Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
«Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:
-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторонне развитой личности.
- Интересом к истории своего народа. Данная тема способствует приобщению ребенка к народной культуре , традициям и обычаям русского народа.
Новизна разработки заключается в практической направленности. Дети творчески подходят к выполнению задания, используя полученные навыки для создания изделия.
Данная разработка педагогически целесообразна. Реализация задач деятельности идет через групповую работу, которая способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, эмоциональной отзывчивости, усидчивости и трудолюбия. Сочетание методических подходов развивает воображение и фантазию, позволяет детям приобрести практические умения и навыки в области художественного творчества.
Основными концептуальными подходами в материале урока считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на уроке. Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся к учебной деятельности. На уроке предусмотрены разные формы и методы подачи и усвоения программного материала: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический.
Формы: фронтальная, групповая заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Целью урока было создание условий для формирования умения решать с помощью простейших элементов композиции художественно-эмоциональные задачи, способствовать развитию умения грамотной организации пространства, первичных навыков кистевой росписи.
Основные структурные элементы представленного материала:
Урок начался со стихотворения. На первом этапе урока учитель задал наводящие вопросы, и ученики сформулировали тему урока и цель. Второй этап урока позволил учителю проверить подготовленный самостоятельно материал и познакомить с новым материалом. Следующий этап начался физминуткой , после которой ученики приступили к работе. В конце урока проведена рефлексии. Время, отведенное на урок, было распределено рационально. Последовательность этапов была логичной. Каждый этап имел логическую взаимосвязь с предыдущим этапом. Оценка результатов своей деятельности осуществлялась учащимися самостоятельно в оценочных листах. Все оценки за каждый этап работы суммировались, и самостоятельно по критериям выставлялась оценка за урок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулева»
Технологическая карта урока
По учебному предмету «Изобразительное искусство»
в пятом классе
по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
Заболотная Валентина Васильевна
Учитель изобразительного искусства,
«Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»
Образование среднее специальное
Стаж педагогической работы 29 лет
Высшая квалификационная категория
2021 год
Урок 14. Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Форма проведения | Урок путешествие, практикум | ||
Цели деятельности учителя | Создать условия для формирования умения решать с помощью простейших элементов композиции художественно-эмоциональные задачи, способствовать развитию умения грамотной организации пространства, первичных навыков кистевой росписи. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. | Познавательные:выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших композиций, определение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и сравнение, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, работа по плану, сверяясь с целью (составлять и соединять элементы, соблюдать этапы работы в росписи), контроль, оценка, самооценка. Коммуникативные: планировать деятельность, определять способы взаимодействия при работе в группе, излагать свое мнение в диалоге о достижении цели, корректировать свое мнение. | способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический Формы: фронтальная, групповая | ||
Образовательные ресурсы | |||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран Материалы: цветной картон, шаблоны для росписи, гуашь, кисти, баночки для воды | ||
Наглядно-демонстративный материал | Мультимедийный ряд: фильм «Жостово», презентация | ||
Основные понятия и термины | Композиция, узор, прокладка, тенежка, бликовка, уборка. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы и организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Проверка подготовки учащихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка). | Вот кисти на столе, а вот альбом. Не хочется играть сегодня в прятки. -Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Посмотрите внимательно на учебные материалы на ваших столах и ответьте на вопрос: что мы сегодня узнаем и чему должны научиться? Правильно Скажите, пожалуйста, что такое промысел? ( слайд №4) Правильно, молодец! -Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о каком промысле мы будем говорить на уроке? Вот куски металла Ну, конечно, это… -Правильно, сегодня мы поговорим о жостовской росписи. ( слайд 5, 6) Молодец, правильно! -Прежде чем начать наше путешествие, хочу вам напомнить, что оценивать свою работу вы будете в оценочных листах по указанным там же критериям. Они находятся у вас на столе. -И так, продолжим наше путешествие по промыслам России, последней станцией нашего пути будет станцию «Мастеровая». Предположите, о чем говорит название станции, что мы увидим, чем мы там сегодня займемся и чему мы можем научиться? Верно ребята! | Слушают учителя, отвечают на вопросы. -О промыслах -Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение. =Жостовский поднос, и говорить мы будем о жостовской росписи - Мы увидим, как работают мастера жостовской росписи; -Попробуем себя в роли мастера; - узнаем технику и приемы жостовской росписи. | Фронтальная | Планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении цели, корректировать свое мнение. | Устные ответы |
