков продолжают развиваться различные виды мышления:
| ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:
| ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Контекстное обучение, компетентностный подход, тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий) Метода контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе выполнения заданий. | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Для учащихся среднего звена характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | На столе инструктивная карта. Прочитайте стихотворение и запишите химические знаки упомянутых в нем элементов. Слайд 1 (Открываю «шторку» на презентации –проверяем) | Читают стихотворение, записывают знаки, затем проверяют по слайду презентации. Один ученик пишет знаки на доске (Функция «перо») Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Задание классу: исключите лишний химический элемент. Почему? | В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем. Сера, это неметалл. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | 1. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Запишите тему урока. Слайд 2. Для урока нам нужны: учебник, тетрадь на печатной основе, инструктивная карта. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс на полях тетради и в инструктивной карте, если верно, минус - если нет. 2. На слайде 3 вы видите ключевые слова. Составьте рассказ из этих слов. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Работаем в парах. 3. Итак, какова цель нашего урока? | 1.Записывают тему урока в тетрадь. 2. Ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый…; аллотропия. Используя имеющиеся знания, учащиеся составляют рассказ в парах, затем озвучивают его. 3.Формулируют цель урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. (что такое неметаллы, физические свойства, аллотропия). |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | 1. Прочитайте задание 2 в инструктивной карте «Верные – неверные утверждения». Поставьте плюс, если согласны, минус, если нет. Работа в парах. В конце урока мы вернемся к ключевым словам и утверждениям. 2. А сейчас вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся. В инструктивной карте в задании 3 допишите предложения. Слайд 4. Сверьте результаты с экраном. Поставьте плюс на полях карты, если правильно. (Открываю «шторки» на презентации – проверяем) | 1.Выполняют задание 2. 2.Ученики дописывают предложения. Сверяют ответы. Ставят плюс, если правильно. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | 1.Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 85 учебника. По мере изучения материала мы будем заполнять таблицу 5 в рабочей тетради, на странице 58. Откройте тетрадь. 2. Первая строка – положение в ПСХЭ. Из известных 114 хим. элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний – треугольник и побочные подгруппы – металлы. Заполняем 1 строку. Слайд 5. (функция «перо») Знакомство с презентацией № 2 “VIIIA группа” и ответить вопросы: Какие элементы относятся к инертным газам? 3. Вторая строка - особенности строения атомов. Заполнить, прочитать. Работа в парах. 4. Совместно выполняем задание 2 на стр. 57. 5. Следующая какая строка? Химическая связь в простом веществе. Работа в парах. Заполнить и прочитать. 6. Выполнить задание 3 на странице 57. Если вызывает затруднения, то прочитать стр.88 первый и третий абзац. Не забывайте ставить плюсы и минусы. 7.А сейчас физкультминутка по офтальмологическому тренажеру. Слайд 6. 8. Следующая строка – способность к аллотропии. Чтобы ее заполнить угадайте, о каком химическом элементе идет речь? «… Внимание! Внимание! Внимание! Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако. Его скрывают под именами - Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фулерен». Что это за элемент? 9. Знакомство с презентацией №3 «Аллотропия», заполнение таблицы №4 на стр. 57-58 в рабочей тетради. (Если время позволит-зад.4 в раб.тетради). 10. Следующая строка – физические свойства неметаллов. Физические свойства галогенов http://fcior.edu.ru/card/1307/fizicheskie-svoystva-galogenov-i-ih-poluchenie.html 1. Рассмотрите выданную коллекцию. Разделите выданные образцы веществ на металлы и неметаллы. 2. Сравните простые вещества – металлы и неметаллы по плану:
3. Приготовьте устный отчет о физических свойствах неметаллов, заполните таблицу. | 1.Ученики читают определение в учебнике. Открывают тетрадь на печатной основе. 2. Заполняют 1 строку таблицы. Знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы, выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.57 3. Заполняют вторую строку. Читают. 4. Работают с электрохимическим рядом электроотрицательности неметаллов, выполняют зад.2 в рабочей тетради. 5. Заполняют третью строку. Читают. 6. Выполняют зад.3 на стр.57 рабочей тетради 7.Проводят физкультминутку. 8. Слушают загадку. Для ответа на вопрос у учащихся имеется определенный минимум исходных знаний из курса химии и географии. 9. Заполняют таблицу №4 на стр.57-58 в рабочей тетради. 10. Знакомятся с ЭОР. Работают с коллекцией. Дают устный отчет о физических свойствах простых веществ, заполняют таблицу в рабочей тетради. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | 1.Итак, таблицу мы с вами заполнили. А сейчас выполните тесты. Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы" http://fcior.edu.ru/card/13852/trenazher-prostye-veshchestva-metally-i-nemetally.html Соедините плавной линией точки. Если у вас получилась улыбка, то вы сделали все верно. Поднимите руки у кого правильно. | Ученики самостоятельно решают тест. Выполняют интерактивный тест. Проверяют тест. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1. Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока? Слайд 7. 2. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое, проверяем правильность поставленных знаков. Подведем итоги. Слайд 8. (функция «шторка») | 1. На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. 2. Читают утверждения, проверяют правильность поставленных знаков. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | 1. А сейчас самооценка. Закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы). Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся. 2.Домашняя работа. Слайд 9. | 1.Дают самооценку своей работе на уроке. Подведение итогов урока. 2.Записывают домашнюю работу. |
Инструктивная карта учащегося
№ п/п | Выполняемое задание | Результат |
1. | Запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Семь металлов создал свет По числу семи планет: Медь, железо, серебро… Дал нам Космос на добро. Злато, олово, свинец… Сын мой, сера – их отец. А еще ты должен знать Всем им ртуть – родная мать. | |
2. | Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет. Работа в парах (2 мин.) 1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. 2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. 3. Белый фосфор ядовит. 4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. 5. Инертные газы в реакции не вступают. 6. «Оловянная чума» – заболевание. 7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. 8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. | |
3. | Закончите предложения. 1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона. 2. У всех металлов имеется ………………………….блеск. 3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением………… 4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………… 5. Все металлы проводят………………………………. 6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи. 7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl | |
4. | Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке. Сегодня я понял, что…… Теперь могу……….. Мне захотелось……. Сегодня на уроке я работал на……….(поставь себе отметку). |
Тест «Простые вещества-неметаллы» Вариант 1 | Тест «Простые вещества-неметаллы» Вариант 2 |
А) сера; Б) железо; В) свинец 2. Самый сильный неметалл в Периодической системе: А) кислород; Б) фтор; В) водород; 3. Является жидкостью при обычных условиях: А) хлор; Б) йод; В) бром; 4. Аллотропная модификация углерода. 5. Число электронов на внешнем уровне неметалла: А) 5 – 8; Б) 1 – 2; В) 2 - 3; | 1. К неметаллам относится: А) хлор ; Б) кальций; В) калий ; 2. Число электронов на внешнем уровне неметалла: А) 1 – 2; Б) 5 - 8 ; В) 2 - 3; 3. Аллотропная модификация кислорода. 4. Твердый неметалл 5. Самый электротрицательный неметалл в ПСХЭ: А) фтор; В) водород; Г) гелий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе на тему: «Простые вещества - неметаллы».
Разработка урока химии...
Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»
Открытыйурок по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Простые вещества - неметаллы"
урок системно-деятельностного типа...
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»...
Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»
Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического по...
Презентация к уроку 6 класс по теме "Простые и составные числа"
Презентация к уроку 6 класс по теме "Простые и составные числа"...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Простые и составные предлоги" Презентация по теме "Простые и составные предлоги"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Простые и составные предлоги"...