Химия 10 класс. План урока и презентация "Химические свойства спиртов"
методическая разработка (химия, 10 класс) по теме
Программа по химии О. С. Габриеляна. Тема №3 "Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники"
Тема урока: Химические свойства этанола. Рассматриваются вопросы: физические свойства спиртов, получение, качественная реакция на спирты, влияние алкоголя на организм человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Химические свойства спиртов" | 2.44 МБ |
поурочный план урока "Химические свойства спиртов" | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
C n H 2n+1 OH общая формула спиртов
CH 3 – OH метанол или метиловый спирт CH 3 -CH 2 –OH этанол или этиловый спирт Гомологический ряд
Химическая связь - это взаимодействие двух атомов, осуществляемое путем обмена электронами.
Химическая связь ионная ковалентная ионная металлическая водородная
Водородная химическая связь- связь между атомами водорода одной молекулы и атомами наиболее электроотрицательных элементов другой молекулы. Водородная химическая связь.
Электроотрицательность -способность атомов химических элементов смещать к себе общие электронные пары. Ряд неметаллов. F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H. ЭО уменьшается
Водородная связь Межмолекулярная водородная связь Внутримолекулярная водородная связь
Межмолекулярная водородная связь возникает между молекулами, в состав которых входят водород и сильно электроотрицательный элемент - фтор, кислород, азот, реже хлор, сера. Внутримолекулярная водородная связь определяет вторичную структуру белковых молекул.
спиртовое брожение глюкозы : C 6 H 12 O 6 → 2C 2 H 5 OH + 2CO 2 ↑ глюкоза → спирт этанол получение спирта из алкена: CH 2 = CH 2 + H 2 O → C 2 H 5 OH гидратация алкена → спирт Способы получения спиртов
специфический запах. этиловый спирт растворитель и сам растворяется в воде. глицерин – нет. реакция взаимодействия воды и спирта – экзотермическая (с выделением теплоты), т. е. спирт является энергетиком. Физические свойства спиртов
Реакция горения C 2 H 5 OH + 3 O 2 → 2 CO 2 ↑ + 3 H 2 O кислотные свойства 2C 2 H 5 OH+ Na → 2C 2 H 5 ONa + H 2 ↑ алкоголят Na Химические свойства
Реакция этерификации Спирт + кислота → эфир + вода C 2 H 5 OH + CH 3 COOH = CH 3 COO- CH 3 + H 2 O Укс кислота = Метилацетат –эфир или метиловый эфир уксусной кислоты Химические свойства
окислительные свойства Реакция с атомарным кислородом Химические свойства
Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики подразделяются на 3 группы: питательные вещества лекарственные средства яды Этиловый спирт относится ко всем 3 группам Этиловый спирт является наркотиком
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры
В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво
В наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя
Опыты на растениях, жуках, птицах, животных показали, что алкоголь вреден для живых организмов Спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность
В организме алкоголь оказывает четыре основных эффекта: - обеспечивает организм энергией; -замедляет работу центральной нервной системы, снижает ее эффективность; -стимулирует производство мочи (вследствие этого клетки обезвоживаются); -выводит из строя печень
После одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток
При употреблении алкоголя исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории; ухудшается зрение, речь и координация движений.
Последствия алкоголизма: поражение мозга, пищеводное кровотечение из варикозных сосудов, функциональная почечная недостаточность, анемия, нарушение свертываемости крови , работы ритма сердца, выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, ухудшается память и мышление
Задержка умственного развития детей - одно из главных последствий алкоголизма родителей. Подростковый алкоголизм возникает и при чрезмерном употреблении пива
Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию. А. Чехов
Качественная реакция на многоатомные спирты
СПАСИБО ЗА урок!
Предварительный просмотр:
МКОУ Квитокская СОШ №2
План урока по химии 10 класс
Химические свойства этанола
Провела:
Учитель химии и биологии,
1 квал кат.
Вараксина Н. А.