2.Изучение, повторение материала | Прежде чем мы доберемся до нужной станции, нам придется проехать станцию «историческую», побывать на станции «научной»! Отправляясь в путь, возьмите на столе карточку №1,это паспорт Жостовской росписи, в который вы должны внести сведения о времени возникновения росписи, дать характеристику росписи внимательно слушая и просматривая фильм. Вы готовы? И так поехали! ( озвучивание движение поезда) Станция - «историческая» (демонстрация фильма) Самопроверка по слайду№7. Оцените свою работу в оценочном листе. -Следующая станция - «Научная» ( озвучивание движение поезда) -Берем карточку№2, вы вписываете в нее значение терминов. -Что здесь мы можем узнать ? -На станции «научная» проверим ваши знания по следующим понятиям, значения которых вы искали дома: Композиция Замалевок Тенежка. Привязка Чертежка и уборка -Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя. (слайд №8-9) | Слушают учителя Слушают и смотрят историческую справку по материалу, заполняют паспорт жостовской росписи Дети сверяют свою работу с образцом, заполняют оценочные листы. Дают справку о формах подносов, мотивах и приемах, содержании росписи, их расположении на плоскости. Дают обозначение каждому термину, ведут работу в карточках №2 Ответы детей Дети сверяют свою работу с образцом, заполняют оценочные листы. | Фронтальная, индивидуальная. | Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений. | Устные ответы Просмотр фильма | |
3.Физминутка | - А сейчас - физкультминутка! Раз - подняться, потянуться. ( слайд 10) | Учащиеся выполняют движения согласно считалке | ||||
4.Творческая практическая деятельность | Фронтальная и индивидуальная работа с учащимися | -Следующая станция – мастеровая – конечная ( озвучивание движение поезда) -Станция «Мастеровая»! =Предположите, чем мы займемся на станции мастеровой? -Работать будем в группах, коллективно. -Как вы думаете почему? -Правильно, ребята. -Вспомним правила работы в группах. ( слайд № 11) -Задание для практической работы у вас на столах в конвертиках. -По окончании работы каждая группа должна представить свой поднос. -Обращайте внимание на экран. -Вы здесь увидите подсказки хода работы Планирование практической работы Поэтапная роспись заданных элементов Выбор цвета элементов росписи, учитывая цвет фона подноса. Создание из фрагментов заданной композиции коллективного подноса. -Приглашаю вместе с нами поработать и наших гостей! -Желаю всем удачи! | -Мы сегодня побываем в роли мастеров распишем элементы росписи и создадим композицию. -Чтобы выполнить работу быстрее и чтобы каждая группа создала свою роспись. Ответы детей Ведут роспись отдельных деталей, составляют композицию по определенному мотиву. | Групповая, индивидуальная | Выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших композиций. Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности Работать по плану, сверяясь с целью (составлять и соединять элементы, соблюдать этапы работы в росписи). | Практическая деятельность |
4.Итоги урока. Рефлексия. | -А сейчас попрошу командиров представить творческие работы команд и прикрепить их к доске. -Попрошу каждого из вас оценить свою личную работу. - Какова была цель урока? - Достигли ли цели?
-Что нового узнали? -А теперь пришло время оценить результаты вашейработы, подсчитать количество баллов и выставить себе отметку за урок. -Узнать насколько вам понравился урок нам поможет баночка с чистой водой и ваши краски. -Если вы довольны работой ,наберите теплый цвет на кисть и обмойте ее в воде. -Если нет - используйте холодный цвет с таким же действием. -Я очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть. | Командиры команд представляют выполненные работы согласно заданию в конверте - Все этапы росписи соблюдены Соотносят цель и результат учебной деятельности -Узнали об этапах росписи - что такое композиция - об интересном промысле, который называется «жостовский» | Способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабоча...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабоча...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского
Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 4 классе на тему: «Весна пришла»
Тенологическая карта урока по изобразительно деятельности для учащихся с ТМНР. Рисование цветов в нетрадиционной технике с использованием пузырьковой пленки....
Тематическое планирование учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год УМК «Изобразительное искусство» А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного предмета «изобразительное искусство» для 8 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год УМК «Изобразит...