Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Шегидевич Наталья Петровна

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_rasteniy_6_kl.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:


ГУО СШ №13 г. Гродно









Урок биологии в 6 классе



 по теме:



«Строение и разнообразие растений»



















Подготовила



учитель химии и биологии



Шегидевич Наталья Петровна








Тема.   Строение и разнообразие растений. 

Цель. Познакомить со строением и разнообразием растений, выделить их характерные особенности.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник  «Биология-6».

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

   

1. Вопросы и задания.

Какие группы грибов вы знаете?

Что представляет собой тело гриба?

Для чего шляпочные грибы образуют плодовые тела?

Авто- или гетеротрофами являются грибы? Поясните термин.

Как грибы влияют на плодородие почвы?

2. Назовите эти грибы. Ядовитые они или съедобные? (Слайды 3-10)

 

III. Подготовка к восприятию новой темы.

На какие царства можно разделить всю живую природу?   (слайд 11)

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Назовите основные особенности растений и признаки, по которым они отличаются от организмов других царств.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся со строением и разнообразием растений.

Записи в тетради и рисунок растения с указанием частей растения. (Слайд 12).

V. Распознавание частей растений. (Слайд 12).

Тело  растений расчленено на органы, например, у них есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами. Растения по типу питания являются АВТОТРОФАМИ.

Учитель. - Вспомним, что означает этот термин?

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень впитывает из земли влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Учитель. – Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает растения?  ( Ботаника). (Слайд13).

     Проблема. ЛЕГЕНДА,

Учитель. – Существует такая легенда.(Слайд 14-15).

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

Учитель. – К этой легенде мы вернемся в конце урока. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений. (Слайд 16-17).

 

VI. Объяснение нового  материала.

Учитель. – На сегодняшний день все растения делят на шесть отделов. (Слайд 17).

Мхи.

Папоротники.

Хвощи.

Плауны.

Хвойные.

Цветковые.

Мхи. ( Слайды 18, 19)

  

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Папоротники. (Слайды 20, 21 )

 

          Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

Хвощи.

Представители отдела ХВОЩЁВЫХ, распространены всюду, кроме Австралии и Новой Зеландии. Они произрастают на болотах, в лесах, на пашне и представлены многолетними травянистыми растениями. Хвощи имеют членистое, ветвистое корневище с придаточными корнями и надземные побеги, обычно двух видов (вегетативные — зелёные, мутовчато разветвлённые, летние и бурые — неветвящиеся, на верхушке несущие спороносный колосок, весенние). Из спор, развивающихся в спороносных колосках, после их падения на землю вырастают заростки. В далёком прошлом каменноугольные хвощи — каламиты достигали 30 м, сегодня самый большой хвощ достигает 12 м, но не в высоту, а в длину, — это одна из Южноамериканских лиан. В наших широтах встречаются хвощи высотой лишь до 40—60 см: хвощ лесной, полевой, луговой, зимующий, болотный.

4. Плауны.

Отдел ПЛАУНОВ насчитывает около 400 видов в основном травянистых растений со стелющимися стеблями, мелкими линейно-шиловидными листьями и придаточными корнями. В середине лета на побегах образуются спороносные колоски. В колосках созревают споры, которые, после того как упадут на влажную почву, прорастают в заросток, со временем превращающийся во взрослое растение. Плауны — лесные растения, изредка встречаются на опушках и по лесным дорогам, иногда вдоль болот. В каменноугольный период, когда возникали мощные слои угля, среди плаунов встречались настоящие гиганты — деревья лепидодендроны и сигиллярии до 30 м высотой. Длина современных плаунов не превышает 3 м, причем высота спороносных колосков, возвышающихся над поверхностью, не более 15—20 см. Споры плаунов используются в медицине.

5. Хвойные растения. (Слайды 22, 23, 24).

 

Другая группа растений – хвойные растения или голосеменные.

Учитель. – Какие растения относятся к этой группе? (Слайды 22, 23, 24).

Учитель. – ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ имеют незащищённые семена, расположенные открыто на  чешуе шишки (у них нет настоящего цветка и плода, как у цветковых). В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

Среди голосеменных больше вечнозелёных деревьев (ель, сосна, кипарис, туя), реже встречаются листопадные деревья (лиственница), кустарники (можжевельник) и лианы (эфедра). Форма листовых пластин у голосеменных различна: от пластинчатой (гинкго, саговник) до игловидной (сосна). Хвойные составляют большинство и доминируют в растительном покрове в умеренном климатическом поясе.

Использование голосеменных чрезвычайно широко. Их семена содержат много масла и употребляются в пищу; древесина находит применение в качестве сырья для целлюлозобумажной и мебельной промышленности. Многие голосеменные являются долгожителями, например, калифорнийские сосны доживают до 4,5 тыс. лет.

2. Цветковые растения

Учитель. -  Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. Наиболее распространенная группа растений, насчитывающая около 300 000 видов, произрастающих по всему земному шару.

Характеризуются сильно развитой корневой системой, крупными, разнообразными листьями. Размножаются семенами, которые развиваются из цветка. Покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела.

Учитель. -  Что общего и чем отличаются лиственное и хвойное дерево? (Слайд 26).

 

Учитель. -  Что общего и чем отличаются плоды хвойных и цветковых растений? (Слайд 27).

VII. Это интересно.

Растения – хищники. ( Слайд 28)

        Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.

  Растение - паразит.       (Слайд 29)

Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.

        Опасные растения. ( Слайд 30)

        Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.

VIII. Раскрытие тайны легенды.

 

Учитель. -  Скажите можно ли найти на самом деле найти ПАПАРАЦЬ-КВЕТКУ (Цветок папоротника)? Почему?

IX. Растения – рекордсмены.

Секвойя: (слайд 37)

Самое крупное дерево – это секвойя, растущая в США, высота 112 м, Дереву около 1000 лет.

 Эвкалипт:  ( Слайд 38)

       •     Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.  

       •     Высота дерева достигает 100 метров.

Самшит: (Слайд 39

Самое твёрдое дерево на Земле.

Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.

  Бамбук: ( Слайд 40)

Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.

За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась  до облаков.

  Тыква: (Слайд 41)

Самый крупный плод.

Вес достигает более 90 килограммов.

Пальма (Слайд 42)

Самые большие листья из всех растений принадлежат пальме раффия растущей на Мас-каренских островах в Индийском океане, и амазонской бамбуковой пальме из Южной Америки и Африки, листовая пластина которых может достигать длины до 20 м, а черешок - 4м.

Раффлезия (Слайд 43)

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски. Цветки крупные —до одного метра в диаметре у раффлезии туан-мудэ. Насекомых-опылителей (обычно это лесные мухи) цветки привлекают видом и запахом разлагающегося мяса. Схожесть цветков с гниющими кусками мяса достигается соответствующей окраской околоцветника. Семена раффлезии крохотные, не больше макового зёрнышка.

 

X. Итог урока. Фронтальный опрос.

Чем растения отличаются от остальных царств живых организмов?

Какие отделы царства Растения вы знаете?

Чем мхи отличаются от других растений?

Чем размножаются папоротники, хвощи и плауны?

Чем размножаются хвойные и цветковые растения?

Почему у хвойных есть другое название ГОЛОСЕМЕННЫЕ, а у цветковых – ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ?

XI. Домашнее задание. §11, вопросы с. 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...