6 декабря 2012 г
Химия 10 класс Урок 26 (3)
Тема №3 Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники.
Тема урока: Химические свойства этанола.
Тип урока – урок усвоения нового материала
Цель: изучить химические свойства спиртов и выявить зависимость применения от свойств веществ;
Задачи:
учебные
- Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.
- Изучить особенности строения молекул спиртов.
образовательные:
- Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
- Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.
развивающие:
- Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности
- включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
воспитательные:
- Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
- Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.
Реактивы и материалы: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанолом, глицерином, фенофталеином, H2SO4, уксусной кислотой, CuSO4; фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.
глицерин; лакмусовая бумага, фарфоровая чашечка для капельного анализа
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор;
Раздаточный материал:
1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
2. Ряд электроотрицательности неметаллов.
3. Схема «Классификация спиртов».
Этапы урока: мотивационно – ориентировочный; операционно-исполнительный; итогово – оценочный.
План урока
- Постановка учебной цели. Мотивация на реализацию цели.
- Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний.
- Актуализация знаний: отдельные представители, классификация, номенклатура, виды изомерии.
- Повторение правил техники безопасности.
- Физкультминутка.
- Объяснение нового материала
- Выполнение теста и взаимоконтроль.
- Прослушивание пояснений к выполнению домашнего задания
- Подведение итогов.
Ход урока
I Организационный момент.
Постановка учебной цели.
Сегодня у нас урок «Химические свойства спиртов».
Мы уже встречались с этим классом соединений на уроках биологии при изучении темы «гликолиз». Спирты имеют огромное народнохозяйственное значение. Именно поэтому мы их и изучаем.
Цель: изучить химические свойства спиртов и выявить зависимость применения от свойств веществ;
Прогнозируемый результат, который одновременно будет служить критерием оценки ваших знаний.
знать: строение, гомологические ряды спиртов, номенклатуру, изомерию, свойства отдельных представителей.
уметь: сравнивать, обобщать свойства спиртов
Цель нашего урока определяет этапы работы. Что мы будем делать на уроке?
Рассмотрим шаростержневые модели, будем делать анализ информации, смотреть демонстрацию, выполнять опыт. Во второй половине урока проведем тестовый контроль. Базовый уровень – 3 задания, один правильный ответ – один балл (одно задание 4– дополнительное, повышенного уровня сложности оценивается в 1 балл).
Еще один балл – за активную работу на уроке;
II Фронтальный опрос о классификации, изомерии, номенклатуре спиртов, получение спиртов.
- Определение классов спиртов и общая формула. CnH2n+1OH общая формула спиртов
- Представители
CH3OH метанол или метиловый спирт
2 1
CH3 - CH2 –OH этанол или этиловый спирт
- Классификация спиртов – рисунок рис 1
Общая группа атомов, определяющая принадлежность к классу и характерные химические свойства называется функциональной, у спиртов это группа гидроксильная, её формула –OH
Гидроксильная группа –OH определяет общие свойства спиртов. Рис 1
- Формула многоатомного спирта
1 2 3
CH2OH- CHOH–CH2OH пропантриол-1,2,3 или глицерин Рис 1
- Номенклатура. Названия одноатомных спиртов образуются от названия соответствующего углеводорода (по числу атомов и строению углеродной цепи) с прибавлением суффикса –ол. Фиксируется положение гидроксильной группы Рис 1
- Виды изомерии , характерные для спиртов? Для спиртов характерны 3 вида изомерии: изомерия углеродного скелета, функциональной группы и межклассовая.(назвать класс) Пример рис 1
- Спирты – это жидкости, между молекулами которых существует связь. Какая?
Водородная химическая связь – это связь между атомами одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (FON) другой молекулы. –презентация «Химич связь»
Составление шаростержневой 2 модели метанола.показать атомы, между которыми водородная связь
- Способы получения спиртов
спиртовое брожение: C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2↑ глюкоза → спирт этанол
получение спирта из алкена:
CH2= CH2 + H2O → C2H5OH алкен → спирт
Вывод: нам известны 2 способа получения спирта: брожением глюкозы и гидратацией (присоединением воды) этена
- Физические свойства спиртов:
Давайте вспомним основные положения по Т\Б:
Что входит в состав органолептической оценки? Как нюхать реактивы?
Можно ли пробовать на вкус?
Можно ли проводить незапланированный опыт?
Если пролили или просыпали реактив?
1 Опыт. Даны 2 флакона со следующими веществами: водой и этанолом. Определите при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества. Сделайте вывод о свойствах спиртов.
Вывод: Одноатомный спирт этанол имеет специфический запах.
2 Опыт. Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства. Какое свойство этилового спирта использовано.
Вывод: этиловый спирт растворитель и сам растворяется в воде.
ВОПРОС УЧ- СЯ: Специфические свойства метанола и этанола?
Растворимость в воде этанола и глицерина.
Вывод: этонол в воде растворим, глицерин – нет.
При взаимодействии 5 мл. воды и 5 мл. этанола температура увеличивается на термометре до 320 С.
Вывод: реакция взаимодействия воды и спирта – экзотермическая (с выделением теплоты), т. е. спирт является энергетиком.
Физкультминутка.
Достаточно долго наши мышцы находились в относительной статике (физика – неподвижность). Переходим к физкультминутке. Осанка определяет красоту и здоровье, а подвижность суставов – наше долголетие. Встаем и повторяем упражнения:
- И. П. – основная стойка. Ладони развернуты, плечи опущены. Правая и левые ладони соединить в замок за спиной. Мы проверили правильность осанки.
- И. П. - основная стойка. Повороты головы вправо, влево.
- И. П. - основная стойка. Правое плечо вверх, вниз – 2 повторения. Левое плечо вверх, вниз – 2 повторения.
- И. П. - основная стойка. Туловище – вправо, в исходное положение, влево, бедренный пояс неподвижен - 2 повторения.
- И. П. - основная стойка. Ноги на ширине ступни. Перенос веса на носочки и одновременно на обе ноги и по переменке. Два повторения.
И. П. - основная стойка. Упражнения на расслабление.
III. Новая тема.
Химические свойства.
- Сопоставьте область применения спирта и его свойство. Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.
Вывод: для этанола характерна реакция горения
Спирты горят некоптящим, почти бесцветным пламенем (демонстрация):
C2H5OH + 3O2 → 2CO2 ↑ + 3H2O
стр 68 учебника Габриэляна – прочитать
- По связи -О-Н спирты взаимодействуют со щелочными и щелочно-земельными металлами (рекция в вытяжном шкафу)
кислотные (взаимодействие с металлами с образованием соли-алкоголята и водорода)
2C2H5OH+ Na → 2C2H5ONa + H2↑
алкоголят Na
2R-ОН + 2Nа = 2R-ОNa+ Н2
соли алкилат натрия – алкоголят
- Определение принадлежности спирта к классу оснований
Качественная реакция на –OH группу
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами: NaOH; этанол; глицерин; фенофталеин.
Вывод: спирты не проявляют свойств сильных оснований
NaOH + кислота → соль + вода
Реакция этерификации C2H5OH + кислота → эфир + вода
C2H5OH + CH3COOH = CH3COO- CH3 + H2O
Укс кислота = Метилацетат –эфир
Или метиловый эфир уксусной кислоты
- «Спирт используется как обеззараживающее средство», следовательно он может проявляет окислительные свойства. (О). Эту реакцию можно использовать как качественную на метанол и этанол, так как их альдегиды имеют характерные запахи:
(запах зеленого яблока)
- Презентация «Влияние алкоголя на организм человека»
В соответствии с сегодняшней классификацией спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики подразделяются на 3 группы:
- питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;
- лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы;
- яды, вызывающие нарушения в работе организма и биологическую смерть.
Этиловый спирт относится ко всем 3 группам: его действие зависит от количества и состояния здоровья.
При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.
Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение.
- Качественная реакция на многоатомные спирты
Реактивы: NaOH; CuSO4; глицерин.
Ход работы: в пробирку с NaOH прилить раствор CuSO4, затем из флакона по каплям приливать глицерин.
Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие со свежеполученным осадком меди, который растворяется с образованием ярко-синего раствора.
- Обнаружение сорбита (ксилита, маннита) в жевательной резинке (дополнительный):
Измельчить жевательную резинку, залить водой и оставить на 20 минут
В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета + добавить (немного) взвесь из химического стакана. Цвет получается темно-синий.
Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит.
III Закрепление: по вариантам
Ответы
№ варианта | верный ответ на задание 1 | верный ответ на задание 2 | верный ответ на задание 3 | верный ответ на задание 4 |
1 | 1 | 1 | 321 | 3 |
2 | 1 | 1 | 321 | 1 |
IVДомашнее задание:
обязательное: §9; зад 13,14 или творческое: сделать презентацию или буклет «портрет» спиртов
V Подведение итогов.
Все этапы работы выполнены, цель достигнута. В результате мы получили с вами образовательные продукты: опорный конспект; с нами останутся все чувства, эмоции, испытанные во время урока. Мне было приятно с вами поработать. Спасибо за сотрудничество.
Источники.
- Абрамова С.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя химии / С.И.Абрамова – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 35).
- Дерябина Н.Е.Строение атома : Деятельностный подход к методике преподавания /Н.Е. Дерябина – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 36).
- Газеты Издательского дома «Первое сентября» газеты 2010-2011 г.
- Образовательные сайты и порталы:
www.1september.ru – сайт «Издательский дом “Первое сентября”»;
http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;
www.openclass.ru – сайт «Открытый класс»;
http://zavuch.info – сайт «Завуч. Инфо»;
http://shkola.edu.ru – сайт «Школа. Образование»;
Контроль усвоения знаний (тестовый контроль).
Тест по теме «Спирты»
Вариант 1
Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | На уроке | итого |
|
|
|
|
|
|
1. Функциональная группа в молекулах спиртов:
1) -OH
2) -COOH
3) -COH
2. Реакция этерификации это реакция взаимодействия между:
1) спиртом и кислотой
2) альдегидом и кислородом
3) металлом и неметаллом
3. Установите соответствие между названием органического вещества и его формулой:
А
H H
│ │
H― C― C―OH
│ │
H H
Б
H
│
H―C―OH │ H
В
H H H
│ │ │
H― C ― C ― C ― H
│ │ │
OH OH OH
1. пропантриол - 1. 2, 3 или глицерин
2. метанол или метиловый спирт
3. этанол или этиловый спирт
Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________
4.
Контроль усвоения знаний (тестовый контроль).
Тест по теме «Спирты»
Вариант 2
Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | На уроке | итого |
|
|
|
|
|
|
1. Название функциональной группы спиртов:
1) гидроксильная;
2) аминогруппа;
3) карбонильная
2. Продукты реакции в реакции горения:
1) углекислый газ и вода
2) эфир
3) соль
3. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органического соединения:
А) метанол
Б) этен
В) метан
1) алкан
2) алкен
3)спирт
Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________
- Найдите пентанол-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....
математика 6 класс, план урока, тема: Длина окружности и площадь круга
математикакласс: 6тема: Длина окружности и площадь кругатип урока: урок изучения нового материала через практическую деятельность детей с использованием ИКТавтор УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Ч...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Мастер-класс, планы уроков и спортивные праздники
Мастер- класс для молодых специалистов по методу круговой тренировки...
3 класс план урока Тема: "Фигыль"
3 нче сыйныфның татар теле дәресенә "Фигыль" темасына дәрес планы...
6 класс план урока: "Проектная работа"
План-конспект...
План урока по технологии "Свойства и дефекты тканей. Саржевое переплетение нитей"
Цель урока - ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение, тка...